Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера», в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн, а художником спектакля был Александр Николаевич Бенуа.«Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной, множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты.Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при исполнении в постоянном темпе, без ускорения. Слушая произведение, вы находитесь в состоянии поистине гипнотическом. Дело в том, что музыка здесь показала свою власть над земным временем. “Болеро” построено математически точно. Иными словами, проблема творческая, духовная, разрешена с четкой непреложностью. Это-то и является источником гипноза.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Морис Равель «Болеро»
Водопьянова Т.М.
Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для
оркестра, первоначально задуманное как музыка для
балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые
исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера»,
в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн, а художником
спектакля был Александр Николаевич Бенуа
«Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического
воздействия неизменной, множество раз повторяющейся
ритмической фигуры, на фоне которой две темы также
проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост
эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и
новые инструменты» (А.Майкапар)
https://yandex.ru/images/search?text=%
D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BE%20%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%
84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B9
Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при
исполнении в постоянном темпе, без ускорения. Слушая произведение,
вы находитесь в состоянии поистине гипнотическом. Дело в том, что
музыка здесь показала свою власть над земным временем. “Болеро”
построено математически точно. Иными словами, проблема творческая,
духовная, разрешена с четкой непреложностью. Это-то и является
источником гипноза
Начальная тема написана в чистом до мажоре, и в ней при всей
строгости присутствует и некий баскский тон. Затем вторая тема
(ее можно назвать контртемой) – очень томительная. В ней есть
странные гармонические повороты, и вся тема производит
впечатление какого-то восточного рисунка – мавританского,
андалусского. Кстати говоря, сам Равель так высказался однажды
по поводу мелодии “Болеро”: “Народный мотив обычного испано-
арабского рода”. Слово “обычного” здесь кажется неуместным.
Ничего обычного конечно же в этой теме у Равеля нет. В ней –
поразительное томление, какая-то змеиная грация
Степень звукового напряжения постепенно нарастает. Во многом это
связано с переходом от инструмента к инструменту. Начинают
деревянные духовые. Вначале играют две флейты, затем кларнет,
далее фагот, малый кларнет, альтовый гобой, и только во второй
половине произведения появляется медный инструмент –
засурдиненная труба. Дается очень причудливое звучание:
саксофоны – саксофон-тенор, саксофон-сопранино, саксофон-сопрано,
вслед за ними тромбоны... Только на четвертый раз, при четвертом
полном проведении темы появляются струнные. В общей сложности
это двенадцатое проведение темы. Далее – тутти. Ритм
поддерживают медь и ударные. Мелодическую тему ведут струнные
Под конец пьесы, в коде
появляется единственная
модуляция – в ми мажор.
Равель достигает нового
звукового уровня за один
мелодический шаг.
Появляется новый вариант
темы – первый и последний
раз в сочинении. Строгая
периодичность как бы
исчезает, и новое звучание,
новая тональная краска дает
возможность попросту
завершить произведение
после внезапного высшего
смятения – после этой
великой, выдающейся
модуляции, модуляции как
идеи, как огромного
эмоционального взрыва, – все
растворяется и завершается
“священной” паузой, когда
повисает тишина вслед за
последними тактами
Вместе с тем – и это тоже поразительно – “Болеро” имело
оглушительный успех в Европе 1928 года, в Европе, которая не
ожидала никаких новых катастроф. Успех сочинения был
поистине успехом шлягера. Тему “Болеро” напевали всюду – в
коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Ее
способен был, кажется, напеть каждый любитель музыки. И
вместе с тем “Болеро” восхищались профессионалы, а это уже
совершенно другой уровень успеха. Сергей Прокофьев назвал
“Болеро” чудом искусства. И действительно, не восхититься
фантастическим, феерическим мастерством Равеля было
https://www.liveinternet.ru/users/345
7202/post150068750
ttps://yandex.ru/images/search?
pos=72&p=2&img_url=https%3A%2F
%2Ffr.wahooart.com%2FArt.nsf%2FO
%2F8LT2GA%2F%24File%2FMikhail-
Fiodorovich-Larionov-Stravinsky-
Diaghilev-Cocteau-and-Eric-Satie-in-
Par-s.JPG&text=равель%20пикассо
%20прокофьев%20в
%20париже&rpt=simage