Данный материал предназначен для учителей, работающих по ФГОС. Раскрывает понятие рефлексия, виды рефлексии, на каких этапах урока её можно использовать, как понимание самоанализа деятельности.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Подробно описаны этапы формирования индивидуальной рефлексии.
Формирование рефлексивных
учебных действий
в рамках современного урока по
ФГОС
Автор:
Яшина Галина Ивановна , учитель
начальных классов
МБОУ «Каргасокская СОШ – интернат №
1»
Томская область
Рефлексия
От лат. reflexio – обращение назад;
Размышление о своем внутреннем
состоянии, самопознание (словарь
иностранных слов);
Самоанализ ( толковый словарь русского
языка);
Самоанализ деятельности и её
результатов (с точки зрения педагогики).
Физическая (успел – не успел);
Сенсорная (самочувствие:
комфортно – дискомфортно);
Интеллектуальная (что понял, что
осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
Духовную (стал лучше – хуже,
созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния;
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания
учебного материала.
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
5
Рефлексия
деятельности
Дает возможность осмыслить
способы и приемы работы с
учебным материалом;
Дает возможность оценить
активность каждого на разных
этапах урока.
Лестница успеха
Ученик помещает человечка (себя) на
соответствующую ступеньку:
уверен в
своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
Рефлексия содержания учебного материала
Выступает формой теоретической
деятельности, способом
мышления, раскрывающим цели,
содержание, средства, способы
собственной деятельности;
что понял, что осознал – что не
понял, какие затруднения
испытывал.
«Плюс, минус, интересно»
+
интересно
ученик записывает
чем ему
понравился урок,
чему новому он
научился
ученик
записывает то, что
ему не понравилось
на уроке,
показалось
скучным или
информация была
ненужной
ученик
записывает все, что
его особенно
заинтересовало по
теме, возникшие к
учителю вопросы
Анкетирование
Активно/пассивно
Доволен/не доволен
Коротким/ длинным
Не устал/ устал
Понятен/ не понятен
Полезен/ бесполезен
Интересен/ скучен
Лёгким/ трудным
интересно/ не
интересно
На уроке я работал -
Своей работой я -
Урок показался мне -
За урок я -
Материал на уроке
мне был -
Домашнее задание
мне кажется -
Выбери верное
утверждение :
Утверждение
Я сам не смог
справиться с
затруднением;
У меня не было
затруднений;
Я только слушал
предложения
других;
Я выдвигал идеи.