Цель урока - охарактеризовать роль социальных отношений и взаимодействия в жизни человека и общества в целом. В ходе урока учащиеся знакомятся с различными формами социального взаимодействия, выясняют природу социальных конфликтов. Анализируя схемы, иллюстрации, учащиеся формируют представление о соперничестве и сотрудничестве, особое место на уроке занимают вопросы социальных аспектов труда и культуры труда.Презентация " Социальные взаимодействия" 10 класс обществознание базовый уровень УМК Боголюбова Л.Н.
1.Социальные отношения
1.Социальные отношения
и взаимодействия.
и взаимодействия.
В повседневной жизни люди множеством нитей
связаны с другими людьми, обществом:
• Взаимодействие по личным вопросам
Летний вечер.
• Взаимодействие в процессе учебы
• правовые вопросы и
др
примеры
данных
приведите
конкретные
Задание:
взаимодействий.
Многообразие связей составляет структуру социальных
отношений, эти взаимоотношения оказывают различное
влияние на нашу жизнь: они различаются по степени своей
важности и значимости для нас.
Задание: определите, чем социальные связи отличаются
друг от друга?
Социальные
отношения
Социальные
контакты
Социальные
взаимодействия
! Различные
развития
связей.
уровни
социальных
• систематичность,
• регулярность,
• взаимная
обусловленность
и направленность
СоциальныеотношенияСоциальныеконтактыСоциальныевзаимодействия• систематичность,• регулярность,• взаимная обусловленностьи направленность
Сотрудничество:
• обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодей
ствия для обеих сторон
• возможна направленность этого взаимодействия на
достижение возникающей совместной цели ( но не анало
гичной), что содействует укреплению гарантий сотруд
ничества, дружбы, партнерства
• подкрепление длительного взаимовыгодного сотруд
ничества такими средствами обмена, как верность,
признательность,
уважение, поддержка
На заседании «большой
семерки» с участием РФ
Соперничество:
• стремление опередить, отстранить, подчинить или
уничтожить соперника,
• отсутствие общих, совместных целей, но обязательно
наличие аналогичных целей относительно неделимого
объекта
(например, кошелек покупателя, как цель
экономической конкуренции),
• подкрепление длительного соперничества негативными
средствами обмена
(зависть, хитрость, неприязнь,
озлобление, неискренность)
Цхинвали.
Конец 80х гг.
Соперничество может принимать вид конкуренции
и конфликта.
• при наличии конкуренции соперники пытаются
просто опередить друг друга.
• при наличии конфликта предпринимаются более
жесткие, агрессивные попытки заставить соперника
отказаться от его притязаний, навязать свою волю,
изменить поведение соперника, отстранить его от
неделимого объекта, физически устранить.
2. Социальный конфликт.
2. Социальный конфликт.
Конфликт
столкновение сторон, мнений, сил.
(от лат. conflictus — столкновение),
каждого
Конфликты разного рода пронизывают не только всю
историю человечества и историю отдельных народов, но и
жизнь
человека. Конфликт
представляет собой столкновение интересов различных
групп, сообществ людей, отдельных индивидов. При этом
столкновение интересов должно быть осознано всеми
сторонами конфликта.
конкретного
Конфликт может быть вызван как существенными
причинами, затрагивающими сами основы существования
конфликтующих групп, но может быть и иллюзорным,
воображаемым, когда люди полагают, что их интересы
несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Задание: приведите примеры реально существующих и
иллюзорных конфликтов.
Исторический опыт и социальная практика определяют
некоторые проблемы, по поводу которых чаще всего
формируются конфликты:
• богатство,
• власть,
• престиж,
• достоинство
(ценности и интересы, которые
имеют значение во всяком
обществе и придают смысл
действиям конкретных лиц,
участвующих в конфликтах).
Вспомните, что такое аутодафе.
Определите
конфликта,
изображенного на миниатюре.
суть
Источник обострения
конфликта
Накопление неудовлет
воренности
Возрастание
притязаний
Открытое чувство неудовлетворенности
•формирование социального движения
•
• выдвижение лидеров
•выработка программ и лозунгов
• формирование идеологии защиты интересов
Конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный
компонент общественной жизни, либо завершается
победой доминирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
Формы взаимоотношения сторон:
• Компромисс, т.е. соглашение, достигнутое путем
взаимных уступок,
• экстремизм, т.е. приверженность к крайним взглядам
и действиям,
• толерантность, т.е. терпимость во взглядах и
оценках,
определении
мотивации действий отдельного индивида или
группы.
снисходительность
в
Задание:
Приведите конкретные примеры
различных
форм
взаимоотношения сторон.
Как называется способ разрешения межличностного
конфликта, описанного в следующем тексте?
« Ссора разгорелась изза того, что каждый из нас по
своему видел решение задачи, поставленной в
эксперименте. Но я смирил свои эмоции и предложил
спокойно разобраться, партнер последовал моему
примеру. Мы вместе вновь проанализировали условия и
обсудили ход решения».
А. противоборство,
Б. уход,
В. сотрудничество,
Г. Уступка.
Как называется способ поведения в
межличностном конфликте, описанный в следующем
тексте?
« Марина настаивала на том, чтобы мы пошли на
дискотеку, а я уговаривала её пойти в парк. Она так
настаивала, а мне не хотелось портить с ней
отношения, и я в конце концов согласилась, хотя
желания
Настроение
испортилось и весь вечер болела голова.»
танцевать
было.
не
А. противоборство,
Б. уход,
В. сотрудничество,
Г. уступка.
3. Социальные аспекты труда.
3. Социальные аспекты труда.
Характер трудовых
отношений
Возможность удовлетворить в процессе труда
Потребности в
• самоуважении,
• самовыражении,
• активности,
• создании необходимых
материальных условий
продолжения рода,
• стабильности,
• общении и т.п.
Интересы
Материальные
( денежные и
материально
вещественные средства
удовлетворения
потребностей)
Нематериальные
( знания, наука,
искусство, культура,
социальная
активность)
Характер трудовыхотношенийВозможность удовлетворить в процессе трудаПотребности в • самоуважении,• самовыражении,• активности,• создании необходимых материальных условийпродолжения рода,• стабильности,• общении и т.п.Материальные( денежные и материальновещественные средстваудовлетворения потребностей)Нематериальные ( знания, наука,искусство, культура,социальная активность)
4. Культура труда.
4. Культура труда.
определенное
социальное
Культура труда – это культуроформирующее
воздействие труда на человека.
Культура труда представляет собой систему, которая
обеспечивает
качество
трудового процесса. В трудовом процессе человек может
реализовать свою человеческую сущность.
Культура труда складывается из объективных и
субъективных составляющих.
Объективный
физические и технико технологические факторы.
включает
аспект
культуры
труда
Задание: сформулируйте слагаемые культуры труда
отдельной личности ( т.е. субъективный аспект)
Субъективный аспект культуры труда:
• профессиональные знания и дисциплина,
• знание и соблюдение правовых и моральных
норм, регулирующих поведение в процессе труда.
Ст.21 Трудового кодекса РФ
«Основные права и обязанности работников»
исполнять
Работник обязан:
Добросовестно
обязанности, возложенные на него
договором;
Соблюдать
организации;
Соблюдать трудовую дисциплину;
Выполнять установленные нормы труда;
Соблюдать
охране
обеспечению безопасности труда.
внутреннего
требования
по
правила
свои
трудовые
трудовым
распорядка
труда
и
? Почему ст.21 ТК РФ начинается с раздела
обязанностей, а не прав?
Задание: сформулируйте практические выводы по
основным вопросам темы.
Рассуждения начните с самого факта, что в нашей
повседневной жизни мы постоянно взаимодействуем со
многими людьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.