Классный час в 9 классе.
Классный руководитель Иванюкова И.Н.
Тема. Проблема нравственности в философии христианства, конфуцианства, буддизма
Цель. Содействовать нравственному воспитанию, умению вести дискуссию, отстаивать свою точку
зрения по заданным проблемам
Форма проведения: Беседа, дискуссия с использованием компьютерной презентации
Оснащение: компьютерная презентация «Проблема нравственности в философии христианства,
конфуцианства, буддизма»
Ход мероприятия.
I орг. момент.
II. Основная часть.
1. Беседа учителя с учащимися.
Ребята, что означает слова: этика, мораль, нравственность?
Когда людей стали интересовать проблемы нравственности?
Где записаны правила морали?
Учитель, подытоживая ответы учащихся:
Слово «этика» пришло к нам из Древней Греции. Ввёл это понятие греческий философ Аристотель,
живший в IV веке до нашей эры. Размышляя об отношениях между людьми, он пришёл к выводу, что
отношения между ними регулируются особыми правилами, в основе которых лежит понимание
большинством того, что есть добро, справедливость, истина. Эти правила он назвал этикой.
Слово «мораль» означает то же, что и этика, его ввели в Древнем Риме.
Сегодня словом «этика» обозначается название науки, изучающей правила морали.
Русское слово «нравственность» по Ожегову: внутренние, духовное качества, которыми
руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами
(любовь, милосердие).
Что означает слово «философия»? (Любовь к мудрости)
Сегодня мы поговорим о нравственных проблемах мировых философий: христианства, конфуцианства,
буддизма.
Презентация, слайды 1,2.
2. Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации.
Личность основателя религии. Большинство историков считают основателя буддизма реальным
лицом, жившим около 2500 лет назад на территории современной Индии. Сведения о жизни Будды и его
учении содержатся в надписях времен индийского царя Ашоки (III в. до н.э.), который объявил себя
покровителем буддистов. Сопоставление научных данных дает возможность датировать жизнь Будды
между 560 и 480 гг. до н.э. При рождении ему было дано имя Сидхартха (“тот, чья личная цель
достигнута”). Полное имя будущего Будды Сирдхартха Гаутама (фамильное имя) Шакьямуни
(дословно “мудрец из рода Шакья, т.е. рода, управлявшего княжеством). С детства он рос,
окруженный роскошью, жил в трех прекрасных дворцах. В каждом из них он проводил одно из времен
года, окруженный многочисленными слугами и прекрасными девушками. Женился на красавице
Иасадхаре, которая родила ему сына Рагулу. Жизнь царевича сулила в будущем одни лишь радости и
наслаждения.
Переворот в сознании Гаутамы наступил в 29 лет. Во время увеселительных прогулок произошли
четыре встречи: со стариком, согбенным под тяжестью лет, с человеком, больным страшной болезнью
проказой, с мертвецом и с монахомотшельником, которые заставили Гаутаму задуматься о своей
жизни, причинах зла и страдания в мире.
Проснувшись однажды после этого в своем дворце, Гаутама утром наткнулся на танцовщиц, спящих
после ночных увеселений. Их вид показался ему отвратительным, и принц решил бежать из дворца от
всей этой роскошной, но бессмысленной жизни.
Бросив жену и сына, на своем любимом коне в сопровождении единственного слуги он отправляется в
странствие. Занятия у местных учителей мудрости “гуру” не принесли ему душевного облегчения.
Както скитаясь по стране, Гаутама попал в лес и, сидя под деревом, впал в размышление, в результате
которого он почувствовал иллюзорность всех человеческих страданий. По преданию буддистов, Будда провел под деревом 7 недель и затем принял пищу от проезжавших
купцов. Они стали первыми, уверовавшими в его учение. Начался период проповедей Будды, появились
ученики и последователи. Будда ходил по стране и проповедовал свое учение 45 лет. Постепенно
сложилась большая община странствующих монаховбуддистов.
После смерти Будды у него не осталось преемника. По всей Индии и за ее пределами стали возникать
общины буддистов. Вступление в них не обставлялось в виде особой церемонии или священнодействия.
Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о
жизни Будды и о его собственном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив
удовлетворяющие их ответы, члены общины принимали новичка. Из общины можно было легко выйти и
это не влекло за собой никаких неприятных последствий. Хотя эти общины называют монастырями и их
членов монахами, это не совсем точно. Буддийские монахи живут не только в монастырях, но и среди
людей, странствуя и собирая подаяние.
Презентация слайды 3. 4, 5, 6, 7,8.
В наше время буддизм распространён на территории России среди бурятов, тувинцев.
Беседа.
Учитель.
С какими положениями буддизма вы бы согласились?
Почему?
Какие положения буддизма вы не разделяете?
Почему?
На какое отношение к миру настраивает философия буддизма?
Рассказ учителя о Конфуции. Презентация слайды 9,10
КунЦзы, реже Кун ФуЦзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э., Цюйфу 479 до н. э.)
китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и
Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя
Кун Цю, но в литературе часто именуется Кунцзы, Кун ФуЦзы («учитель Кун») или просто Цзы
«Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый
профессиональный педагог Поднебесной. Конфуций появился на исторической арене 25 веков назад,
когда главным стремлением людей была жажда мира и порядка. Проблемы управления государством,
отношение верхов и низов общества, нравственные нормы – вот основа философии конфуцианства.
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором
всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун)
лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и
самого этого общества. Государь должен быть государем, а подданный – подданным. Отец должен быть
отцом, а сын – сыном. Эта фраза означает, что на преданность подданных вправе рассчитывать лишь
справедливый государь, а на сыновнюю почтительность – лишь хороший отец.
Конфуций ещё в VI веке до нашей эры сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку
того, что не желаешь себе».
По мнению мыслителя, соблюдение правил поведения должно быть нарочито заметно со стороны. Он
обозначил такие внешние приметы иероглифом «ли» (ритуал). Конфуций требовал подчёркнуто
уважительного отношения к старшим, к родителям. Будучи старым каждый вправе рассчитывать на
такое же отношение. На этом и должна быть основана жизнь.
Презентация. слайды 11,12, 13, 14, 15,16.
Учитель. Конфуцианству присущ культ учёности. Всех государственных служащих отбирали на основе
открытых конкурсных экзаменов на уровнях уездов, провинций, столицы. Претенденты состязались в
знании конфуцианских канонических текстов и умении руководствоваться ими при решении насущных
житейских проблем. Такая система отбора людей во власть существовала вплоть до 1911 года, когда
была свергнута последняя императорская династия.
Беседа.
Учитель.
Как вы думаете, можно ли объяснить нынешние экономические успехи Китая приверженностью
к учению Конфуция?
Какие положения конфуцианской философии вам близки? Почему?
Согласны ли вы с приведёнными в презентации высказываниями Конфуция?
Могут ли устареть эти идеи? Беседа.
Можно ли назвать религию философией?
Почему?
Учитель. Постараемся понять суть христианской морали.
Слайды 17,18,19,20,21,22,23,24,25.
Заключительная беседа с учащимися.
Ребята, мы с вами познакомились сегодня с нравственными философскими учениями разных
эпох и разных народов.
Как вы думаете, можно ли сказать, что они сегодня устарели?
Можно ли от них сегодня отказаться?
Каким бы мир стал после этого?
Возможно ли существование человечества вне этих нравственных заповедей?
Подведение итога.
Все ли люди выполняют эти нравственные правила?
В мире всегда идёт борьба между добром и злом. Общество не может быть идеальным. Но если
большинство людей стараются жить по законам добра, то мир становится намного лучше.
Но есть люди, которые стараются жить в согласии с моральными правилами. Таких людей Владимир
Даль (составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» 19 век) называл «Человек
духовный). Мы же в обычной жизни называем таких «святыми людьми».
Презентация для внеклассного мероприятия по обществознанию "Проблемы нравственности в философиях буддизма, конфуцианства, христианства"
Презентация для внеклассного мероприятия по обществознанию "Проблемы нравственности в философиях буддизма, конфуцианства, христианства"
Презентация для внеклассного мероприятия по обществознанию "Проблемы нравственности в философиях буддизма, конфуцианства, христианства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.