Презентация и разработки уроков. Уроки-практикумы по творчеству Л.Толстого ( Литература, 7 класс)
Оценка 4.8

Презентация и разработки уроков. Уроки-практикумы по творчеству Л.Толстого ( Литература, 7 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
русская литература
7 кл
15.01.2017
Презентация и разработки уроков. Уроки-практикумы по творчеству Л.Толстого ( Литература, 7 класс)
pril2 (5).doc

Работа с дневниковыми записями писателя.

Задание.

Прочитать выдержки из дневников, сгруппированные по годам и проанализировать их по вопросам:

-         Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире пи­сателя на разных этапах его становления?

-         Как постепенно формировалась идея нравственного само­усовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?

-         Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

 

Из дневниковых записей.

 

 1847 год (Толстому 19 лет).

17 марта.... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.


17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...

Правила:

1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2) Что исполняешь, исполняй хорошо.

3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5) Читай и думай всегда громко.

6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают…

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному.

 Первое правило, которое я  назначаю, есть следующее:

                  I. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2.     Довольствоваться настоящим.

3.     Искать случаев делать добро...

 

 Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка...

 Бойся лжи и тщеславия...

За­поминать и записывать все полезные сведения и мысли...

 Не верить мыслям, родившимся в споре...

Не повторять чужих мыслей.

1849 год.

1)   Изучить весь курс юридических наук, нужных для оконча­тельного экзамена в университете.

2)                    Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3)                   Изучать язык французский, русский, немецкий, англий­ский, итальянский и латинский.

    4)    Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и прак­тическое.

5)                    Изучить историю, географию и статистику.

6)                   Изучить математику, гимназический курс.

7)                    Написать диссертацию.

8)                    Достигнуть средней степени совершенства в музыке и жи­вописи.

9)                    Написать правила.

10)  Получить некоторые познания в естественных науках.

11)              Составить сочинение из всех предметов, которые буду изу­чать.

 

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой про­граммы Л.Толстой  выполнил!

 

1854 год.

2 ноября. ... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние труд­ные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, вос­ставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго сле­ды в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражда­нами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинст­вом и гордостью будут принимать участие в делах общественных...

 

 20 ноября.

Когда же, когда, наконец, перестану

 Без цели и страсти своей век проводить,

И в сердце глубокую чувствовать рану,

И средства не знать, как ее заживить.

 

1855 год.

18 марта. ... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе,

 - быть деятельным, рассудительным и скром­ным.

 

2 августа.... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабст­вом. Все нищеты его должны быть выставлены и средства испра­вить указаны.

21  сентября.... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...

1878 год.

22  мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзо­сти моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу...

9 мая.... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 3 десятины на душу. Грамотных два.

28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятируб­левые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...

5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.

1881 год.

Жить в ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т.е. нам с же­ною и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием от­дать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т.е. огра­ничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...

1883 год.

I января. Москва. ... Собственность как она теперь — зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал лож­ку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждае­мая насилием -  городовым с пистолетом — это зло.

30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фаб­рику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, кото­рые мы слышим в постели.

3 июня. ... Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки — вот суд.

13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы­работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.

21 июня. ... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

1883 год.

27 ноября. ... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, вы­учиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и вы­учиться делу наверно полезному людям.

7 декабря.... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1889 год.

23-26 февраля. Москва. ... Политического изменения, социаль­ного строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?

30 апреля.... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства:

    1) Церковь, обман, суеверие, траты;

2)Войско, разврат, жестокость, траты;

3)       Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4)       Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5)        Фабрика - убийство жизни;

6)       Пьянство;

7)       Проституция.

1900 год.

30  августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? – спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: сми­ряться, прощать, любить. В это верю всем существом...

23 ноября. Москва. ... Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и рос­кошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произве­сти духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

1902 год.

21 марта. ... Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

1904 год.

18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей празд­ностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.

1905 год.

31  июля. Ясная Поляна. ... Сидим во дворе, обедаем, десять ку­шаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди доб­рые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!...

... Русская революция должна разрушить существующий поря­док, но не насилием, а пассивно, неповиновением.

1906 год.

3-4 октября. Ясная Поляна. ...Записано так, после очень тя­желого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлека ются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.

1907 год.

26 октября. Ясная Поляна....  (Очень важное!) Непротивление злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.

1908 год.

19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глу­пой благотворительности внешней в соединении с безумной рос-, кошью жизни своей.

3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упрека­ми за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сей­час ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти ни­щим, благодаря и любя всех.

Из «тайного» дневника 1908 года.

2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно — уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти...

1910 год.

7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестаю­щий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом по­стыдном состоянии?

26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...

 

Образец анализа дневниковых записей (1847-49 гг.)

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Студент Казанского университета пока даже склонностей своих определить не может: после года уче­бы оставил Восточный факультет, перевелся на юридический, ко­торый тоже оставил незавершенным... Вел образ жизни светского аристократа — и вдруг дневниковая запись, что дальше так жить не­возможно.

Начинается отчаянная борьба с самим собой, со своими недос­татками, в первую очередь, записывая те или иные поступки, он тут же помечает, доволен ли или недоволен собой. А затем формулиру­ет правила-приказы, которым должен следовать. И снова отмечает, вспомнил ли их.

Но в жизни все оказывается не так-то просто! Сначала он ставит цели низменные, не очень благовидные: удачно жениться, найти выгодное место службы... Но беспокойный ум, воля и сердце, не­удовлетворенность и разочарование вступают в отчаянный поеди­нок с собственными недостатками, за обретение высокого нравст­венного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей.

Для достижения этих целей записываются особые правила ис­правления: «Бойся праздности и беспорядка», «бойся лжи и тще­славия» и др.

Внимательное прочтение этой части дневниковых записей Л.Н. Толстого рождает мысль, а если бы я решил вести дневник, - какие бы цели поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?


Работа с дневниковыми записями писателя

Работа с дневниковыми записями писателя

России и не забудут своей жертвы

России и не забудут своей жертвы

Фабрика - убийство жизни; 4)

Фабрика - убийство жизни; 4)
Скачать файл