Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня
эти слова приобретают особую актуальность. Школа стремительно
меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования определил в качестве главных результатов не предметные, а
личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его так,
чтобы он стремился к новым знаниям? Как удивить своего ученика тем, чему
уже и никто не удивляется? Вот, наверное, самые основные вопросы
мотивации обучения.
Третий год работаем по новым стандартам, поначалу было трудно: не было
практической информации , только общие фразы, что делать , что от нас
хотят было не понятно. В настоящее время пока еще остается много
вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца
понятна конкретная модель работы. Но ясно одно – формирование УУД
невозможно, если образовательный процесс организован по старинке.
Два года назад наши пятиклассники столкнулись с метапредметной
контрольной работой, задания которой поставили меня в тупик. Так ли
строим процесс обучения, тому ли учим. Задания были интересными, но
требующие совсем не предметных знаний по математике, биологии,
географии, русскому языку. Помните: дана карта Москвы, нужно было
рассчитать, сколько времени потребуется, чтобы проехать на метро до
определенного места или, например, кто из детей поможет Юре докрасить
скамью? А на рисунке показано, сколько каких банок (желтая и синяя краски)
смешивал каждый. Эта контрольная потребовала и умения анализировать
информацию, представленную в виде таблицы, диаграмм, извлекать нужную
информацию из текста, анализировать объекты по названным признакам,
создать сочинение рассуждение по прочитанному тексту. Всего 15 заданий.
Для интереса и мы, педагоги , решали. Потребовались время и усилия. А тут
пятиклассники. Только из начальной школы. По ФГОСам не шли.
А тут еще совершенно случайно прочитала притчу :
Когдато давно, жили два брата. Один был рыбак, ловил рыбу, продавал на
рынке и хорошо жил. Второй брат был батрак. Много и тяжело работал, но
1никак не мог свести концы с концами. Вконец измотавшись и видя невзгоды
своей семьи, решился батрак пойти к своему брату рыбаку, попросить денег.
«Здравствуй, брат, пришёл к тебе не от лёгкой жизни! Прошу тебя, помоги, ты
же мой брат! Мои дети не ходят в школу, им не на что купить тетради и
карандаши! Моя жена не может выйти из дома, потому что её одежда
обветшала! Наша хижина вся покосилась и вотвот рухнет! Мы три дня ничего
не ели, а работы всё нет и нет!» – сказал батрак и заплакал. Сжалился рыбак,
дал батраку рыбы и денег, чтобы тот смог поправить свои дела.
Прошло пару месяцев, и опять пришёл батрак к рыбаку с просьбой о помощи.
И опять рыбак помог своему брату. В следующий раз, батрак пришёл уже
через месяц, с мольбой о спасении. Но ответил ему рыбак:
«Давай, я подарю тебе удочку и научу тебя удить рыбу!»
А ведь и правда, проще дать удочку!
И тогда мы поняли: нужно нечто надпредметное, курс, который бы
сформировал Универсальные учебные действия (УУД) – то есть обобщённые
действия, обеспечивающие умение учиться. Год ушел на обдумывание, и
наконец родился метапредметный курс во внеурочной деятельности «Учусь
учиться» ( ничего логичнее просто не придумали). В его основу легли
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 г. №1897) и Примерная программа и тематическое
планирование метапредметного курса «Сам себе учитель» профессора МПГУ,
кандидата биологических наук Галеевой Н.Л.
Цели курса :Развитие универсальных учебных действий учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Задачи курса :Формирование и развитие познавательных, коммуникативных,
регулятивных универсальных учебных действий и Формирование навыков
применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин и в житейской практике .
Курс состоит из трёх последовательных содержательнометодических блоков:
Регулятивные УУД.
обеспечивают организацию, контроль, регулирование и анализ собственной
учебной деятельности учащимися; дают четкое представление о цели и
результате учебной деятельности.
В рамках этого блока мы провели следующие занятия :
21. Секреты профессии «школьник» ,
2. Цель – это то, что придает жизни смысл
3. Кто ничего не планирует, тот планирует свой провал
4. Таймменеджмент: учимся управлять временем
5. Играпроект «Мы строим дом»
Во втором блоке Коммуникативные УУД учились организовать
сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними
взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными
людьми, высказывать суждения, задавать вопросы, слушать и слышать друг
друга, продолжить и развить мысль собеседника, Распределять работу при
совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге.
Занятия были следующими:
1. Правила оратора
2. Работаем в команде
3. Тезисаргументиллюстрация
4. Публичное выступление
5. Учимся задавать вопросы
И наконец, в третьем блоке Познавательные УУД учились обеспечивать
нахождение, переработку и использование информации для решения учебных
задач.
Темы занятий:
1. Рациональная работа с текстом. Выделение главного
2. Составление плана
3. Преобразование информации из текста в таблицы, схемы, графики
4. Преобразование информации из таблиц, схем, графиков в текст
Алгоритм
5. Инструкция
6. Сравнение
7. Анализ
8. Синтез
9. Обобщение
10.Что такое проект?
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование
саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей
учиться. Значит, все занятия нужно было проводить так, чтобы было
интересно. Это и было самым сложным: как построить занятие, чтобы завтра
пришли еще. Смею заверить, все занятия проходили в игровой форме.
Учащиеся с нетерпением ждали следующего. Чем мы занимались? Строили
3мост из бумаги, строили дом из кубиков , а научились проектированию и
защите проекта. Отыскивали цифры по таблице Шульте, рисовали по точкам,
сравнивали рисунки, а на самом деле тренировали память и внимание.
Прокладывали маршрут по городу, по пересеченной местности, а в
действительности учились ставить цели и планировать деятельность. То есть
получили те самые метапредметные умения и навыки, которых так не хватало
и с которыми нашим выпускникам идти по жизни.
Закончить хочу притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он
спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?"
А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу".
Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Результаты нашей работы в наших руках.
4