Анализ проблем - одно из первостепенных оснований проектирования образовательного процесса.
Анализ по определению методологов - это сбор и переработка значимой информации для улучшения понимания действительности, подготовки и принятия управленческих решений.
Что и как должен анализировать педагогический коллектив представлено в данной презентации.презентация для педагогов и администрации школы
Анализ проблем как
основание
проектирования в
образовании
Михеева Светлана Васильевна,
преподаватель ГБПОУ СО «Северный
педагогический колледж», г. Серов
Анализ –
сбор и переработка
значимой информации для
улучшения понимания
действительности,
подготовки и принятия
управленческих решений.
Элементы анализа
Элементы анализа
1. Создание условий и предпосылок
анализа проблем (проведение
исследований)
2. Анализ проблем – выявление
потребностей
3. Работа с проблемами – выявление
приоритетных, объяснение причин
4. Выдвижение идей обновления
стратегии
Выявление
Выявление
проблем
проблем
реальные
требуемы
е
несоответстви
результатов
е
желаемые
возможные
Структура образовательной
системы
Ресурс
ы
Процессы:
образовательный и
другие
Результат
ы
Внешняя среда
Что значит грамотно
поставить проблему?
Найти, понять, над чем именно
работать
Выявить
проблему»
Правильно ее сформулировать
«подлинную
Проблема – разрыв
между результатами
работы ОУ,
требуемыми в
будущем, и ее
реальными
результатами
Наиболее типичные
неудачные формулировки
проблем
Назывные:
Нехватка чего-либо
Препятствие в работе
Примеры: отсутствие
кадров, отсутствие денег,
устаревшее
оборудование
Существенные признаки в
понимании проблемы в рамках
Разрыв действительного (реального) и требуемого
(желаемого) на уровне результатов системы:
проблемного анализа
выявленный в конкретной ситуации, в конкретном
времени и месте
с
лиц,
позиции
преобразования
планирующих
будущего,
осознаваемый действующими лицами как именно
разрыв,
вызывающий
этим
положением, вплоть до сильного желания изменить
ситуацию к лучшему.
неудовлетворение
определенные
действующих
конкретных
у
них
При этом выявленная проблема является в
достаточной
этими
действующими лицами, входит в их компетенцию и
соответствует
реальным
возможностям.
контролируемой
компетентности,
степени
их
Что не является
Что не является
проблемой?
проблемой?
Ограничения
Затруднения
Отсутствие
Нехватка
Дефекты
Отдельные факты
Противоречия, не относящиеся к
результатам
Ранжирование,
структурирование проблем
Упорядочение списка проблем.
Выявление проблем, решение которых
особенно выигрышно.
Прогнозирование последствий нерешения.
Прогнозирование и оценка препятствий
Определение первоочередных проблем.
Объяснение причин существования
решению.
проблем.
Прослеживание
причин проблем
Условия:
Процессы:
Условия:
Процессы:
образовательны
педагогически
…
…
й
е
Управлени
Управлени
ее
…
…
…
…
…
Результа
Результа
тт
…
Прослеживание
причин проблем
Условия:
Процессы:
Условия:
Процессы:
педагогически
образовательны
Моделирова
Приобретени
-
е умения
выбирать
ние умения
выбирать
Задачи на
й
е
выбор
Индивидуал
и-зация
образовани
я
Приобретени
е опыта
выборов
Исследовани
е своих
возможносте
й
Управлени
Управлени
ее
Постановка
специально
й цели
Проектиров
ние условий
Мониторинг
и контроль
а-
?
Результа
Результа
тт
Выпускник
основной
ступени
не готов !
не готов !
делать
выбор
(професси
и, друзей,
занятий и
др.)
Целеполагание
Цель:
требуемого
Образ желаемого результата
возможного
Управление Условия Процессы Результат
Выводы из определения
Нет образа результата – нет
цели! (но цель не то же
самое, что результат!)
Нет желаемости – нет цели!
Нет возможности – нет
цели!
Нет мотивации – нет цели!
Управленческие цели для
системы
хотим достичь все вместе,
Декларация, заявление о том, чего мы
Которая не отменяет личных целей
людей,
Которая не всегда совпадает с личными
целями управленца,
Но - которая делает нас всех
целеустремленными и организованными
Задавание цели через
Результат
Сроки достижения
Ресурсные ограничения
Хорошие, но – не-цели
Идеал, мечта, видение
Миссия, предназначение
Функции, виды работ
Направления деятельности
Задачи, соцзаказ (как внешние
требования = еще не цель)
Задачи (как то, что надо делать,
задания = часть содержания работы,
не цель)
Целевой подход
Цели существуют везде по системе,
звеньям, направлениям
Цели известны всем
Цели поняты и приняты как свои
Планирование идет от цели – образа
результата, а не от мероприятий
Цели формулируются на базе
анализа и прогноза…
Уровни целей в проектах
Общие глобальные
Конкретные, главные
результаты по этапам работ
результаты по направлениям работ
Промежуточные цели - (результаты) как
условие достижения главных целей
по крупным мероприятиям
Можно ли из не-целей
сделать цели?
Если появится образ результата
Если уточнятся сроки достижения
Если уточнятся ресурсные ограничения
Цели связаны с
анализом
Они вытекают из анализа
Анализируем прежде всего результаты и
их соответствие целям
Не зная целей, не имеем критериев и
точек отсчета для анализа и оценки
Анализ для развития – от завтрашних
целей