Презентация составлена к защите проекта передового инновационного педагогического опыта " Интеллектуальная игра как средство развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов". В презентации представлены результаты анкетирования учителей и обучающихся. Вывод: учителя положительно относятся к интеллектуальной игре, достаточно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.В презентации представлено анкетирование учителей. Вывод.
Педагогический проект
«Интеллектуальная игра
как средство развития
познавательной
деятельности
учащихся начальных
Выполнила: учитель начальных классов
классов».
Приданникова Е.В.
МБОУ «Ларинская СОШ»
2014 год
«Без игры не может быть
полноценного умственного
развития. Игра - это огромное
светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный поток
представлений, понятий. Игра -
это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В. А.
Сухомлинский
Актуальность
• Возникает потребность в
расширении методического
потенциала и в активных формах
обучения.
• Развитие умений самостоятельной
оценки и отбора получаемой
информации, то есть мыслительных
операций, гибкости мышления.
• Востребованность современным
обществом личности, готовой к
правильному взаимодействию с
окружающим миром, к
самообразованию и саморазвитию.
«Интеллектуальная игра -
индивидуальное или (чаще)
коллективное выполнение заданий,
требующих применения
продуктивного мышления в условиях
ограниченного времени и
соревнования. Интеллектуальные
игры объединяют в себе черты как
игровой, так и учебной деятельности -
они развивают теоретическое
мышление, требуя формулирования
понятий, выполнения основных
мыслительных операций
(классификации, анализа, синтеза и
т.п.)».
Классификация игровых технологий
Г.К.Селевко.
Вопрос №1: "Какое место занимает
игра в развитии личности
ребёнка".
главно
е
не
самое
главн
ое
второ
сте-
пенно
е
никак
ого
места
не
заним
ает
5
36
% 4
29
% 1
7 % -
не знаю
не
задум
ы-
вался
над
этим
4
29
% -
Вопрос №2: "Вы в своей
педагогической практике много
времени отводите
интеллектуальной игре в учебном
процессе?"
только на уроках:
информатики – 1- 7
%
русского языка – 1-
7 %
английского
языка- 1- 7 %
окружающего
мира,
литературного
чтения, русского
языка – 1- 7 %
биологии – 1- 7 %
сего
дня
это
нико
му
не
нужн
о
не
заду
мыва
лся
над
этим
не
знаю
много
не
очень
много
1 7
% 8 57
Вопрос № 3 «Какие трудности
испытываете в проведении
интеллектуальной игры?»
отсутств
ие в
школе
необход
имых
условий
2
равнод
ушие
детей
не
задумыв
ались
над этим
не
знаю
Нет
трудност
ей
14 % 1
7 % 5
36 %
1
7% 3
21%
С каким настроением
учащиеся идут на игру
Положительные моменты игры.
1.Перерыв в повседневности
2.Выход в другое состояние души.
3.Порядок
4.Создает гармонию.
5.Увлеченность
6.Возможность создать и сплотить
коллектив
7.Элемент неопределенности
8.Понятие о чести
9.Компенсацию, нейтрализацию
недостатков действительности.
10. Возможность проявить или
совершенствовать свои творческие
навыки
11. Развитие воображения
12. Интерес к литературе.
13. Возможность развить свой ум.
14. Развитие остроумия.
15. Развитие психологической
пластичности.
16. Радость общения с
единомышленниками.
17. Умение ориентироваться в
реальных жизненных ситуациях
Методика организации
интеллектуальной игры на
уроках по закреплению
изученного материала
Цель создания и использования
интеллектуальных игр
• расширяют кругозор ребенка;
• закрепляют знания;
• развивают находчивость,
смекалку;
• пробуждают интерес к различным
областям науки, техники,
искусства;
Задачи интеллектуальных игр:
• развитие творческих способностей детей;
• развитие любознательности и
познавательного интереса;
• развитие художественно-эстетического
вкуса;
• развитие умения применять на практике
полученные знания;
• воспитание чувства коллективизма,
атмосферы сотрудничества в процессе
совместной деятельности;
• развитие коммуникационных способностей;
• формирование навыков исследовательской
и проектной деятельности
Сфера применения
интеллектуальных игр
• урок-обобщение (повторение);
• предметные недели;
• внеклассное мероприятие;
–тематический классный час;
–занятие дополнительного
образования;
–тематический вечер;
Информационные
источники
1. Антоненко Л.А. «Интеллектуальная игра «Кто хочет стать
знатоком литературы», Ежемесячный научно – методический
журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г.
2. Бекиш Н.А. «Игровые приемы на уроках и во внеурочное
время», Ежемесячный научно – методический журнал
«Начальная школа» № 12, 2011 г.
3. Брунчукова Н.М. «Использование игр – телепередач на уроках
математики», Ежемесячный научно – методический журнал
«Начальная школа» № 6, 2010 г.
4. Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. «Развитие познавательной
самостоятельности школьника в игровой деятельности»,
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная
школа» № 11, 2004 г.
5. Жукова З.Л. «Развитие интеллектуальных способностей
младших школьников в ходе игры», Ежемесячный научно –
методический журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г.
6. Кузьмина Н.М. «Нестандартные формы обучения в курсе
природоведения», Ежемесячный научно – методический
журнал «Начальная школа» № 9, 2003.
7. Логинова И.Л., Светлова С.В. «Играем, как в телещоу»,
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная
школа» № 5, 2004 г.
1.
2.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Лебедева А.В. «Роль познавательного интереса младших школьников в учебном
процессе», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 3, 2010
г.
Мутик М.А. «Поле чудес», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная
школа» № 5, 2002 г.
3. Небосова Н.В. «Формы организации познавательной деятельности младших
школьников», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5,
2011 г.
Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова. – М.: педагогика, 1987.
Рожина В.А. «Интеллектуальный марафон как средство формирования
индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников»,
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2010 г.
Сидорова С.А. «Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка»,
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 1, 2009 г.
Слимак Н.И. «Интеллектуально – познавательная игра «Что? Где? Когда?»,
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 12, 2011 г.
Табакова Г.Н. «Интеллектуально – творческие игры», Ежемесячный научно –
методический журнал «Начальная школа» № 5, 2005 г.
Хилалутдинова А.М. «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении
и развитии младших школьников», Ежемесячный научно – методический журнал
«Начальная школа» № 7, 2008 г.
Информационные
источники
10. Шаповалов В.В. «О познавательном интересе и приемах его активизации»,
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 7, 2009 г.
11. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей
детского сада: Из опыта работы/ под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Интернет – ресурсы:
1.
2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http:/www.standart.edu.ru
3. Фестиваль «Открытый урок» http:/festival.1september.ru/