Развитие рефлексивной самооценки как один из важнейших аспектов учебной деятельности.docx
Развитие рефлексивной самооценки как один из важнейших аспектов
учебной деятельности. 1 слайд
В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал всё. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он
спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я ее убью, скажет мёртвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». 2 слайд
И в наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным,
а главное, успешным.
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя,
своих поступков. Это самый благоприятный период для развития
рефлексивной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и
учебной.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе стало
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у
современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные
действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной
учебной деятельности – развивающие обучение. Один из принципов
развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок
может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным
условием создания развивающей среды на уроке является этап развития
рефлексивной самооценки.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio 3 слайд
обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением;
самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов
собственной деятельности, внутренней жизни.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о
своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского
языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под
рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь
оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему
выбран тот или иной уровень); б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена
группы для достижения максимального результата в решении поставленной
задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую
помощь в работе оказал… (имя)»).
4 слайд А что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый
компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя,
своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей
своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный
смысл рефлексивной
заключается в самоконтроле
обучающегося, его саморегуляции.
самооценки
5 слайд Самооценка помогает детям определить границы своего знания
незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы,
которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Чтобы оценивание
было эффективным, на уроках регулярно привлекаю к этому процессу детей,
помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо
они чтолибо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется,
прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели)
— то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети
будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные
показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для
детей языке обсуждаю с целым классом или с группами учеников, чему они
научатся и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. ( Что? и
Как?) В процессе всего урока дети получают устную и письменную обратную
связь на их ответы и работы, тем самым показываю, насколько в них
достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить,
в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться
дальше. Работа по развитию рефлексивной самооценки нелегкая и
требует много времени.
Как может быть организовано самооценивание учеников начальных
классов?
Методик, формирующих самооценку, существует несколько. Я хочу
остановиться лишь на тех, которые использую в своей работе .
6 слайд Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение этого вида методики целесообразно использовать в начале урока
с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце
деятельности. Применяю карточки с изображением лиц, цветовое
изображение настроения, эмоциональнохудожественное оформление.
«Смайлики» Самый простой вариант: показ карточек с изображением
трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные
цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока предлагаю составить букет: «Если вам понравилось на уроке, и вы
узнали чтото новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не
понравилось, голубой».
7 слайд «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то
вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. Вместо
яблок можно использовать листочки.
Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет
которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки
собирают в общий цветок.
Гномики. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику,
настроение которого разделяет в данный момент.
8 слайд Рефлексия деятельности
Данная методика даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных приемов. Этот вид
рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,
защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока
даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Приём «лестницы успеха».
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить
солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при
выполнении заданий
«10 баллов»
Оценить по 10бальной шкале работу на уроке с позиции:
„Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10
. Эта методика используется с целью отслеживания результатов уровня
сформированности адекватной самооценки младших школьников.
Огонёк общения.
Дети передают сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
Сегодня меня порадовало…
Сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных
цветов. Учитель объясняет детям:
Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется
сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому;
фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216) Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы
думаете, почему?
Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три
вопроса:
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Что было особенно интересным и познавательным?
В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
«Пантомима».
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.
Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть
лицо руками – безразлично.
9 слайд Рефлексия содержания учебного материала
Эта методика используется для выявления уровня осознания содержания
пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса.
Развитие самооценки достигается с использованием методики «дерево
целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я
не знал… Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и
достаточно известный приём синквейна, который помогает выяснить
отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление
нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и
того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана на доске: слайд 9.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252) Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
«Волшебный мешочек»
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот
волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
10 слайд «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся
личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых
обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в
тот вагончик, который указывает на то задание, которое им было интересно
выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание,
которое показалось не интересным. Можно использовать только один
жетон по усмотрению ученика
11 слайд Для подведения итогов урока можно воспользоваться
упражнением «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно
выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия
времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу
из трёх граф. В графу «П» «плюс» записывается всё, что понравилось
на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему
полезны для достижения какихто целей. В графу «М» «минус»
записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным,
вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» «интересно»
учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на
уроке, что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю.
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников,
проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
12 слайд В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету,
которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и
количественную оценку уроку.
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять это зависит от того, на
какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить
учеников аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252) 4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7.Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересно/не интересно
Светофор.
Зелёный цвет – побольше таких дел.
Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.
Красный цвет – дело не понравилось.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки
кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем
зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на
листочках высказывают анонимно.
13 слайд Следует отметить, что после первого года обучения уже
наблюдаются положительные результаты работы по формированию
самооценки младшего школьника:
осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание
границ своих знаний;
в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их
деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
уверенность в способности освоения для самореализации и
самоутверждения социального опыта;
умение оценить свое положение в системе социальных отношений
«взрослый – сверстник я»;
повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную
деятельность.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит
успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и
адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.
Однако, процесс
развития рефлексивной самооценки должен быть
многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью
самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, развитие рефлексивной самооценки на уроке – это
позволяющая
совместная деятельность учащихся и учителя, совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни
для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный
урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится
осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем,
оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного
общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь
настоящую и будущую.
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую
возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях.
Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть
счастливым. Безусловно, развитие рефлексивной самооценки является
обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
14 слайд
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
15 слайд Спасибо за внимание !
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.