Л. Н. Толстой
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Исследование — это процесс
поиска неизвестного, новых знаний,
один из видов
познавательной
деятельности человека.
Учебная исследовательская деятельность –
это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся,
по своей структуре соответствующая научной деятельности,
характеризующаяся целенаправленностью, активностью,
предметностью, мотивированностью и сознательностью,
результатом которой является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
?
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности
Объект
Предмет
Совместная учебно-исследовательская деятельность
учителя и учащихся
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи исследований
- возможность осознать свою значимость и принадлежность к большой науке;
-знакомит с методами научной и творческой работы;
-развивает познавательный интерес;
-дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях
Задачи педагога
- актуализация исследовательской потребности ученика;
- вовлечение в поисковую деятельность;
- поиск средств, активизирующий процесс познания;
- доведение ученика до результативности;
- создание условий, стимулирующих познавательную деятельность.
Направления
-включение в исследовательскую деятельность всех учащихся;
-обучение учащихся работе с научной литературой;
-привлечение научных сил;
-рецензирование работ
-подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, олимпиад.
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап инициирующий | Формулирование проблемы, ситуацию, цель, задачи. | Вживаются в ситуацию, уточняют цель и задачи. |
2 этап основополагающий | организовывает группы, распределяет роли, спланировать деятельность. | Анализ проблемы, выбирают форму презентации. |
3 этап прагматический | консультация | Самостоятельная работа |
4 этап заключительный | Обобщение, итог | Защита, рефлексия, оценка |
5 этап итоговый | Представление готового продукта | Рефлексия выполненной работы. |
Этапы :
План работы:
Основные элементы исследования
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотезы (предположение);
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение полученных данных;
- подготовку и защиту итогового продукта.
*Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
*На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
*Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
*Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
*Подходите ко всему творчески.
Д. Треффингер
Результат исследования
1 часть
2 часть
Формальная:
Соответствие исследовательской работы критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении.
способность видеть и выделять проблему;
Способность к рефлексивному мышлению;
Уровень познавательной мотивации;
Наличие и выраженность авторской позиции
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.