ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ
РОДИТЕЛИ!
Готовность ребенка к
школьному обучению.
Воспитатель подготовительной группы
Иткинина Зиля Зарифовна
Уважаемые родители, постарайтесь
ответить на следующие вопросы:
- Что же такое «Готовность к школе»?
- Это умение читать и писать?
Готовность к обучению в школе - это
такой уровень физического, психического и
социального развития ребенка, который
необходим для успешного усвоения школьной
программы без ущерба для его здоровья.
Следовательно, понятие «готовность к
обучению в школе» включает:
-физиологическую готовность – хороший
уровень физического развития;
-психологическую готовность – достаточное
развитие познавательных процессов
(внимания, памяти, мышления, восприятия,
воображения, ощущения, речи), обучаемости;
-социальную готовность – умение общаться
со сверстниками и взрослыми.
«Портрет» идеального
первоклассника»:
- желание учиться;
- хорошее здоровье;
- развитая моторика;
- хороший уровень развития
познавательных процессов;
- стремление к общению;
- развитая волевая сфера.
Поэтому Вам, родители, надо
обратить сейчас серьезное
внимание на воспитание у них:
а) послушания;
б) сдержанности;
в) вежливого отношения к людям;
г) умение культурно вести себя
в обществе детей, взрослых.
Интеллектуальная готовность к школе
означает:
- к первому классу у ребенка должен быть
запас определенных знаний;
- он должен ориентироваться в
пространстве, то есть знать, как пройти в
школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению
новых знаний, то есть он должен быть
любознателен;
- должны соответствовать возрасту
развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная
готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть
уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в
общении не должно проявляться агрессии, а при
ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и
искать выход из проблемной ситуации; ребенок
должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен
адекватно реагировать на конструктивные
замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать,
что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную
педагогом задачу, внимательно выслушивая,
уточняя неясные моменты, а после выполнения он
должен адекватно оценивать свою работу,
признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к
школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу,
важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых
знаний;
- способность ребенка выполнять задание,
которое ему не совсем по душе, но этого
требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение
определенного времени внимательно слушать
взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь
на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий
первоклассник должен обладать определенным
комплексом знаний и умений, который
понадобится для успешного обучения в школе.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в
шесть-семь лет?
Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в
течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами,
картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с
точностью воспроизводить на своем листе бумаги
узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где
требуется быстрота реакции. Например, называйте
живое существо, но перед игрой обсудите правила:
если ребенок услышит домашнее животное, то он
должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать
ногами, если птица – помахать руками.
Математика.
Цифры от 0 до 10.
Прямой счет от 0 до 10 и обратный счет от 10 до 0.
Арифметические знаки: «больше, меньше, поровну», «плюс,
минус, равно», «большоймаленький», «высокийнизкий»,
«широкийузкий».
Деление квадрата, круга на пополам, на четыре части.
Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат,
прямоугольник, овал, многоугольник.
Умение соотносить цифру и число предметов.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: «справа,
слева, вверху, внизу, над, под, за и т.п.».
Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков,
скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река
широкая, а ручей…», «Суп горячий, а
компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов,
например, «стол, стул, кровать, сапоги,
кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и
т. д.
• Определять последовательность событий,
чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках,
стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым,
простой предмет: лодочку, кораблик.
Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку,
карандаш, кисть и регулировать силу их
нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать
их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии,
нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
Речь.
• Составлять предложения из
нескольких слов, например, кошка, двор,
идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по
картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с
правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких
животных, птиц, деревья, грибы, цветы,
овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы,
перелетных и зимующих птиц, профессии,
месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и
отчество, сколько ему лет и дату рождения,
имена своих родителей и место их работы и
профессию, свой город, адрес.
Рекомендации:
- Помогите своему ребенку овладеть
информацией, которая позволит ему не
растеряться в обществе.
- Приучайте ребенка содержать свои вещи в
порядке.
- Не пугайте ребенка трудностями и неудачами
в школе.
- Научите ребенка правильно реагировать на
неудачи.
- Помогите ребенку обрести чувство
уверенности в себе.
- Приучайте ребенка к самостоятельности.
- Учите ребенка чувствовать и удивляться,
поощряйте его любознательность.
- Стремитесь сделать полезным каждое
мгновение общения с ребенком.