Вера Чаплина
Вера Чаплина родилась в Москве 24 апреля 1908 года.
Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила консерваторию.
Отец, Василий Михайлович — работал юристом.
В 10лет Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте. (только через 6 лет ее нашла мама).
О жизни в детском доме Вера Чаплина говорила так:
«находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало».
Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности.
Больше всего Вера Чаплина ценила способность зверя стать другом. За всю жизнь у нее было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго. «Я убирала клетку, часами говорила с Арго, но прошло очень много дней, прежде чем он боязливо принял из моих рук первый кусочек мяса».
Эта дружба продолжалась много лет, и выдержала самое серьезное испытание. Трудно сказать, что произошло, но однажды волки в вольере напали на девушку. Верный Арго защищал ее – один против всех – с такой яростью, что стая отступила. На нем почти не осталось живого места, Вере тоже сильно досталось, но она была спасена.
С середины 1920-х годов Московский зоопарк стал активно развиваться: построили Новую территорию, постоянно пополняли коллекцию редких животных. Научная и просветительская работа стала главным делом сотрудников. В то время еще не хватало знающих зоологию экскурсоводов, и П.А.Мантейфель предложил допустить к проведению экскурсий по зоопарку наиболее подготовленных кюбзовцев. Вот что вспоминала об этом профессор Елена Дмитриевна Ильина (а в те годы просто Лёля, подруга Веры Чаплиной): «Чтобы получить разрешение на эту работу, надо было сдать строгий экзамен. Мы изучали всех представленных в зоопарке животных – их биологию, особенности…Нередко ведешь экскурсию и вдруг среди экскурсантов замечаешь дядю Петю, который, представляясь посторонним, начинает задавать «ехидные» вопросы. Если экскурсовод сбивался, нервничал, дядя Петя уходил, но потом, иногда очень длительное время он беззлобно подтрунивал над неудачным выражением, допущенной ошибкой. Все это мобилизовывало, заставляло работать над собой. И не случайно кюбзовцы считались одними из лучших экскурсоводов» («Юный натуралист», №3 1982г.)
В 1925-27 годах этой работой занималась и юннатка Чаплина. Она уже могла многое рассказать о жизни обитателей зоопарка, различала «лица» и знала характеры большинства из них. Но одно дело обсуждать проблемы зверей со своими товарищами, которые всё понимают с полуслова. Здесь же, на экскурсиях ее слушали незнакомые и совершенно разные люди: учащиеся, рабочие, красноармейцы. Среди них были взрослые и дети, знатоки животных и те, кто видел редких зверей и птиц впервые.
Как доходчиво и интересно рассказать им о питомцах зоопарка? Вряд ли Вера Чаплина предполагала тогда, что попытки ответить на этот вопрос приведут ее в литературу. Юннатка Чаплина просто пыталась увлечь экскурсантов чудесным миром зоопарка и показать, что бесконечно разнообразны и интересны не только его экзотические питомцы, но и те звери и птицы, что живут рядом – в обычных лесах и полях, в городских дворах и квартирах.
Записывать свои наблюдения за животными она начала еще в кюбзовские годы. И хотя большинство этих записей не сохранилось, по оставшимся видно, что в будущем (порой через десятки лет) они пригодились писательнице для создания многих рассказов, таких как «Раджи», «Догадливый лев», «Домовой в зоопарке». В 1920-х годах, а может, и раньше лежат истоки рассказа «Хитрые вороны». С детства присматриваясь к поведению зверей и птиц, Вера сталкивалась с неожиданными примерами их сообразительности. Еще в Ташкенте она целыми днями наблюдала за черными воронами, которые безошибочно находили на деревьях самые спелые грецкие орехи, приспособились раскалывать их в своеобразных «кузницах» и оригинально запрятывали… Теперь, занимаясь в КЮБЗе, она во всех подробностях описала этот случай уже как натуралист. А сам рассказ был опубликован спустя почти пятьдесят лет.
Надо сказать, что Вере Чаплиной было интересно не только наблюдать и приручать, но и обучать своих питомцев. Поначалу, как для многих детей, это было развлечением, игрой в «домашний цирк». Однако тяга к забавному, эксцентричному (которая не пропала и потом) уже тогда не могла заслонить серьезного отношения Веры к своим воспитанникам, каждый из которых становился для нее не игрушкой, а товарищем, другом. Этому способствовали и работа в зоопарке, и приручение Арго. А в 1925 году, не прекращая занятий в КЮБЗе, 17-летняя девушка вступила в Центральную секцию клуба служебного собаководства: у нее появился еще один питомец, доберман-пинчер Реди.
Вера занималась с ним изо дня в день, отрабатывала до совершенства все приемы, которые показывали инструкторы. Но и пес оказался на редкость способным, восприимчивым учеником. И что самое важное, на Реди можно было всегда положиться. Летом 1927 года Вера отправилась с подругой-кюбзовкой на юг, и там именно присутствие Реди позволило девушкам осуществить длительное и довольно рискованное путешествие, во время которого они по поручению Мантейфеля собирали «для пополнения Московского зоопарка в районе Кавказского Черноморского побережья некоторых животных и изучения биологии некоторых представителей фауны» (так было сказано в удостоверении, которое выдал Московский зоопарк).
И в зоопарке начальная, кюбзовская пора сменилась для Веры Чаплиной самостоятельной работой – служителем при животных. В 1930 году ей поручили работу с молодняком. Это еще не та, совместная площадка молодняка, которую она организует при поддержке Мантейфеля в 1933 году. Но уже тогда, наблюдая за удивительной схожестью поведения детенышей совершенно разных зверей, ее увлекла идея провести эксперимент ― поселить детенышей всех вместе и приучить их друг к другу. То есть - создать общий «детский сад» для маленьких питомцев зоопарка.Работа с молодняком была ответственной и очень интересной. Выкармливание многочисленных зверят и уход за ними ― это было не все: некоторых еще и пробовали дрессировать. Елена Румянцева, дружившая с Верой еще с КЮБЗа, позднее вспоминала, что в 1930 году в зоопарке родились львята. Манька, самая ручная (кстати, будущая мать Кинули), шла ко всем на руки, но Вера решила заниматься с более злым – Пацаном. И через несколько месяцев достигла таких успехов, что Пацана пригласили сниматься в кино.
О Чаплиной и львице Кинули, которую она вырастила у себя дома, было снято множество хроникальных киносюжетов, в 1935 году создан фильм «Про львенка Кинули», Чаплина выступала как автор сценария и научный консультант почти в десятке фильмов…
Читатели заваливали Чаплину письмами. «…Большое значение имеет то, что все написанное не выдумка, а быль. И хотя Вы рассказываете необычайные вещи, они звучат естественно и убедительно… Я поняла, что секрет этого заключается в том, что Вы, в отличие от окружающих, понимаете животных. Оказывается, им свойственны такие знакомые каждому чувства, как – привязанность, тоска, дружба, а также страх, испуг и явные зачатки мышления. Никогда я не смогла бы разобраться в поступках зверей так просто…» - написала ей в 1956 году читательница Э.Горяинова.
А вот письмо другого читателя, причем весьма почтенного возраста - академика А.Ф.Иоффе: «Примите мою сердечную благодарность за присылку Вашей чудесной книжки, которая вновь доставила мне большую радость. Вы сумели так рассказать о своих друзьях, что они становятся нашими друзьями – научаешься смотреть на них иными глазами. Мало кому удается создать такие живые образы людей, как Ваши четвероногие…»
В 1947 году вышел ее новый сборник «Четвероногие друзья», где помимо переработанной повести «Кинули» впервые появились рассказы «Фомка - белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в Союз писателей, то рекомендовавшие ее Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.В послевоенные годы в творчестве Чаплиной появилась и другая тема. Животные зоопарка ― существа экзотические, уже сама встреча с ними для многих ― событие... И посыпались письма от юных читателей: пришлите мне львенка, тигренка или хотя бы медвежонка. Вера Васильевна в таких случаях спрашивала: а вы уже вырастили сами кого-нибудь? Вы кормите зимой птиц во дворе, помогаете бездомным собакам и кошкам? И знаете ли вы хоть что-то о тех, кто живет в ближайшем лесу, в поле, у речки?.. Другом может стать самый обычный четвероногий или крылатый питомец – это она с детства узнала сама и сейчас открывала своим читателям.
Единомышленником и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Интересно, что в своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь».
Чаплина и Скребицкий в соавторстве написали сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» в 1951 году и «В лесной чаще» в 1954 году. После совместной поездки в Западную Белоруссию вышел сборник их очерков «В Беловежской пуще» в 1949 году.
Вера Васильевна с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других.С возрастом этот талант не только помогал писательнице находить новые сюжеты для рассказов, но и в какой-то мере преобразил ее произведения. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. И как увлекательно и забавно следить за проказами прожорливого семейства воробушка Пика! Как захватывают перемены, происходящие в жизни дворняги Мухтара – как будто они происходят с нашим собственным участием. Даже с виду малосимпатичная жаба оказывается занятной и узнаваемой Хромкой. И вот уже мир рассказа в чем-то меняет реальную жизнь читателя – ему теперь легче стать чуть наблюдательнее, немного добрее. И, быть может, не только к зверям, но и к людям.
Знаменитые питомцы Московского зоопарка и звери, которых Чаплина воспитала сама, случайно встреченные четвероногие друзья – все они предстают перед нами на страницах ее книг. И может, не столь заметен, но очень значим в каждом рассказе и сам человек. От его доброты и ответственности подчас полностью зависят судьбы зверей. Но звери не остаются в долгу – забота о них как-то легко помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. Именно об этом - замечательные произведения Веры Васильевны Чаплиной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.