Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Оценка 4.8

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
русский язык +1
1 кл
23.04.2017
Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Публикация является частью публикации:
Развитие рефлексивной самооценки как один из важнейших аспектов учебной деятельности.docx
Развитие рефлексивной самооценки как один из важнейших аспектов   учебной  деятельности.  1 слайд В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал  всё.  Один человек захотел   доказать,   что   мудрец   знает  не   всё.  Зажав   в   ладонях   бабочку,   он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А   сам   думает:   «Скажет   живая   –   я   ее   убью,   скажет   мёртвая   –   выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».  2 слайд    И в наших с вами  руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя,  своих поступков. Это самый благоприятный период для развития  рефлексивной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и  учебной.  В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе стало  использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения  самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,  выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у  современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной  учебной деятельности – развивающие обучение.  Один из принципов  развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок  может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если  каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным  условием создания развивающей среды на уроке является этап  развития  рефлексивной самооценки.  Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio      3 слайд          ­обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением; ­ самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь   иностранных   языков   определяет   рефлексию   как   размышление   о своём   внутреннем   состоянии,   самопознание.   Толковый   словарь   русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.  Рефлексия бывает:  а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень); б)  групповая  –   акцентирование   ценности   деятельности   каждого   члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).  4 слайд А что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый компонент   развития   самосознания,   т.е.   осознание   человеком   самого   себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл  рефлексивной   заключается  в   самоконтроле обучающегося, его саморегуляции.    самооценки  5 слайд  Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Чтобы оценивание было эффективным, на уроках   регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они  что­либо  делают.  Для  такого  сотрудничества   в оценивании   требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут   способны   после   освоения   учебного   материала.   Поэтому   учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке  обсуждаю с целым классом или с группами учеников, чему они научатся и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. ( Что? и Как?) В процессе всего урока дети получают  устную и письменную обратную связь   на   их   ответы   и   работы,   тем   самым       показываю,   насколько   в   них достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.   Работа  по   развитию   рефлексивной     самооценки     нелегкая   и требует много времени.  Как   может   быть   организовано   самооценивание   учеников   начальных классов?  Методик,   формирующих   самооценку,   существует   несколько.   Я   хочу остановиться лишь на тех, которые использую в своей работе .   6 слайд   Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение этого вида методики целесообразно использовать   в начале урока с   целью   установления   эмоционального   контакта   с   классом   и   в   конце деятельности.   Применяю   карточки   с   изображением   лиц,   цветовое изображение настроения, эмоционально­художественное оформление.  «Смайлики»  Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.  «Букет настроения».  В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока предлагаю   составить   букет:   «Если   вам   понравилось   на   уроке,   и   вы узнали   что­то   новое,   то   прикрепите   к   вазе   красный   цветок,   если   не понравилось, ­ голубой».   7 слайд «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю   на  дерево   яблоки   красного   цвета,   если   нет,  зелёного.  Вместо яблок можно использовать листочки.  Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.  Цветик  –  многоцветик.  Дети   выбирают   для   себя   лепесток,   цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.  Гномики.  Ребёнок   отдаёт   жетон   тому   нарисованному   гномику, настроение которого разделяет в данный момент.   8 слайд Рефлексия деятельности Данная методика даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным   материалом,   поиска   наиболее   рациональных   приемов.   Этот   вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.   Приём «лестницы успеха».  Детям   предлагается   лесенка,   шкала   на   которой   они   должны   поставить солнышко   на   той   ступеньке,   на   которую   вы   поставили   бы   себя   при выполнении заданий   «10 баллов» Оценить по 10­бальной шкале работу на уроке  с позиции:  „Я“ 0________10            „Мы“ 0________10              „Дело“ 0________10 .   Эта   методика   используется   с     целью   отслеживания   результатов   уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников.   Огонёк общения.    Дети передают сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит: ­ Сегодня меня порадовало… ­ Сегодня меня огорчило…  На   парте   у   каждого   ребёнка   лежат   три   кружочка  (цветочка)   разных цветов. Учитель объясняет детям: ­ Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать   сегодня   спасибо);   зелёный   –   самому   уступчивому,   покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения. (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. ­   Посмотрим,   у   кого   сегодня   получился   самый   большой   букет.   Как   вы думаете, почему?  Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.  Учащимся   предлагается   с   закрытыми   глазами   мысленно   ответить   на   три вопроса: ­ Что нового я узнал сегодня на уроке? ­ Что было особенно интересным и познавательным? ­ В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?  «Пантомима». Учащиеся   пантомимой   должны   показать   результаты   своей   работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.   9 слайд Рефлексия содержания учебного материала  Эта  методика  используется для выявления  уровня  осознания содержания пройденного.  Эффективен   приём   незаконченного   предложения,   тезиса. Развитие   самооценки   достигается     с   использованием     методики   «дерево целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не   знал…   ­   Теперь   я   знаю…’’);   приём   анализа   субъективного   опыта   и достаточно   известный   приём  синквейна,   который   помогает   выяснить отношение   к   изучаемой   проблеме,   соединить   старое   знание   и   осмысление нового.    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того,   как   работали   –   т.е.   каждый   оценивает   свой   вклад   в   достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.   Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: слайд 9. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…  «Волшебный мешочек»   Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»   10 слайд «Поезд».    На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое   показалось   не   интересным.   Можно   использовать   только   один жетон по усмотрению ученика    11   слайд  Для   подведения   итогов   урока   можно   воспользоваться упражнением  «Плюс – минус – интересно».  Это упражнение можно выполнять   как   устно,   так   и   письменно,   в   зависимости   от   наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» ­ «плюс» записывается всё, что понравилось на   уроке,   информация   и   формы   работы,   которые   вызвали положительные   эмоции,   либо,   по   мнению   ученика,   могут   быть   ему полезны   для   достижения   каких­то   целей.   В   графу  «М»  ­   «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу  «И»  ­ «интересно» учащиеся   вписывают   все   любопытные   факты,   о   которых   узнали   на уроке, что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю.  Это   упражнение   позволяет   учителю   взглянуть   на   урок   глазами   учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.    12   слайд  В   конце   урока   можно   дать   ребятам   небольшую   анкету, которая   позволяет   осуществить   самоанализ,   дать   качественную   и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять ­ это зависит от того, на какие   элементы   урока   обращается   особое   внимание.   Можно   попросить учеников аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал                               активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я                    доволен/не доволен 3. Урок мне показался                              коротким/длинным (cid:252) (cid:252) (cid:252) 4. За урок я                                                 не устал/устал 5. Моё настроение                                   стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был                    понятен/ не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен 7.Домашнее задание мне кажется           лёгким/трудным                                                                      интересно/не интересно  Светофор.               Зелёный цвет – побольше таких дел.               Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.               Красный цвет – дело не понравилось.  «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся   в   корзину   (коробку,   мешок),   затем   выборочно   учителем зачитываются   мнения   и   обсуждаются   ответы.   Учащиеся   мнение   на листочках высказывают анонимно. 13   слайд  Следует   отметить,   что   после   первого   года   обучения   уже наблюдаются   положительные   результаты   работы   по   формированию самооценки младшего школьника:  ­   осознанное   восприятие   учащимися   учебного   материала,   понимание границ своих знаний;  ­ в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;   ­уверенность   в   способности   освоения   для   самореализации   и самоутверждения социального опыта;  ­   умение   оценить   свое   положение   в   системе   социальных   отношений «взрослый – сверстник ­ я»;  ­ повышение уровня ответственности за учебную деятельность;   ­самооценка   и   самоконтроль   постепенно   переходят   во   внеучебную деятельность. От   способности   ученика   к   самоанализу   и   самооценке   зависит успешность его ­ обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.  Однако,   процесс     развития   рефлексивной   самооценки   должен   быть многогранным,   так   как   оценка   должна   проводиться   не   только   личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким   образом,     развитие   рефлексивной   самооценки     на   уроке   –   это   позволяющая совместная   деятельность   учащихся   и   учителя, совершенствовать   учебный   процесс,   ориентируясь   на   личность   каждого ученика.  Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок   –   это   место   проживания   счастья   жизни   ребенком.   Он   учится осмысливать   окружающую   действительность,   любить   мир   и   людей   в   нем, оценивать   свои   мысли   и   поступки   с   позиции   требований   современного общества,   формировать   ответственность   за   самого   себя,   свою   жизнь настоящую и будущую.   Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность   проживания   ребенком   счастья   жизни   на   всех   его   уровнях. Именно   в   рамках   урока   формируется   у   школьника   способность   быть счастливым.   Безусловно,  развитие   рефлексивной   самооценки  является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.  14 слайд Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! 15 слайд Спасибо за внимание !

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"

Презентация " Развитие рефлексивной самооценки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017