Данная учебная методическая презентация предлагает учителю и учащимся подобранный и детально классифицированный материал (теоретический с приведением примеров) по одной из программных тем по литературе для работы на уроках и во внеурочное время - понятия по теории литературы - художественное время.Первый слайд.
Презентация
Художественное время
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
литературное произведение
так или иначе воспроизводит
реальный мир –
как материальный, так и идеальный.
Естественными формами
существования этого мира
Любое
являются время и пространство.
Однако мир произведения всегда
в той или иной степени условен,
и, конечно, условны
также время и пространство.
Время
Время уходит сквозь пальцы, как кровь,
Хлещет струей из разорванной раны,
Стрелки царапают вечность… Но вновь
Молча застыли громадыкурганы.
А за кулисой театра теней
Лишь силуэты скользят вдохновенно,
Тихо колеблется маятник дней,
Словно дыхание спящей Вселенной.
Великжанин Павел
Художественное время
это и репрезентация реального
времени в различном объеме,
масштабе, с различных точек
зрения, и своеобразный аспект
художественно изображенной
действительности,
и конструктивный элемент
текста.
Художественное время –
это одновременно то
представление о течении
времени, которое характерно для
автора – человека, и само время,
изображённое в литературном
произведении более или менее
последовательно или дробно.
Формы конкретизации
художественного времени
«привязка» действия
к историческим ориентирам,
реалиям и обозначение
циклического времени:
время года, суток.
Художественное время
отражает индивидуальные
особенности восприятия
определенного момента времени
каждым автором, что проявляется
в способах создания
им объективного
или
субъективного
художественного времени.
«Существенную взаимосвязь
временных и пространственных
отношений, художественно
освоенных в литературе,
мы будем называть хронотопом
(что значит в дословном переводе —
«времяпространство»)»
М.М. Бахтин.
Изображенное время
(реальное — сюжетное)
и
Время изображения
(художественное)
редко совпадают,
особенно в эпосе.
В большинстве случаев
художественное время
короче реального
(закон «поэтической экономии»).
Движение времени
в словесно образном
произведении происходит в
результате постоянной смены
событий, которая,
с одной стороны, основывается
на их причинноследственной,
линейной, психологической или
ассоциативной связи, а с другой –
выражается через систему
грамматических средств.