Мораль индустриального и постиндустриального общества.doc
Мораль индустриального и постиндустриального общества
Индустриальную мораль называют рациональной моралью, далее идет прагматизм
морали постиндустриальной. Отличия от морали традиционного общества
проявляются в следующем:
1.
2.
3.
Мораль индустриального общества основана на ином отношении:
личность – общество, в отличие от непосредственной зависимости, здесь
опосредованный тип связи (вещная зависимость или экономическая зависимость).
Суть этой новой зависимости в том, что человек не является собственностью
владельца предприятия, отношения развиваются товарноденежные.
Мораль традиционного общества – есть мораль, основанная на
социальном неравенстве. Принцип сословной чести является системообразующими.
В индустриальном обществе рождается мораль псевдо равенства и псевдо свободы,
псевдо братства (свобода, равенство и братство). На деле же происходит
абсолютное закабаление рабочего. Буржуазная мораль носит двойственный
характер, она делится на две части: одна называется «нормыцели», которые
конкретизируются через материальные богатства, через жизненную свободу, через
возможность доступу ко всем материальным благам (образованию, отдыху и т. д.).
Богатство становится основным благом, оно открывает путь к остальным благам.
Другая сторона: «нормы–рамки». Конкуренция на первом этапе «первоначального
накопления капитала» существовала реальная опасность взаимоуничтожения.
Нормы–рамки были направлены на сдерживание конкуренции, они выступали как
собственно моральные нормы. К этим нормам относятся: долг и ответственность
перед обществом, достойная конкуренция. Чтобы избежать риска, нужно чтобы
конкуренты также имели выгоду (Б. Франклин).
К постиндустриальному относится не только капитализм, но и
социализм, в отличие от рабовладения и феодализма. Капитализм и социализм
представляют собой разные типы общества. Человек, работающий на
капиталистическом предприятии, продает свой труд частному предпринимателю. На
социалистическом предприятии – государству (это разные типы собственности,
разные политический строй). Отсюда и существенные различия в морали. Можно
выделить мораль буржуазную (капиталистическую) и мораль социализма.
Рассмотрим единство и различие моральных ценностей капитализма и
социализма, опираясь на конструктивную критику, выделяющую во всем и плюсы, и
минусы. Для сравнения разных систем моральных ценностей будем использовать
два универсальных противоречия: социальное – индивидуальное, общение
обособление. Учитывая современные российские реалии, характеризуемые
беспрецедентным переходом от социализма к капитализму и сложным смешением
разных мировоззрений и ценностей, отразим это в таблице: не от капитализма к
социализму, согласно логике исторического процесса, а реально происходящий
переход от социализма к капитализму.
Ценностные основания капитализма и социализма
Социализм
Капитализм
Социально – Индивидуальное Коллективизм
Альтруизм
Бескорыстие
Общение Обособление
Индивидуализм
Эгоизм
Утилитаризм и прагматизм
Социальная активность
Квиетизм и эскапизм
Оптимизм
Пессимизм
«Социальное – Индивидуальное» – основное противоречие, заключенное в
человеке. Человек есть личность (индивидуальное бытие социального) и есть часть
общества. Обобщение и обособление. Каждый из нас есть уникальное
индивидуальное бытие, однако, мы стремимся к общению, и единению с другими.
Коллективизм выступает как реализация доминаты социального и стремления к
обобщению. Индивидуализм характеризует капитализм и выражается в
концентрации
обособлении.
индивидуального
и
Мы попытаемся подойти к этим двум позициям с точки зрения конструктивной
критики. Для это необходимо всегда начинать с плюсов, чтобы из них потом перейти
к минусам. Плюсы коллективизма – взаимодополнение и взаимоуслиление. Отсюда
мы можем вывести следующий минус – опасность нивелирования личности
(усреднение). Плюс индивидуализма – активизация всевозможных «само». Минус
индивидуализма – гипертрофия обособления, разрыв социальных связей.
Альтруизм – бескорыстное служение другому человеку. Эгоизм – любовь к
себе. Плюс альтруизма – готовность помощи и служения другому. Минус альтруизма
– самоотречение, отречение ценности собственной жизни и своего благополучия.
Плюс эгоизма – без любви к себе мы навряд ли добьемся уважения и любви других.
Минус эгоизма – это гипертрофия, эгоцентризм, человек теряет способность любить
других.
Бескорыстие – это специфический моральный мотив, он концентрирует в себе
ценность всех остальных моральных мотивов. Плюс бескорыстия – готовность к
безвозмездному служению другим. Он чем то похож на альтруизм, однако
бескорыстные поступки мы совершаем и без любви к другому. Минус бескорыстия –
опасность самозабвения. Практический утилитаризм – порождение духа
капитализма, ориентация сознания на пользу. «Утилитас» лат. – польза, «прагма»
греч. – дело, успех. Прагматизм и утилитаризм взаимодополняющие друг друга
ценностные ориентации. Плюс – к благу ведет только результативная, полезная
деятельность. Минус – «все средства хороши», для достижения цели, пользы,
успеха.
Социальная активность – это социальная позиция, это необходимо, как способ
приобщения к общественной жизни. Плюс – усовершенствование общества и себя.
Минус – социальной активности: корыстный, карьерный характер. Квиетизм – это
растерянность перед меняющейся реальностью и смирение с происходящим. Это
пассивная позиция. Эскапизм – бегство от непонятной, опасной, агрессивной реальности, это уже активная позиция. Плюс – это проявление инстинкта жизни и
самосохранения, только в первом через смирение, а во втором через бегство. Минус:
квиетизм – это капитуляция перед реальностью. Эскапизм – это бегство от
реальности, которое приобретает иллюзорные и деструктивные формы.
Чтобы снять тенденции исторического тупика обратились к теории
«гуманного капитализма». Это капитализм с «человеческим лицом» и позволило
представить эксплуатацию в новых формах. Теперь вложения делаются в
человеческий капитал, это вложение положительно сказывается на результатах
производства. Этика перераспределения богатства. Социальную напряженность,
возникающую в условиях капитализма (бедные и богатые), снимают путем
распределения богатств – спонсорство, благотворительность, меценатство,
милосердие. Филантропия становится важнейшим аспектом выхода из тупика
капитализма.
«Филантропия – это милостыня ограбленному»
(А.М.
Горький).
Однако в современном мире существует паразитирование на гуманизме. Люди в
странах с высоким уровнем жизни, которые могут позволить достойное содержание
безработных, часто сталкиваются с проблемой нежелания многих возвращаться на
работу.
4. Проблема морально
нравственного
Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.