Презентация и статья" Совершенствование процесса профессионального самоопределения выпускника школы"

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Особые потребности
  • ppt
  • 11.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методические рекомендации.ppt

Совершенствование процесса самоопределения выпускника школы

Общая средняя школа №5 имени Молда Мусы

Семинар

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рыночной экономики.

Профессиональное самоопределение школьника - правильный выбор будущей профессиональной деятельности, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Нормативно-правовая база


-Закон Республики Казахстан «Об образовании»
- Концепция развития образования в РК до 2020 года
-Конвенция О Правах ребенка
- Трудовой Кодекс РК
- ГОСО среднего (полного)общего образования
-
-

Рынок труда

Человек, обладающий соответствующей профессиональной квалификацией, возможностями, способностями и желанием трудиться и «продающий» свой труд.

РЫНОК ТРУДА

Человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Работник

Работодатель

Структура вакансий на 1 октября 2014 года

Всего: 9856 вакансий.
80% предлагаемых вакансий - рабочие специальности.

-Познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности;

-Создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении обучающихся, формирование у них устойчивых учебно-профессиональных мотивов, способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Цели и задачи профориентационной работы

Цели:
формирование у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда.
Задачи:
- Содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; осознанию нравственного значения будущего профессионального выбора в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребности региона;
- Подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие специальности;

Этапы профориентационной работы

Период интереса - дети делают свой выбор на основе своих склонностей и интереса;

Период способностей - в это время подростки больше узнают о требованиях предъявляемых данной профессией;

Период оценки - этот период времени предполагает сопоставление предъявляемых к выбранной специальности требований со своей ценностной ориентацией и реальным возможностям;

Переходный период - выбор образовательной траектории после окончания школы.

Направления профориентационной работы

Организация общественно полезного труда и трудовой практики;

Установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
Комплексная профориентационная поддержка обучающихся;
Использование современных информационно-коммуникативных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;
Проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
Информационная работа с родителями;
Оформление кабинета (уголка) профориентации.

Организация профориентационной работы по ступеням общего образования

I ступень общего образования (1-4 классы)
задачи:
разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры района, города;
привитие элементарных трудовых навыков;
формирование положительной направленности к трудовой деятельности.


II ступень общего образования (5-9 класс)
задачи:
актуализация у подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность;
развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умение соотносить собственные приоритеты с общественными.

III ступень общего образования
(10-11 класс)
задачи:
формирования способности учащихся к осознанному выбору профессии,
саморазвитие личностных качеств, необходимых для успешного овладения определенным видом трудовой деятельности.

Профессиональное информирование


Формы и методы:
-профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм и профориентационных игр;
-интерактивные беседы и лекции;
-встречи обучающихся с представителями профессиональных образовательных учреждений и заслуженными рабочими, проходящими в режиме интерактивного взаимодействия;
-экскурсии в профессиональные образовательные учреждения и на предприятия, в том числе и виртуальные;
-профнедели с использованием конкурсов на лучшие мультимедийные профессиограммы, составленные обучающимися;
-оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях в том числе и с использованием возможностей компьютерных программ.

Профессиональное консультирование

Методы работы:
Наблюдение за деятельностью и развитием обучающихся;
Изучение результатов учебной и внеучебной деятельности
Анкетирование
Составление психолого-педагогических характеристик обучающихся
Встречи и беседы с их родителями

Как правильно выбрать профессию?

Условия оптимального выбора профессии

Зона оптимального выбора профессии

Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, чтобы она была:
Интересна и привлекательна
Соответствовала вашим способностям
Пользуется спросом на рынка труда

Основные правила выбора профессии

1.Изучи как можно больше профессий (читай литературу о профессиях, встречайся с представителями различных профессий, изучи профессиограммы профессий, соверши экскурсии на производство)
2.Изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности, состояние здоровья)
3.Выбери для себя профессию, изучи её подробно, посоветуйся с учителями, врачами, родителями, специалистами, получи консультацию в кабинете профориентации
4.Найди возможность практически попробовать свои силы в избранной профессии (выполнение трудовых операций по профессии, участие в работе профессиональных кружков, клубов, объединений)
5.Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор

Основные ошибки при выборе профессии

Неправильная оценка своих возможностей

Родительское давление

Неосведомленность о мире профессий

Увлечение только внешней, частной стороной профессии

Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному

Неумение разобраться в своих склонностях, способностях

Выбор профессии под влиянием друзей

Влияние престижности профессии


Спасибо за внимание!