Конспект занятия по теме
«Татарская культура»
Цель: Формирование представлений о культуре татарского народа.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с национальной одеждой, играми,
обычаями праздниками татарского народа;
формирование познавательного интереса воспитанников к национальностям,
населяющих нашу страну;
Развивающая: Развивать творческие способности дошкольников, навыки
работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память,
внимание мышления.
Воспитательная: Воспитание уважительного отношения к другим народам;
Словарная работа: обогащение словаря – разновидности орнамента: цветочно
растительный, геометрический, зооморфный.
Оборудование: ноутбук, презентация, раскраски, предметы национального
костюма татар( калфак, тюбетейка, читек), куклы в национальных костюмах,
Наглядный материал и оборудование: печатное пособие «Татарский
национальный орнамент», кукла в национальном костюме, тюбетейка, калфак,
образец расписанного фартука, блюда и ичиги, фотографии и иллюстрации,
проигрыватель с национальной музыкой; шаблоны для раскрашивания.
Ход занятия.
1.
Здравствуйте, ребята!
В нашей огромной стране проживают люди разных национальностей и
каждой нации присущи своя история и своя традиция.
Сейчас, ребята, послушайте стихотворение «Родной язык».
Татарским мой родной язык зовется:
Аллахом мне и матерью он дан.
Я говорю на нем, и сердце гордо бьется Татарин я, я сын твой, Татарстан!
В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,
Мусы Джалиля пламенный завет.
Его забыть иль не любить смогу ль я.Он кладезь мудрости , он правды
нашей свет.
Читаю стих, пою с благоговеньем
В нем все прекрасно: каждый звук и слог.
Он мой родник любви вдохновенья,
Начало всех моих земных дорог!
Сегодня, ребята, мы хотим ознакомить вас, с культурой татарского народа.
Респ блика Татарст н — субъект Российской Федерации.
ау
уу
Флаг и герб Татарстана.
Казань – это большой и красивый город со своей историей и многочисленными
памятниками. Приехать в Казань можно на самолете, на поезде, электричке и
автобусе. В городе построено метро, на котором можно быстро доехать из одного
конца города в другой. Казань это древний город. Стоит наша столица на реке
Казанке. В городе есть много достопримечательностей: это цирк, зоопарк,
набережная, театр кукол “Экият”. Но, главная достопримечательность это, конечно
Казанский Кремль. (Показать иллюстрации Казанского Кремля.)
Правда, он очень красив? К тому же он построен много веков назад.
В Татарстане есть свои национальные праздники, которые очень любят все
жители республики. Это «Навруз», «Сабантуй». На праздники люди надевали свои
лучшие наряды, украшения. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье,
головном уборе. Это и есть национальный костюм татар (демонстрация рисунков
костюма).
Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях куклы Алсу и Ринат. Они одеты в
татарские национальные костюмы.
– А кто мне скажет, что у Алсу на голове? Во что она одета? (Ответы детей.)
А во что одет Ринат, как называется его головной убор? (Ответы детей.)
Молодцы. Вы правильно назвали элементы национальных костюмов.
Любимыми цветами являются зеленый, красный, синий, белый. Платье было
неизменно широким, внизу оборки. Поверх платья надевали жилет или фартук. На
ноги надевали кожаные сапоги – ичиги. И вся одежда, и обувь обязательно украшена вышивкой, состоящей из особого орнамента (демонстрация рисунков одежды и
бумажных макетов обуви и фартуков, украшенных орнаментом).
У татарского народа существует три вида орнамента:
1)
Первый вид «цветочнорастительный» мотивы волнообразных
побегов (в виде виноградной лозы); цветов: тюльпанов, пиона, ромашки,
фиалки, трилистника. (Показать иллюстрации). Таким видом орнамента
украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.
2) Второй вид орнамента « геометрический» это прямые и изогнутые линии,
круги, сердечки применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных
изделий, надгробных камней.
3) Третий вид «зооморфный» схематические рисунки животных среди
узоров получили распространение изображения соколов голубей, уток. Сейчас мы с вами тоже украсим себе головной убор. Для девочек калфак, а
для мальчиков – тюбетейка.
У вас на партах конвертики с элементами орнамента. Выберите себе нужный
орнамент и украсьте свои головные уборы.
(Детям напоминается, что нужно делать аккуратно, не выходя за контуры и не
оставляя просветов.)
Во время работы детей фоном включается татарская национальная музыка. У татар очень разнообразная и богатая кухня. Какие национальные блюда вы
знаете?
Ответы детей( чакчак, эчпочмак, бэлеш, кабартма, гобэдея и т д)
А теперь прошло время вспомнить, о самом известном празднике татарского
народа, его отмечают не только в Татарии, но и во многих уголках России. Этот
праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется? В
какое время года он отмечается и почему его так назвали?
Ответы детей: (Этот праздник называется Сабантуй, он отмечается к конце мая
или в начале лета, когда окончены полевые работы. Значения праздника – “Сабан” –
есть два значения: – это “плуг и весенний сев”, “туй” – праздник).
Воспитатель: Его отмечали и марийцы, чуваши, удмурты, мордва. Праздник
отмечался на поле, под чистым небом на “Майдане”, отведенное для проведения
праздника место украшалось лентами, шарами. Какие игры проводились на
Сабантуе?
Ответы детей: (“Борьба “көрәш”– борцы обвязывались кушаком и старались
повалить один другого на землю, богатырь умеющий хорошо бороться получал
живого барана. “Скачки на лошадях” начинали их мальчишки, потом юноши, мужчины, в скачках принимали участие не все, а только те, кто могли хорошо
управлять лошадьми.
Ответы детей: (Бег в мешках, перетягивание каната, лазание на шест, ношения
яиц в ложках, разбивание кувшинов, бой мешками, аттракционы “кислое молоко”,
музыкальные и танцевальные конкурсы.
Для детей проводят игры. Вот одну игру мы с вами и поиграем: Игра
«Музыкальная тюбетейка».
Подвижная татарская игра «Тюбетейка» ИТ «Хоровод»
(Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у
кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и
показывает какоелибо татарское движение).
Мы с вами встанем в круг. Под музыку передаем тюбетейку, а когда музыка
останавливается, то тот у кого тюбетейка показывает какоелибо татарское
движение или выполняют какоелибо задание(рассказать стих, спеть, станцевать и т
д)
В ноябре месяце в деревнях проводят праздник «Гусиного пера» (Каз омэсе).
Ранним утром собираются женщины и мужчины, чтобы ощипывать гусей.
Мужчины
распевают под гармошку народные песни, женщины ощипывают гусей и,
подвесив на коромысла тушки, отправляются на пруд – обмыть их ледяной водой.
По дороге разбрасывают пёрышки, приговаривая, чтобы на следующий год гусей
было больше, чтобы все жили в мире и достатке. После возвращаются домой. А
дома гостей ждет обильное угощение. Сначала к столу подают суп из гусиного мяса
с домашней лапшой, затем приносят тающее во рту ароматное мясо. Потом пьют
чай с вкусными блинами, смазанными гусиным растопленным жиром, напевают
частушки и задорные песни. Обрядовый праздник «Каз омэсе», становится
естественным событием, дарящим людям радость.
Рефлексия:
Что вам больше запомнилось? Что нового узнали? Какое настроение после
занятия?
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Презентация для занятия по теме "Татарская культура", конспект занятия по теме "Татарская культура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.