В методическом документе представлена проектная деятельность, организованная с детьми млашего школьного возраста с нарушениями слуха, особенности организации. Построение логической цепочки от идеи, через цели и задачи, «мозговой штурм», до реализации самого проекта и его защиты.
Проектная деятельность способствует формированию совокупности универсальных учебных действий через самоорганизацию, саморазвитие и умение брать на себя ответственность.
ТОГКОУ С (К) ОШИ №15, I II вида
Формирование УУД у детей с ОВЗ
в начальной школе
через проектную деятельность
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Р.И. Моисеева
Томск 2013
Задача системы коррекционного образования
Формирование СОВОКУПНОСТИ универсальных учебных
действий через самоорганизацию, саморазвитие и умение
брать на себя ответственность.
Организация проектной деятельности
Построение логической цепочки от идеи, через цели и задачи,
«мозговой штурм», до реализации самого проекта и его защиты.
«Окружающий мир природы глазами ребёнка»
(сентябрь 2009 г. май 2010 г.)
Создавали условия для заинтересованности обучающихся
новыми «неразгаданными» тайнами природы, осуществляли
валеологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
«Кто такая Баба Яга?»
(сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.)
Выявили положительные и отрицательные
поступки образа Бабы Яги
на основе литературных произведений.
Социальный проект «Свет добра»
(20102011г. и 20112012 г. )
Организаторы: Международный факультет управления
НИ ТГУ при поддержке Центра иностранных языков
«Инглишхаус» и отдела образования Посольства США.
«Картошка – царица полей!»
(январь 2012 г. – апрель 2012 г.)
Провели наблюдение за ростом картофеля в
искусственно созданных условиях.
Определили значение картофеля в жизни человека.
«Дары природы»
(сентябрьоктябрьноябрь 2012 г.)
Активизировали познавательный интерес обучающихся, развивали
универсальные учебные действия, реализовывали связь обучения с жизнью.
«Значение хлеба в жизни человека»
(октябрь 2012г. март 2013г.)
Главная цель проекта создание условий для развития
когнитивных процессов, заинтересованности новыми
«неразгаданными» тайнами природы.
Метод проектов один из немногих методов,
выводящих педагогический процесс
из стен школы в окружающий мир.
Этапы проектной деятельности
Мотивационный этап.
Этап планирования.
Информационноаналитический.
Этап реализации проекта.
Защита проекта.
Рефлексивный этап.
Проект формирует:
Самостоятельность, любознательность, социальные
навыки, групповое взаимодействие, исследовательскую
деятельность, ответственность.
Проект обязывает проявлять:
Чуткое внимание к одноклассникам;
Серьёзное отношение к мыслям, чувствам других;
Терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над
ошибками товарища.
Результат проектной деятельности
(Во всех проектах прослеживаются межпредметные связи)
Через выдвижение гипотез, формулирование проблем, наблюдения,
выводы, моделирование формируются познавательные УУД.
С помощью диалога, коррекции, ответов на вопросы, выступления,
формируются коммуникативные УУД.
На основе мотивации учения, интереса к проблеме и способам её решения
формируются личностные УУД.
Посредством постановки учебной задачи, нахождение путей решения
формируются регулятивные УУД.
Индивидуальная карта наблюдения
за особенностями деятельности участника в процессе проекта
Ф. И. участника___________, дата___, название проекта____________
Содержание
Планирование
Распределение
функций
1ый уровень
отсутствует в
обсуждении
индифферентен
Контроль
продвижения
контроль
отсутствует
Представление
результатов
отсутствие
мотива участия
2ой уровень
избирательное
соглашается с
предложенными
функциями
контроль только
за своими
действиями
участие
незначительное
3ий уровень
совместное
планирование
выбирает сам
контроль за
действиями
партнёра
участие
активное
Особенности
поведения
тотально
латентен
довольствуется
ролью ведомого
стремление к
лидерству
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Фамилия, имя ребёнка__________________________
Возраст_______________
Название проекта_____________________________________________
Дата_________
Дорогой друг, оцени свою работу в проекте, подчеркни вариант ответа, с
которым ты согласен (согласна).
•Как ты работал в проекте?
Работал только я один.
Все работали одинаково.
Ктото работал больше, а ктото меньше.
•Дружная ли была работа над проектом?
Все работали дружно.
Работали дружно, иногда спорили.
Трудно было договариваться.
•Всё ли хорошо получалось в процессе работы?
Всё получалось хорошо.
Можно делать лучше.
Мне не всё нравится.
•Оцени свой вклад в проект.
Я не работал над проектом.
Я сделал больше всех.
Все работали хорошо.
Спасибо!
Динамика заинтересованности младшими школьниками проектной
Учебный год
Занятость
Мотив
Продуктивность
2010 уч. год
87%
65%
55%
деятельностью
2011 уч. год
95%
89%
78%
2012 уч. год
98%
98%
95%
2013 уч. год
100%
100%
100%
Спасибо за внимание!
Вывод
• Проект для педагога – отличная возможность для поиска
нового содержания учебной работы.
• Проект для школьника – условия для развития
универсальных учебных действий.