Презентация Формирование УУД во внеурочной деятельности

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала выступл.2.docx
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность.                    Школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования   определил   в   качестве   главных   результатов   не   предметные,   а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.  Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его  так, чтобы он стремился к новым знаниям? Как удивить своего ученика   тем, чему  уже   и   никто   не   удивляется?   Вот,   наверное,   самые   основные   вопросы мотивации обучения.          Третий год работаем по новым стандартам, поначалу было трудно: не было  практической информации , только общие фразы, что делать , что от нас  хотят ­ было не понятно. В настоящее время пока еще остается много  вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца  понятна конкретная модель работы. Но ясно одно – формирование УУД  невозможно, если образовательный процесс организован по старинке.  Два года назад наши пятиклассники столкнулись с метапредметной   контрольной работой, задания которой поставили меня в тупик. Так ли  строим процесс обучения, тому ли учим. Задания были интересными, но   требующие совсем не предметных знаний по математике, биологии,  географии, русскому языку. Помните: дана карта Москвы, нужно было  рассчитать, сколько времени  потребуется, чтобы проехать на метро  до  определенного места или, например, кто из детей поможет Юре докрасить  скамью? А на рисунке показано, сколько каких банок (желтая и синяя краски) смешивал каждый. Эта контрольная потребовала и умения анализировать  информацию, представленную в виде таблицы,  диаграмм, извлекать нужную  информацию из текста, анализировать объекты по названным признакам,  создать сочинение­ рассуждение по прочитанному тексту. Всего 15 заданий.  Для интереса и мы, педагоги , решали. Потребовались время и усилия. А тут  пятиклассники. Только из начальной школы. По ФГОСам не шли. А тут еще совершенно случайно прочитала притчу : Когда­то давно, жили два брата. Один был рыбак, ловил рыбу, продавал на  рынке и хорошо жил. Второй брат был батрак. Много и тяжело работал, но  1никак не мог свести концы с концами. Вконец измотавшись и видя невзгоды  своей семьи, решился батрак пойти к своему брату рыбаку, попросить денег. «Здравствуй, брат, пришёл к тебе не от лёгкой жизни! Прошу тебя, помоги, ты же мой брат! Мои дети не ходят в школу, им не на что купить тетради и  карандаши! Моя жена не может выйти из дома, потому что её одежда  обветшала! Наша хижина вся покосилась и вот­вот рухнет! Мы три дня ничего не ели, а работы всё нет и нет!» – сказал батрак и заплакал. Сжалился рыбак,  дал батраку рыбы и денег, чтобы тот смог поправить свои дела. Прошло пару месяцев, и опять пришёл батрак к рыбаку с просьбой о помощи.  И опять рыбак помог своему брату. В следующий раз, батрак пришёл уже  через месяц, с мольбой о спасении. Но ответил ему рыбак: «Давай, я подарю тебе удочку и научу тебя удить рыбу!» А ведь и правда, проще дать удочку! И тогда мы поняли: нужно нечто надпредметное, курс, который бы  сформировал Универсальные учебные действия (УУД) – то есть обобщённые  действия, обеспечивающие умение учиться. Год ушел на обдумывание, и   наконец родился метапредметный курс во внеурочной деятельности «Учусь  учиться» ( ничего логичнее просто не придумали). В его основу легли  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта  основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) и Примерная программа и тематическое  планирование метапредметного курса «Сам себе учитель» профессора МПГУ, кандидата биологических наук Галеевой Н.Л.  Цели курса :Развитие универсальных учебных действий учащихся на основе  системы развивающих занятий.  Задачи курса :Формирование и развитие познавательных, коммуникативных,  регулятивных универсальных учебных действий и Формирование навыков  применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных  дисциплин и в житейской практике . Курс состоит из трёх последовательных содержательно­методических блоков: Регулятивные УУД.   обеспечивают организацию, контроль, регулирование и анализ собственной  учебной деятельности учащимися; дают четкое представление о цели и  результате учебной деятельности.   В рамках этого блока мы провели следующие занятия :  21. Секреты профессии «школьник» , 2. Цель – это то, что придает жизни смысл  3. Кто ничего не планирует, тот планирует свой провал 4. Тайм­менеджмент: учимся управлять временем 5. Игра­проект «Мы строим дом» Во втором блоке Коммуникативные УУД учились организовать  сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними  взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными  людьми, высказывать суждения, задавать вопросы, слушать и слышать друг  друга, продолжить и развить мысль собеседника, Распределять работу при  совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге. Занятия были следующими: 1. Правила оратора 2. Работаем в команде 3. Тезис­аргумент­иллюстрация 4. Публичное выступление 5. Учимся задавать вопросы  И наконец, в третьем блоке Познавательные УУД учились обеспечивать  нахождение, переработку и использование информации для решения учебных  задач.  Темы занятий: 1. Рациональная работа с текстом. Выделение главного 2. Составление плана 3. Преобразование информации из текста в таблицы, схемы, графики 4. Преобразование информации из таблиц, схем, графиков в текст  Алгоритм 5. Инструкция 6. Сравнение 7. Анализ 8. Синтез 9. Обобщение  10.Что такое проект? Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование  саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей  учиться. Значит, все занятия нужно было проводить так, чтобы было  интересно.  Это и было самым сложным: как построить занятие, чтобы завтра  пришли еще. Смею заверить, все занятия проходили в игровой форме.  Учащиеся с нетерпением ждали следующего. Чем мы занимались?  Строили  3мост из бумаги, строили дом из кубиков , а научились проектированию и  защите проекта. Отыскивали цифры по таблице Шульте, рисовали по точкам,  сравнивали рисунки, а на самом деле тренировали память и внимание.  Прокладывали маршрут по городу, по пересеченной местности, а в  действительности учились ставить цели и планировать деятельность. То есть  получили те самые метапредметные  умения и навыки, которых так не хватало и с которыми нашим выпускникам идти по жизни. Закончить   хочу     притчей:   Жил   мудрец,   который   знал   все.   Один   человек захотел   доказать,   что   мудрец   знает   не   все.   Зажав   в   ладонях   бабочку,   он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".  Результаты нашей работы­ в наших руках. 4