Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: Искусство
Класс:8 класс
Тема урока: У р о к 27. ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений архитектуры,
осознания понятия «Архитектуразастывшая музыка»; способствовать развитию умения правильно обобщать данные
и делать выводы, сравнивать.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения:
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и
цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в
разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.
Предметные: научатся устанавливать образноассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями
музыкального, изобразительного искусства и литературы.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного
общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы
достижения цели; развивать умение вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение умение работать
с информацией: систематизировать, структурировать ее; работать по плану.
Техники и технологии: Беседа, объяснительноиллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация
рассказа; индивидуальная, фронтальная, парная.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Учебник Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 89
классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012
CDROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Мультимедийный ряд: презентация «Архитектура – застывшая музыка»
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Основные понятия и термины: Аркатурный пояс, готика, шатровый стиль, руссковизантийский стиль.
Этапы
урока
(время)
I.
Организа
ционный
момент
4 мин.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Личностные:
Регулятивные:
Проявляют
интерес к
изучению
нового
материала.
Определяют
цель и
проблему в
учебной
деятельности.
Коммуникативные
:
Соблюдают
нормы
коллективного
общения
Познавательны
е:
Принимают
активное
участие в
обсуждении
услышанного
материала.
Включение детей в музыкальное
приветствие(1 концерт П.И.
Чайковского.)
Беседа
с постановкой проблемы
Сходство архитектуры и музыки
состоит прежде всего в
максимальной абстрактности этих
форм человеческой деятельности.
Архитектура является наиболее
абстрактным из пластических
искусств, т. е. искусств,
существующих в пространстве и
воспринимаемых зрением.
Назначение зрения воспринимать
Слушают
учителя.
Осмысливают
цель урока.
Отвечают на
вопросы.
Детям
предлагается по
аналогии с
фразами
Симонида
Кеосского
"Живопись
немая музыка, а
поэзия
Формы
оцениван
ия
Устное
поощрен
ие говорящая
живопись"и Гете
архитектура
онемевшая
музыка,
восстановить
афоризм
Шеллинга
"архитектура
застывшая
музыка
Вместе с
учителем
справляются с
поиском темы
урока. Из
предложенного
ряда
словосочетаний
останавливаются
на высказывании
«Архитектура
застывшая
музыка»
предметы внешнего мира, а
назначение пластических искусств
воспроизводить с той или иной
мерой чувственной достоверности
эти предметы. Однако
архитектура не отображает
реально существующие объекты, а
создает некоторые абстрактные
формы, которые являются
плодом фантазии ее творца.
Музыка на первый взгляд
является антиподом архитектуры.
В противоположность
архитектуре музыка развивается
во времени, а не в пространстве;
музыка обращена к слуху. Однако
роднит эти два искусства та же
абстрактность формы. В самом
деле, на слух мы воспринимаем
звуковую информацию из
внешнего мира. Но музыка не
воспроизводит словесную речь,
она ничего не описывает и обычно
не изображает природные звуки и
звукосочетания. Музыкальная
форма абстрактна, она рождается
в голове ее создателя и
практически не имеет аналогов во
внешнем мире. Как мы уже знаем, музыка
относится к временному виду
искусства, а архитектуры яркая
представительница пластического
или пространственного вида
искусства. Можно ли найти в их
языке чтото общее.
Итак, "архитектура
застывшая музыка
Попробуем в этом сегодня
разобраться. Может, стоит
расширить этот понятийный
шаблон и предложить имя урока:
«Архитектуразастывшая
музыка времени»
Фронтальная работа,
эвристическая беседа.
Объяснительноиллюстративный
компонент.
Объект подробного изучения
храмовая архитектура как идеал
эпохи. Рассматриваются собор
Парижской Богоматери, храм
Покрова на Нерли и церковь
Вознесения в Коломенском.
II.
Изучение
нового
материал
а
13 мин.
Подведен
ие к теме
урока
Актуализ
ация
социально
го опыта
учащихся
Ребята
знакомятся с
переплетением
понятий правды
жизни и языка
искусства,
Рассматривают
слайды, слушают
учителя.
Выступают с
результатами
предварительной
поисковой
работы.
Проявляют
познавательную
активность.
Уточняют
проблему в
учебной
деятельности.
Соблюдают
нормы
коллективного
общения; учатся
задавать
вопросы.
Устное
поощрен
ие
активнос
ти
восприят
ия
Проявляют
познавательну
ю активность
определяют
понятия,
художественн
ые термины;
знакомятся с
историей
ярких
представителе
й культовой
архитектуры
православия и
католицизма. Дети выдвигают
предположение
«Музыка и
архитектура
взаимосвязаны
между собой.
Каждая пара
выполняет
задание. Делятся
практическими
открытиями
во время работы.
Несколько
человек
отбирают
необходимые
фразы у доски.
Учатся
понимать
образный
язык
архитектуры
осознают свои
интересы и
цели, эмоции,
адекватно их
выражают;
понимают
эмоциональное
состояние
других людей
планируют
деятельность
в учебной
ситуации;
определяют
проблему
синтеза
искусств,
способы
достижения
цели.
Используют
речевые
средства
в соответствии с
ситуацией;
поддерживают
товарища.
осваивают
приемы
анализа
произведений
искусства, его
образного
языка
Промежу
точный
корректи
рующий
контроль
III.
Творческ
ая
практиче
ская
деятельн
ость
23 мин.
Ориентация на практическую
работу, творческий поиск.
Предлагает подобрать
соответствие музыкальных
фрагментов и памятников
архитектуры.
Для характеристики
архитектурного сооружения мы,
как правило, используем такие
понятия, как
пропорциональность, цвет, объём,
ритм. Обращаем внимание на
гармоничное сочетание с
окружающей природной средой.
Рассматриваем происхождение
архитектурного сооружения в
контексте эпохи и ментальности
народа. Чтобы понять последнее
рассмотрим более подробно
некоторые памятники
архитектуры. Они появились
приблизительно в одно время,
вернее в одну эпоху. Предлагается слайдистория
храмов Покрова на Нерли, собора
Парижской Богоматери, церкви
Вознесения в Коломенском.
Детям предлагается послушать
фрагменты органной прелюдии
И.С.Баха, исполняемой Домском
соборе Риги, церковное
песнопение хора Валаамского
монастыря, колокольные звоны
Патриаршего подворья.
Учитель ориентирует на работу с
учебником (страницы 8081) и
раздаточным материалом
IV. Итоги
урока.
Рефлекс
ия
6 мин.
Подводит итог общения
Архитектура и музыка сестры, и
та, и другая создают пропорции
во времени и в пространстве…
Обеим присущи материальное и
духовное начала: в музыке мы
находим архитектуру, в
архитектуре музыку", — так
выразил своё мнение в прошлом
столетии французский теоретик
архитектуры, архитектор,
дизайнер и художник
Ле Корбюзье.
И архитектуре и музыке присущ
Индивидуальна
я и
фронтальная.
Дети
знакомятся со
стихотворение
м
«Архитектура
музыка камней»
Эмоционально
реагируют на
предложенную
информацию.
Понимают
значение
внимания и
наблюдательно
сти для
человека.
Идут на
взаимные
уступки
в разных
ситуациях;
учатся
критически
осмысливать
Оценивают
конечный
результат,
выдвигают
версии,
работают по
плану.
Понимают
позицию
другого; создают
письменный
текст; осознанно
используют
речевые
средства в
соответствии с
ситуацией;
поддерживают
товарища.
Учатся
находить
положительны
е результаты в
своей и
творческой
деятельности
товарищей.
Оценива
ние
результа
тов (В
том
числе и
эмоцион
альная
реакция) свое поведение
ритм. Архитектура очаровывает
своей красотой организованности.
В ней присутствует
повторяемость: балконов, колонн,
окон и т. д. В музыке отдельные
звуки, чередуясь и сливаясь
воедино, рождают мелодию.
Архитектурой и музыкой мы
восторгаемся, когда в них
присутствует гармония.
Архитектура своими формами,
контурами, рисунком, а музыка
своей динамикой, фактурой
формируют наше настроение.
В конце урока традиционный
подарок учителя. На этот раз
фото шутка. Вместо Свято
Троицкого собора на берегу реки
Цны вырос Собор Парижской
Богоматери. Дети ещё раз
получают возможность убедиться
в гармоничности своей, родной
архитектуры. Звучит песня
Е.Арчакова «Песенка про
Моршанск»
Презентация и технологическая карта по искусству"(8 класс) "Архитектура-застывшая музыка"
Презентация и технологическая карта по искусству"(8 класс) "Архитектура-застывшая музыка"
Презентация и технологическая карта по искусству"(8 класс) "Архитектура-застывшая музыка"
Презентация и технологическая карта по искусству"(8 класс) "Архитектура-застывшая музыка"
Презентация и технологическая карта по искусству"(8 класс) "Архитектура-застывшая музыка"
Презентация и технологическая карта по искусству"(8 класс) "Архитектура-застывшая музыка"
Презентация и технологическая карта по искусству"(8 класс) "Архитектура-застывшая музыка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.