ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко сформулировать его план.
Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей:
Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме сочинения).
Основная часть включает в себя:
1. Первый тезис + аргумент + микровывод.
2. Второй тезис + аргумент + микровывод.
3. Третий тезис + аргумент + микровывод и т.д...
Тезис - это собственное мнение по предлагаемой теме.
Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером.
III. Заключение.Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко сформулировать его план.
Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей:
Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме сочинения).
Основная часть включает в себя:
1. Первый тезис + аргумент + микровывод.
2. Второй тезис + аргумент + микровывод.
3. Третий тезис + аргумент + микровывод и т.д...
Тезис - это собственное мнение по предлагаемой теме.
Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером.
III. Заключение.
Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко
сформулировать его план.
Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей:
I. Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме
сочинения).
II.Основная часть включает в себя:
1. Первый тезис + аргумент + микровывод.
2. Второй тезис + аргумент + микровывод.
3. Третий тезис + аргумент + микровывод и т.д...
Тезис это собственное мнение по предлагаемой теме.
Аргумент это подтверждение тезиса литературным примером.
III. Заключение.
Примечание. Основная часть должна быть
больше по объему, чем вступление и заключение,
вместе взятые. Тезис, подтверждённый
аргументом, может быть всего один.
Оптимальное количество – два. Для каждого
тезиса формулируется свой аргумент!
ВСТУПЛЕНИЕ
С чего начать сочинение? В первую
очередь важно помнить, что во
вступлении обязательно должна
прозвучать тема сочинения.
Вдаваться в абстрактные и
отдалённые от темы рассуждения не
стоит.
ТРАДИЦИОННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление включает в себя
несколько ключевых компонентов:
основных слов темы,
общих рассуждений о значимости
данных понятий в жизни человека,
ключевого вопроса темы.
Элементы вступления (приведённые ниже компоненты вступления
располагаются последовательно друг за другом)
Примеры
Ключевые слова темы: Родители и дети …
Общие рассуждения о предмете речи: Ребенок, рождаясь на свет, в первую
очередь ощущает заботу и любовь со стороны самых близких для него людей –
его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в
безопасности, с их помощью познает окружающий мир. Безусловно, желая
своему ребенку только самого лучшего, родители дают ему свои советы,
воспитывают и учат его.
Вопрос(ы) (задаём главный вопрос темы, на который отвечаем в
основной части). Какую же роль играют родительские наставления в жизни
человека?
Основная часть итогового сочинения
Задаваясь вопросом – «Как писать итоговое
сочинение?», важно понять, что ключевым
элементом сочинения является его основная
часть. Основная часть может включать один
подкреплённых
либо
литературно обоснованными аргументами.
нескольких
тезисов,
Каждая пара «тезис+аргумент» обязательно
выделяется в отдельный абзац.
ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА
Очень важно помнить, что тезис это первостепенно
важный элемент сочинении, ведь от него зависит
раскрытие темы.
КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
В итоговом сочинении может быть всего один тезис.
Однако развернуть рассуждение на 350 слов по одному
тезису получается не всегда. Поэтому можно
сформулировать два тезиса и более. Вместе с тем, некоторые
темы уже изначально предполагают наличие как минимум
двух тезисов (к примеру, тема «Война – печальней нету
слова./ Война – святее нету слова…»).
При формулировке тезиса важно
учитывать два серьёзных аспекта:
взаимосвязь тезиса и темы,
специфику формулировки
самого тезиса.
ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, само собой, напрямую
зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько
примеров.
Темавопрос: Если тема содержит вопрос, то требуется дать на него
непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом
заканчивается вступительная часть сочинения.
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку
взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем,
трагедией, недетскими испытаниями, например в военное
время. Взросление происходит, когда ребенок учится
ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку
помогает забота о близких людях.
Темаутверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение.
Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не
иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема. Тезисы
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т.
Твардовский)
(Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" это
самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война –
печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.
«Война – святее нету слова», потому что человек в годы
тяжелых испытаний становится на защиту Отечества,
проявляет мужество, самоотверженность, героизм.
Тема номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из
ключевых понятий. Нам нужно сформулировать своё суждение о
каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
«Гармония природы и несовершенство человека».
(Во вступительной части задаем вопросы: В чём заключается
гармония природы? В чём состоит несовершенство человека? Как
они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты,
совершенства. В ней всё разумно и соразмерно. Человек же,
напротив, несовершенен, имеет множество пороков:
жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу тёмных
сторон своей натуры он может наносить вред природе.
СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА
Традиционное
предполагает прямое выражение мысли.
формулирование
тезиса
главной
выражение
мысли:
Прямое
Большинство людей понимает, как
сохранять
важно
окружающий
будущих
поколений.
беречь
природу,
мир
для
Формулировка тезиса оригинальная
Что касается претензии на оригинальность, то тут
возможно несколько путей. Например, можно написать
о какомто случае из жизни (если этот приём не был
использован уже во вступлении). Самый удобный и
лёгкий способ – вопросноответный ход, когда мы сами
себе задаём вопрос и сами на него отвечаем. Этот
способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
Можно применить метод аналогии – сравнение с миром
природы.
Пример из жизни
В России Великая Отечественная война коснулась каждой
семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не стала
исключением и моя семья. Узнав о том, что моя бабушка
состояла в партизанском движении, фашисты пришли в дом к
её матери и пытали её, чтобы выведать место расположения
партизанского отряда. Прабабушка отказалась отвечать, и
тогда немцы казнили её. 9 мая в нашей семье – это не только
всенародный праздник, это напоминание о страданиях,
перенесённых нашими предками ради нашего мирного
будущего.
Вопросноответный вариант
Что помогает человеку преодолевать
трудности? Вероятней всего, у каждого
из нас будет свой ответ на этот вопрос.
По моему мнению, очень важную роль
играет поддержка близких людей и
семьи.
Аналогия (сравнение с миром природы)
Мне кажется, именно любовь помогает
справиться с трудностями. Любовь даёт человеку
крылья, с помощью которых ему становится легче
преодолевать препятствия, возникающие на пути.
Примечание. Важно, чтобы все формулируемые
тезисы соответствовали заданной теме, не
отдалялись от неё.
АРГУМЕНТ
Количество аргументов в итоговом сочинении
Вполне достаточно привести к одному тезису
один литературный аргумент, приводить
несколько аналогичных к одному тезису
нецелесообразно.
Важно: если тезисов в итоговом сочинении
несколько, то к каждому из них формулируется
свой аргумент!
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент включает в себя несколько
компонентов:
1) обращение к литературному
произведению: называем автора и
заглавие произведения, его жанр (если
знаем; если не знаем, то так и указываем
– "произведение");
2) его интерпретацию: здесь мы обращаемся к
сюжету произведения либо конкретному эпизоду,
характеризуем героя(ев). Будет не лишним
несколько раз упомянуть автора, используя
речевые клише типа «автор описывает»,
«писатель рассуждает», «поэт показывает»,
«автор считает» и т.п. Почему нельзя просто
написать: "герой пошёл тудато, сделал тото"? А
потому что это будет уже не анализ, а простой
пересказ.
3) промежуточный вывод (промежуточный он
потому, что завершает только одну из микротем, а не
всё сочинение в целом; нужен для логичности и
связности текста): в этой части мы, как правило,
формулируем основную мысль всего упомянутого
произведения или авторскую позицию по конкретной
проблеме. Используем клише типа «писатель хочет
донести до читателя мысль о …» и т.п.
Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо
соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент. Все
эти компоненты располагаются друг за другом последовательно.
Обращение к произведению
Проблема экологии волнует многих
писателей, которые в своих произведениях
предупреждают человечество об опасности.
Мысль о необходимости пересмотреть своё
отношение к природе выражена в романе
Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
Интерпретация фрагмента
(желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
Автор вспоминает об установке руководства общества
охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что
обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом
истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось,
что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили
после того, как почти уничтожили начисто. Писатель говорит
о новом указании уничтожать ворон. Он обращается к
читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Автор
заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь
она играет роль санитара.
Промежуточный вывод в конце
аргумента
Писатель хочет донести до нас мысль о
важности всех живых существ в природе.
Человек не должен бездумно их
уничтожать и спохватываться, когда
становится слишком поздно.
СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)
Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на
плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к
другой.
Варианты связки
Краткое изложение
содержания
предыдущего абзаца
в одном
предложении, затем
формулировка
новой мысли.
всё необходимое для жизни. А как же
относимся к ней мы? Всем известно,
что человек частую губит всё, что
его окружает. К счастью, люди уже
Действительно, природа дает нам
ПРИМЕРЫ
сейчас осознают свои ошибки и
задумываются над тем, как
сохранить природу для потомков.
Как писать заключение в
итоговом сочинении?
Заключение, как и другие
композиционные элементы сочинения,
может быть как стандартным, так и
оригинальным.
ТРАДИЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяют несколько стандартных способов закончить
сочинение:
Вывод. Обычно итоговое сочинение завершают
выводом из всего вышесказанного. Это, повидимому,
самый распространенный способ закончить сочинение.
Вместе с тем, это и наиболее трудный способ, т.к.
сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе
то, о чём уже было сказано, и, с другой стороны, не
отклониться от темы самого сочинения.
Призыв.
Другой достаточно распространенный вариант концовки это
призыв. Здесь лучше НЕ применять глаголы 2 лица типа
«берегите», «уважайте», «помните». Почему? Всё очень
просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его
прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем
случае это будет учитель, который будет проверять работу.
Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить
и т.д. Очевидно, это не очень этично. Поэтому лучше
использовать слово «давайте»: «давайте беречь экологию»,
«давайте помнить и помогать ветеранам» и т.д.
Выражение надежды.
Это один из самых выигрышных вариантов
заключительной части итогового сочинения, т.к.
он даёт возможность избежать дублирования
мысли, логических и этических ошибок. Важно
понимать, что выражать надежду нужно на чтото
позитивное. Писать: «Хочется верить, что
природа отомстит за себя и все люди
погибнут», не стоит.
Варианты заключения: Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью.
Люди живы любовью к своим близким и
друзьям, любовью к родной земле и природе. Их
ведёт по жизни мечта, надежда на лучшее,
вера в свои силы. А помогают идти по жизни
добрые чувства: сочувствие, милосердие,
чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без
чего немыслима наша жизнь.
Призыв
В заключение хочется призвать людей не
забывать о том, что природа наша мать,
которая дает нам всё необходимое для
жизни. Без неё мы не смогли бы
существовать. И поэтому наш долг
отвечать ей добром на добро. Давайте
заботиться о её сохранении, бережно
относиться ко всему, что нас окружает.
Выражение надежды
Подводя итоги сказанному, хочется
выразить надежду на то, что в
каждой семье будут царить гармония
и взаимопонимание. Хочется верить,
что любовь, забота, чуткость станут
главными в отношениях поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Стоит заранее
запастись цитатами по всем тематическим
направлениям, может получиться, что какаянибудь
подойдет для итогового сочинения. Важно: смысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной
мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только
потому, что в ней встречается ключевое слово,
(например, в сочинении о природе цитата со словом
«природа») и не учитывать её общий смысл.
Зарисовка, которая возвращает к
вступлению.
Я смотрю на освещённые окна домов и думаю о
том, как было бы хорошо, если бы за ними не
было одиночества, если бы каждый, кто
живет там, был окружён заботой. Перебирая
старые фронтовые письма, я мечтаю о том,
чтобы в мире никогда не было больше войн,
разлучающих семьи.
Цитата
Таким образом, дружба имеет
величайшее значение в жизни человека.
Недаром Цицерон писал: «В мире нет
ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу — всё
равно что лишить мир солнечного
света».
КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ В ИТОГОВОМ
СОЧИНЕНИИ?
ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если содержит рассказ о
какомто случае из жизни, который навёл на размышления по данной
проблеме.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ, если вы
Привели пример из жизни; или использовали вопросноответный
ход; или провели аналогию (сравнение с миром природы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если оно представляет
собой некую зарисовку, которая возвращает к вступлению или
включает в себя цитату с обобщающим смыслом.