ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ
- форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Групповые и парные формы работы на уроке способствуют
развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки
развитию самостоятельности и ответственности
способности к кооперации и сотрудничеству
повышают креативность и так далее и тому подобное...
Формы обучения могут быть различны:
специальный курс, проводимый психологом
серия уроков в рамках какого-либо предмета
цикл классных часов, проводимых классным руководителем совместно с психологом.
Основания для выбора партнеров действительно могут отличаться у разных участников
Одни выбирают тех, кому симпатизируют
вторые — тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге неплохую оценку
третьи — тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером
Случайным образом
руководить (тем, кто привык быть исполнителем)
продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону)
подчиняться требованиям другого (тем, кто привык всегда и везде руководить).
Способы формирования «случайной» группы:
жребий;
объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);
с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
По определенному признаку
по первой букве имени (гласная — согласная)
в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы)
по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
По выбору педагога
Педагог может объединить учеников
с близкими интеллектуальными возможностями
со схожим темпом работы
создать равные по силе команды
Пятый этап(Обсуждение процесса работы )
Можно задать ученикам вопросы:
Понравилось ли вам обсуждение?
Что давалось легко?
Что было трудно?
Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали?
И наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?
Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
Работа по выполнению учебного задания.
Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в шассе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении:
1.Практических и лабораторных работ и работ-практикумов по естественно-научным предметам;
2.при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах);
3. на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач;
4. при изучении текстов, копий исторических документов.
Эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке
тематических учебных конференций
диспутов
докладов по теме
дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока
2. Групповая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала.
4. Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе.
5. Нужно чередовать в течение учебного года различные формы групповой работы на уроке: групповая лабораторная работа, групповая работа с учебником, командная игра и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.