Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Оценка 5

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история +1
9 кл
20.06.2019
Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Мораль индустриального и постиндустриального общества.doc
 Мораль   индустриального   и   постиндустриального   общества Индустриальную мораль называют рациональной моралью, далее идет прагматизм морали   постиндустриальной.   Отличия   от   морали   традиционного   общества проявляются в следующем: 1. 2. 3.   Мораль   индустриального   общества   основана   на   ином   отношении: личность   –   общество,   в   отличие   от   непосредственной   зависимости,   здесь опосредованный тип связи (вещная зависимость или экономическая зависимость). Суть   этой   новой   зависимости   в   том,   что   человек   не   является   собственностью владельца предприятия, отношения развиваются товарно­денежные. Мораль   традиционного   общества   –   есть   мораль,   основанная   на социальном неравенстве. Принцип сословной чести является системообразующими. В индустриальном обществе рождается мораль псевдо равенства и псевдо свободы, псевдо   братства   (свобода,   равенство   и   братство).   На   деле   же   происходит абсолютное   закабаление   рабочего.   Буржуазная   мораль   носит   двойственный характер,   она   делится   на   две   части:   одна   называется   «нормы­цели»,   которые конкретизируются через материальные богатства, через жизненную свободу, через возможность доступу ко всем материальным благам (образованию, отдыху и т. д.). Богатство становится основным благом, оно открывает путь к остальным  благам. Другая сторона: «нормы–рамки». Конкуренция на первом этапе «первоначального накопления   капитала»   существовала   реальная   опасность   взаимоуничтожения. Нормы–рамки были направлены на сдерживание  конкуренции, они выступали как собственно  моральные   нормы.   К   этим   нормам   относятся:   долг   и   ответственность перед   обществом,   достойная   конкуренция.   Чтобы   избежать   риска,   нужно   чтобы конкуренты также имели выгоду (Б. Франклин). К   постиндустриальному   относится   не   только   капитализм,   но   и социализм,   в   отличие   от   рабовладения   и   феодализма.   Капитализм   и   социализм представляют   собой   разные   типы   общества.   Человек,   работающий   на капиталистическом предприятии, продает свой труд частному предпринимателю. На социалистическом   предприятии   –   государству   (это   разные   типы   собственности, разные политический строй). Отсюда и существенные  различия в морали. Можно выделить мораль буржуазную (капиталистическую) и мораль социализма. Рассмотрим   единство   и   различие   моральных   ценностей   капитализма   и социализма, опираясь на конструктивную критику, выделяющую во всем и плюсы, и минусы. Для сравнения разных систем моральных  ценностей будем использовать два   универсальных   противоречия:   социальное   –   индивидуальное,   общение   ­ обособление.   Учитывая   современные   российские   реалии,   характеризуемые беспрецедентным переходом от социализма к капитализму и сложным смешением разных мировоззрений и ценностей, отразим это в таблице: не от капитализма к социализму,   согласно   логике   исторического   процесса,   а   реально   происходящий переход от социализма к капитализму. Ценностные основания капитализма и социализма Социализм Капитализм Социально – Индивидуальное Коллективизм Альтруизм Бескорыстие Общение ­ Обособление Индивидуализм Эгоизм Утилитаризм и прагматизм Социальная активность Квиетизм и эскапизм Оптимизм Пессимизм  «Социальное –  Индивидуальное» –  основное противоречие, заключенное  в человеке. Человек есть личность (индивидуальное бытие социального) и есть часть общества.   Обобщение   и   обособление.   Каждый   из   нас   есть   уникальное индивидуальное бытие, однако, мы стремимся к общению, и единению с другими. Коллективизм   выступает   как   реализация   доминаты   социального   и   стремления   к обобщению.   Индивидуализм   характеризует   капитализм   и   выражается   в концентрации обособлении. индивидуального     и   Мы   попытаемся   подойти   к   этим   двум   позициям   с   точки   зрения   конструктивной критики. Для это необходимо всегда начинать с плюсов, чтобы из них потом перейти к минусам. Плюсы коллективизма – взаимодополнение и взаимоуслиление. Отсюда мы   можем   вывести   следующий   минус   –   опасность   нивелирования   личности (усреднение).   Плюс   индивидуализма   –   активизация   всевозможных   «само».   Минус индивидуализма – гипертрофия обособления, разрыв социальных связей.   Альтруизм – бескорыстное служение другому человеку. Эгоизм – любовь к себе. Плюс альтруизма – готовность помощи и служения другому. Минус альтруизма – самоотречение, отречение ценности собственной жизни и своего благополучия. Плюс эгоизма – без любви к себе мы навряд ли добьемся уважения и любви других. Минус эгоизма – это гипертрофия, эгоцентризм, человек теряет способность любить других. Бескорыстие –   это   специфический   моральный   мотив,   он   концентрирует   в   себе ценность   всех   остальных   моральных   мотивов.   Плюс   бескорыстия   –   готовность   к безвозмездному   служению   другим.   Он   чем   то   похож   на   альтруизм,   однако бескорыстные поступки мы совершаем и без любви к другому. Минус бескорыстия – опасность   самозабвения.   Практический   утилитаризм   –   порождение   духа капитализма, ориентация сознания на пользу. «Утилитас» лат. – польза, «прагма» греч.   –   дело,   успех.   Прагматизм   и   утилитаризм   взаимодополняющие   друг   друга ценностные   ориентации.   Плюс   –   к   благу   ведет   только   результативная,   полезная деятельность.   Минус   –   «все   средства   хороши»,   для   достижения   цели,   пользы, успеха. Социальная   активность   –   это   социальная   позиция,   это   необходимо,   как   способ приобщения к общественной жизни. Плюс – усовершенствование общества и себя. Минус – социальной активности: корыстный, карьерный характер. Квиетизм – это растерянность   перед  меняющейся  реальностью  и  смирение   с  происходящим.  Это пассивная   позиция.   Эскапизм   –   бегство   от   непонятной,   опасной,   агрессивной реальности, это уже активная позиция. Плюс – это проявление инстинкта жизни и самосохранения, только в первом через смирение, а во втором через бегство. Минус: квиетизм   –   это   капитуляция   перед   реальностью.   Эскапизм   –   это   бегство   от реальности, которое приобретает иллюзорные и деструктивные формы.  Чтобы   снять   тенденции   исторического   тупика   обратились   к   теории «гуманного   капитализма».   Это   капитализм   с   «человеческим   лицом»   и   позволило представить   эксплуатацию   в   новых   формах.   Теперь   вложения   делаются   в человеческий   капитал,   это   вложение   положительно   сказывается   на   результатах производства.   Этика   перераспределения   богатства.   Социальную   напряженность, возникающую   в   условиях   капитализма   (бедные   и   богатые),   снимают   путем распределения   богатств   –   спонсорство,   благотворительность,   меценатство, милосердие.   Филантропия   становится   важнейшим   аспектом   выхода   из   тупика капитализма. «Филантропия   –   это   милостыня   ограбленному»   (А.М.   Горький).  Однако   в   современном   мире   существует   паразитирование   на   гуманизме.   Люди   в странах с высоким уровнем жизни, которые могут позволить достойное содержание безработных, часто сталкиваются с проблемой нежелания многих возвращаться на работу.  4. Проблема морально­ нравственного   

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019