Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Оценка 4.6

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
20.01.2017
Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Презентация предназначена для изучения темы "Лирика М.Ю. Лермонтова в 9 классе к УМК Коровиной. В презентации содержатся тексты стихотворений, вопросы и задания для усвоения и восприятия стихотворений по данной теме. Материалы для анализа стихотворений по данной теме. Приводится задание для индивидуальной работы и домашнее задание к уроку "Любовная лирика Лермонтова"
лермонтов философские мотивы.ppt

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Уж не жду от жизни  ничего я,  И не жаль мне  прошлого ничуть;  Я ищу свободы и покоя!  Я б хотел забыться и  заснуть!

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Тема урока: Тема урока: Философские мотивы лирики М.Ю.  Философские мотивы лирики М.Ю.  Лермонтова «Как часто пестрою толпою  «Как часто пестрою толпою  Лермонтова  окружен…» как выражение мироощущения   как выражение мироощущения  окружен…» поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном  поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном  мире человеческих отношений «Выхожу один я  «Выхожу один я  мире человеческих отношений  на дорогу» на дорогу»

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
«Как часто, пестрою толпою окружен» «Как часто, пестрою толпою окружен» Как часто, пестрою толпою окружен,  Как часто, пестрою толпою окружен,  Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,  Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,       При шуме музыки и пляски,  При шуме музыки и пляски,        При диком шепоте затверженных речей,  При диком шепоте затверженных речей,  Мелькают образы бездушные людей,  Мелькают образы бездушные людей,       Приличьем стянутые маски, Приличьем стянутые маски,       Когда касаются холодных рук моих  Когда касаются холодных рук моих  С небрежной смелостью красавиц городских  С небрежной смелостью красавиц городских       Давно бестрепетные руки, —  Давно бестрепетные руки, —        Наружно погружась в их блеск и суету,  Наружно погружась в их блеск и суету,  Ласкаю я в душе старинную мечту,  Ласкаю я в душе старинную мечту,       Погибших лет святые звуки. Погибших лет святые звуки.       И если как­нибудь на миг удастся мне  И если как­нибудь на миг удастся мне  Забыться, — памятью к недавней старине  Забыться, — памятью к недавней старине       Лечу я вольной, вольной птицей;  Лечу я вольной, вольной птицей;        И вижу я себя ребенком; и кругом  И вижу я себя ребенком; и кругом  Родные всё места: высокий барский дом  Родные всё места: высокий барский дом       И сад с разрушенной теплицей; И сад с разрушенной теплицей;       Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,  Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,  А за прудом село дымится — и встают  А за прудом село дымится — и встают       Вдали туманы над полями.  Вдали туманы над полями.        В аллею темную вхожу я; сквозь кусты  В аллею темную вхожу я; сквозь кусты  Глядит вечерний луч, и желтые листы  Глядит вечерний луч, и желтые листы       Шумят под робкими шагами. Шумят под робкими шагами.       И странная тоска теснит уж грудь мою:  И странная тоска теснит уж грудь мою:  Я думаю об ней, я плачу и люблю,  Я думаю об ней, я плачу и люблю,       Люблю мечты моей созданье  Люблю мечты моей созданье        С глазами, полными лазурного огня,  С глазами, полными лазурного огня,  С улыбкой розовой, как молодого дня  С улыбкой розовой, как молодого дня      За рощей первое сиянье. За рощей первое сиянье.      Так царства дивного всесильный господин —  Так царства дивного всесильный господин —  Я долгие часы просиживал один,  Я долгие часы просиживал один,       И память их жива поныне  И память их жива поныне        Под бурей тягостных сомнений и страстей,  Под бурей тягостных сомнений и страстей,  Как свежий островок безвредно средь морей  Как свежий островок безвредно средь морей       Цветет на влажной их пустыне. Цветет на влажной их пустыне.       Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,  Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,  И шум толпы людской спугнет мечту мою,  И шум толпы людской спугнет мечту мою,       На праздник н званую гостью,  На праздник н званую гостью,        О, как мне хочется смутить веселость их  О, как мне хочется смутить веселость их  И дерзко бросить им в глаза железный стих,  И дерзко бросить им в глаза железный стих,       Облитый горечью и злостью!.. Облитый горечью и злостью!..       ее ее

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Вопросы:   Вопросы: Какие два мира владеют чувствами лирического «Я»? Какие два мира владеют чувствами лирического «Я»? Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? Как характеризует реальный мир глагольная лексика? Как характеризует реальный мир глагольная лексика? 1­я и 2­я строфы, изображающие реальный мир, это одно предложение, одна предельно  1­я и 2­я строфы, изображающие реальный мир, это одно предложение, одна предельно  распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? Как меняется пространство текста во 2­ой строфе? Какой смысл при этом выявляется? Как меняется пространство текста во 2­ой строфе? Какой смысл при этом выявляется? Каким представляется внутренний мир лирического «Я», мир мечты, мир воображаемый?  Каким представляется внутренний мир лирического «Я», мир мечты, мир воображаемый?  Почему в тексте  описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание  Почему в тексте  описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание  реального мира? реального мира? Каково движение в поэтическом пространстве мира  мечты? Каково движение в поэтическом пространстве мира  мечты? Каков главный образ мира мечты? Каковы его приметы? Каков главный образ мира мечты? Каковы его приметы? Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?        Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?        Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ  Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ  толпы? В чем конфликт лирического "я" и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные  толпы? В чем конфликт лирического "я" и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные  строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?  строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
«Выхожу один я на дорогу…» «Выхожу один я на дорогу…»       1 1  4 4  Выхожу один я на дорогу;  Выхожу один я на дорогу;  Сквозь туман кремнистый путь блестит;  Сквозь туман кремнистый путь блестит;  Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,  Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,  И звезда с звездою говорит.  И звезда с звездою говорит.  2 2  В небесах торжественно и чудно!  В небесах торжественно и чудно!  Спит земля в сиянье голубом...  Спит земля в сиянье голубом...  Что же мне так больно и так трудно?  Что же мне так больно и так трудно?  Жду ль чего? жалею ли о чем?  Жду ль чего? жалею ли о чем?  3 3  Уж не жду от жизни ничего я,  Уж не жду от жизни ничего я,  И не жаль мне прошлого ничуть;  И не жаль мне прошлого ничуть;  Я ищу свободы и покоя!  Я ищу свободы и покоя!  Я б хотел забыться и заснуть!   Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы...  Но не тем холодным сном могилы...  Я б желал навеки так заснуть,  Я б желал навеки так заснуть,  Чтоб в груди дремали жизни силы,  Чтоб в груди дремали жизни силы,  Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;  Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;  5 5  Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,  Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,  Про любовь мне сладкий голос пел,  Про любовь мне сладкий голос пел,  Надо мной чтоб, вечно зеленея,  Надо мной чтоб, вечно зеленея,  Темный дуб склонялся и шумел.  Темный дуб склонялся и шумел.  1841   1841

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Задание: Задание: Составить к стихотворению  Составить к стихотворению  вопросы, которые помогут  вопросы, которые помогут  дать толкование  дать толкование  стихотворения. стихотворения.

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Индивидуальное задание: Индивидуальное задание:       Сопоставьте стихотворения  Сопоставьте стихотворения  Лермонтова 1841 года "Выхожу один  Лермонтова 1841 года "Выхожу один  я на дорогу..." и "Любовь мертвеца".  я на дорогу..." и "Любовь мертвеца".  В чем разница в отношении  В чем разница в отношении  лирического "я" к Богу в этих  лирического "я" к Богу в этих  стихотворениях? стихотворениях?

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Вопросы:  Вопросы:  Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир  Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир  лирического субъекта? лирического субъекта?           Каковы ключевые слова 1­го катрена? Какое настроение подчеркнуто  Каковы ключевые слова 1­го катрена? Какое настроение подчеркнуто             словами "один", "кремнистый путь", "пустыня"? Какой смысл в том, что  словами "один", "кремнистый путь", "пустыня"? Какой смысл в том, что  почти рядом стоят слова "дорога" и "путь"? Каков философский смысл  почти рядом стоят слова "дорога" и "путь"? Каков философский смысл  этих предметных реалий? этих предметных реалий?          В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир  В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир            лирического "я" во 2­й строфе? лирического "я" во 2­й строфе?         Какое настроение передается восклицательными интонациями 3­й  Какое настроение передается восклицательными интонациями 3­й           строфы? строфы?          Какие элементы художественной формы 1­3­й строф указывают на  Какие элементы художественной формы 1­3­й строф указывают на            раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира  раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира  внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса? внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?         Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4­5­й  Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4­5­й           строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему  строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему  поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением "Благодарность"),  поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением "Благодарность"),  а высшей ценностью называет любовь? а высшей ценностью называет любовь?         Какие образы­символы встретились вам в стихотворении?  Какие образы­символы встретились вам в стихотворении?           Попытайтесь объяснить их смысл. Попытайтесь объяснить их смысл.

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Вывод: Вывод:       В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти  В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти  духовность, такое общество не способно к душевным порывам,  духовность, такое общество не способно к душевным порывам,  оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников  оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников  и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.  и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.  Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда  Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда  оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь,  оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь,  Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к  Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к  вечной жизни, наполненной красотой и гармонией,  вечной жизни, наполненной красотой и гармонией,  соединяется с осознанием невозможности достижения  соединяется с осознанием невозможности достижения  "свободы и покоя". Поэтому лирический герой Лермонтова  "свободы и покоя". Поэтому лирический герой Лермонтова  мыслится личностью вселенского масштаба, равной  мыслится личностью вселенского масштаба, равной  мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление  мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление  поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное  поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное  и бесконечное.  и бесконечное.

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Презентация "Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Дом. задание Дом. задание Любовная лирика Лермонтова, сообщения: Любовная лирика Лермонтова, сообщения: Группа 1. Варвара Александровна Бахметева (урожденная  . Варвара Александровна Бахметева (урожденная  Группа 1 Лопухина). "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не  Лопухина). "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не  родился..." родился..." Группа 2. Екатерина Александровна Сушкова. "К С." (" Вблизи  . Екатерина Александровна Сушкова. "К С." (" Вблизи  Группа 2 тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни,  тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни,  как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." Группа 3. Александра Осиповна Смирнова (урожденная  . Александра Осиповна Смирнова (урожденная  Группа 3 Россет). "Без вас хочу сказать вам много..." Россет). "Без вас хочу сказать вам много..." Группа 4. Мария Алексеевна Щербатова. "На светские цепи, на   Мария Алексеевна Щербатова. "На светские цепи, на  Группа 4. блеск утомительный бала...", "Из­под таинственной, холодной  блеск утомительный бала...", "Из­под таинственной, холодной  полумаски..." полумаски..." Группа 5.. Наталья Федоровна Иванова. "Н. Ф. И<...>вой"   Наталья Федоровна Иванова. "Н. Ф. И<...>вой"  Группа 5 ("Любил с начала жизни я"), "Романс к И...", "К Н. И...", "Я не  ("Любил с начала жизни я"), "Романс к И...", "К Н. И...", "Я не  унижусь пред тобою..." унижусь пред тобою..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017