Презентация для 11 класса по написанию итогового сочинения. ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ.

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • pptx
  • 11.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко сформулировать его план. Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей: Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме сочинения). Основная часть включает в себя:   1.    Первый тезис + аргумент + микровывод. 2.    Второй тезис + аргумент + микровывод. 3.    Третий тезис + аргумент + микровывод и т.д...   Тезис - это собственное мнение по предлагаемой теме. Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером.   III. Заключение.Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко сформулировать его план. Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей: Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме сочинения). Основная часть включает в себя:   1.    Первый тезис + аргумент + микровывод. 2.    Второй тезис + аргумент + микровывод. 3.    Третий тезис + аргумент + микровывод и т.д...   Тезис - это собственное мнение по предлагаемой теме. Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером.   III. Заключение.
Иконка файла материала план итогового сочинения.pptx
ПЛАН  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ
Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко  сформулировать его план.  Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей:  I. Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме  сочинения).  II.Основная часть включает в себя:   1.    Первый тезис + аргумент + микровывод.  2.    Второй тезис + аргумент + микровывод.  3.    Третий тезис + аргумент + микровывод и т.д...    Тезис ­ это собственное мнение по предлагаемой теме.  Аргумент ­ это подтверждение тезиса литературным примером.   III. Заключение.
Примечание. Основная часть должна быть  больше по объему, чем вступление и заключение,  вместе взятые. Тезис, подтверждённый  аргументом, может быть всего один.  Оптимальное количество – два. Для каждого  тезиса формулируется свой аргумент!
ВСТУПЛЕНИЕ  С чего начать сочинение? В первую  очередь важно помнить, что во  вступлении обязательно должна  прозвучать тема сочинения.  Вдаваться в абстрактные и  отдалённые от темы рассуждения не  стоит.
ТРАДИЦИОННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ  Вступление включает в себя  несколько ключевых компонентов:            основных слов темы,          общих рассуждений о значимости     данных понятий в жизни человека,   ключевого вопроса темы.
Элементы вступления (приведённые ниже компоненты вступления  располагаются последовательно друг за другом)   Примеры  Ключевые слова темы: Родители и дети …    Общие рассуждения о предмете речи: Ребенок, рождаясь на свет, в первую  очередь ощущает заботу и любовь со стороны самых близких для него людей –  его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в  безопасности, с их помощью познает окружающий мир. Безусловно, желая  своему ребенку  только самого лучшего, родители дают ему свои советы,  воспитывают и учат его.  Вопрос(­ы) (задаём главный вопрос темы, на который отвечаем в  основной части).  Какую же роль играют родительские наставления в жизни  человека?
Основная часть итогового сочинения    Задаваясь  вопросом  –  «Как  писать  итоговое  сочинение?»,  важно  понять,  что  ключевым  элементом сочинения является его основная  часть.  Основная  часть   может  включать  один  подкреплённых  либо  литературно обоснованными аргументами.  нескольких  тезисов,  Каждая  пара  «тезис+аргумент»  обязательно  выделяется в отдельный абзац.
ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА  Очень важно помнить, что тезис ­ это первостепенно  важный элемент сочинении, ведь от него зависит  раскрытие темы.  КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ  В итоговом сочинении может быть всего один тезис.  Однако развернуть рассуждение на 350 слов по одному  тезису получается не всегда. Поэтому можно  сформулировать два тезиса и более. Вместе с тем, некоторые  темы уже изначально предполагают наличие как минимум  двух тезисов (к примеру, тема «Война – печальней нету  слова./ Война – святее нету слова…»).
При формулировке тезиса важно  учитывать два серьёзных аспекта:   взаимосвязь тезиса и темы,  специфику формулировки  самого тезиса.
ТЕМА И ТЕЗИС  Формулировка тезиса, само собой, напрямую  зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько  примеров.  Тема­вопрос: Если тема содержит вопрос, то требуется дать на него  непосредственный ответ.  Как правило, именно этим вопросом  заканчивается вступительная часть сочинения.  «Какие события и впечатления жизни помогают человеку  взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем,  трагедией, недетскими испытаниями, например в военное  время. Взросление происходит, когда ребенок учится  ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку  помогает забота о близких людях.
Тема­утверждение (в т.ч. цитата)  В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение.  Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не  иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.  Тема. Тезисы  «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т.  Твардовский)  (Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" ­ это  самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война –  печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.   «Война – святее нету слова», потому что человек в годы  тяжелых испытаний становится на защиту Отечества,  проявляет мужество, самоотверженность, героизм.
Тема ­ номинативное предложение (ключевые слова)  Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из  ключевых понятий. Нам нужно сформулировать своё суждение о  каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.  «Гармония природы и несовершенство человека».  (Во вступительной части задаем вопросы: В чём заключается  гармония природы? В чём состоит несовершенство человека? Как  они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты,  совершенства. В ней всё разумно и соразмерно. Человек же,  напротив, несовершенен, имеет множество пороков:  жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу тёмных  сторон своей натуры он может наносить вред природе.
СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА  Традиционное  предполагает прямое выражение мысли.  формулирование  тезиса  главной  выражение  мысли:  Прямое  Большинство  людей  понимает,  как  сохранять  важно  окружающий  будущих  поколений. беречь  природу,  мир  для
Формулировка тезиса оригинальная  Что касается претензии на оригинальность, то тут  возможно несколько путей. Например, можно написать  о каком­то случае из жизни (если этот приём не был  использован уже во вступлении). Самый удобный и  лёгкий способ – вопросно­ответный ход, когда мы сами  себе задаём вопрос и сами на него отвечаем. Этот  способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.  Можно применить метод аналогии – сравнение с миром  природы.
Пример из жизни   В России Великая Отечественная война коснулась каждой  семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не стала  исключением и моя семья. Узнав о том,  что моя бабушка  состояла в партизанском движении, фашисты пришли в дом к  её матери и пытали её, чтобы выведать место расположения  партизанского отряда. Прабабушка отказалась отвечать, и  тогда немцы казнили её. 9 мая в нашей семье – это не только  всенародный праздник, это напоминание о страданиях,  перенесённых нашими предками ради нашего мирного  будущего.
Вопросно­ответный вариант  Что помогает человеку преодолевать  трудности? Вероятней всего, у каждого  из нас  будет свой ответ на этот вопрос.  По моему мнению, очень важную роль  играет поддержка близких людей и  семьи.
Аналогия (сравнение с миром природы)   Мне кажется, именно любовь помогает  справиться с трудностями. Любовь даёт человеку  крылья, с помощью которых ему становится легче  преодолевать препятствия, возникающие на пути.  Примечание. Важно, чтобы все формулируемые  тезисы соответствовали заданной теме, не  отдалялись от неё.
АРГУМЕНТ  Количество аргументов в итоговом сочинении  Вполне достаточно привести к одному тезису  один литературный аргумент, приводить  несколько аналогичных к одному тезису  нецелесообразно.  Важно: если тезисов в итоговом сочинении  несколько, то к каждому из них формулируется  свой аргумент!
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА  Аргумент включает в себя несколько  компонентов:  1) обращение к литературному  произведению: называем автора и  заглавие произведения, его жанр (если  знаем; если не знаем, то так и указываем  – "произведение");
2) его интерпретацию: здесь мы обращаемся к  сюжету произведения либо конкретному эпизоду,  характеризуем героя(­ев). Будет не лишним  несколько раз упомянуть автора, используя  речевые клише типа «автор описывает»,  «писатель рассуждает», «поэт показывает»,  «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто  написать: "герой пошёл туда­то, сделал то­то"? А  потому что это будет уже не анализ, а простой  пересказ.
3) промежуточный вывод (промежуточный он  потому, что завершает только одну из микротем, а не  всё сочинение в целом; нужен для логичности и  связности текста): в этой части мы, как правило,  формулируем основную мысль всего упомянутого  произведения или авторскую позицию по конкретной  проблеме. Используем клише типа «писатель хочет  донести до читателя мысль о …» и т.п.  Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо  соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент. Все  эти компоненты располагаются друг за другом последовательно.
Обращение к произведению   Проблема экологии волнует многих  писателей, которые в своих произведениях  предупреждают человечество об опасности.  Мысль о необходимости пересмотреть своё  отношение к природе выражена в романе  Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
Интерпретация фрагмента  (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)   Автор вспоминает об установке руководства общества  охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что  обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом  истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось,  что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили  после того, как почти уничтожили начисто. Писатель говорит  о новом указании ­ уничтожать ворон. Он обращается к  читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Автор  заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь  она играет роль санитара.
Промежуточный вывод в конце  аргумента   Писатель хочет донести до нас мысль о  важности всех живых существ в природе.  Человек не должен бездумно их  уничтожать и спохватываться, когда  становится слишком поздно.
СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)  Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на  плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к  другой.   Варианты связки    Краткое изложение  содержания  предыдущего абзаца  в одном  предложении, затем  формулировка  новой мысли. всё необходимое для жизни. А как же  относимся к ней мы? Всем известно,  что человек частую губит всё, что  его окружает. К счастью, люди уже  Действительно, природа дает нам  ПРИМЕРЫ сейчас осознают свои ошибки и  задумываются над тем, как  сохранить природу для потомков.
Как писать заключение в  итоговом сочинении?   Заключение, как и другие  композиционные элементы сочинения,  может быть как стандартным, так и  оригинальным.
ТРАДИЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Выделяют несколько стандартных способов закончить  сочинение:  Вывод. Обычно итоговое сочинение завершают  выводом из всего вышесказанного. Это, по­видимому,  самый распространенный способ закончить сочинение.  Вместе с тем, это и наиболее трудный способ, т.к.  сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе  то, о чём уже было сказано, и, с другой стороны, не  отклониться от темы самого сочинения.
Призыв.  Другой достаточно распространенный вариант концовки ­ это  призыв. Здесь лучше НЕ применять глаголы 2 лица типа  «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Всё очень  просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его  прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем  случае это будет учитель, который будет проверять работу.  Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить  и т.д. Очевидно, это не очень этично. Поэтому лучше  использовать слово «давайте»: «давайте беречь экологию»,  «давайте помнить и помогать ветеранам» и т.д.
Выражение надежды.  Это один из самых выигрышных вариантов  заключительной части итогового сочинения, т.к.  он даёт возможность избежать дублирования  мысли, логических и этических ошибок. Важно  понимать, что выражать надежду нужно на что­то  позитивное. Писать: «Хочется верить, что  природа отомстит за себя и все люди  погибнут», ­ не стоит.
Варианты заключения:  Вывод   Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью.  Люди живы любовью к своим близким и  друзьям, любовью к родной земле и природе. Их  ведёт по жизни мечта, надежда на лучшее,  вера в свои силы. А помогают идти по жизни  добрые чувства: сочувствие, милосердие,  чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без  чего немыслима наша жизнь.
Призыв   В заключение хочется призвать людей не  забывать о том, что природа ­ наша мать,  которая дает нам всё необходимое для  жизни. Без неё мы не смогли бы  существовать. И поэтому наш долг ­  отвечать ей добром на добро. Давайте  заботиться о её сохранении, бережно  относиться ко всему, что нас окружает.
Выражение надежды   Подводя итоги сказанному, хочется  выразить надежду на то, что в  каждой семье будут царить гармония  и взаимопонимание. Хочется верить,  что любовь, забота, чуткость станут  главными в отношениях поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ  Цитата, подходящая по смыслу. Стоит заранее  запастись цитатами по всем тематическим  направлениям, может получиться, что какая­нибудь  подойдет для итогового сочинения. Важно: смысл  цитаты обязательно должен соответствовать главной  мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только  потому, что в ней встречается ключевое слово,  (например, в сочинении о природе цитата со словом  «природа») и не учитывать её общий смысл.
Зарисовка, которая возвращает к  вступлению.   Я смотрю на освещённые окна домов и думаю о  том, как было бы хорошо, если бы за ними не  было одиночества, если бы каждый, кто  живет там, был окружён заботой. Перебирая  старые фронтовые письма, я мечтаю о том,  чтобы в мире никогда не было больше войн,  разлучающих семьи.
Цитата   Таким образом, дружба имеет  величайшее значение в жизни человека.  Недаром Цицерон писал: «В мире нет  ничего лучше и приятнее дружбы;  исключить из жизни дружбу — всё  равно что лишить мир солнечного  света».
КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ В ИТОГОВОМ  СОЧИНЕНИИ?   ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если содержит рассказ о  каком­то случае из жизни, который навёл на размышления по данной  проблеме.    ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ, если вы ­  Привели пример из жизни; ­ или использовали вопросно­ответный  ход; ­ или провели аналогию (сравнение с миром природы).    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если оно представляет  собой  некую зарисовку, которая возвращает к вступлению или  включает в себя цитату с обобщающим смыслом.