Презентация "В лаборатории учителя" (мастер-класс для учителей по использованию приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы)
Оценка 5

Презентация "В лаборатории учителя" (мастер-класс для учителей по использованию приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы)

Оценка 5
Руководства для учителя
ppt
русская литература +1
Взрослым
06.01.2017
Презентация "В лаборатории учителя" (мастер-класс для учителей по использованию приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы)
Цель образования, его структура зависит от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же признаки 21 века? Во-первых, в начале века углубляются и расширяются кризисные явления (экологический кризис, глобальные изменения климата). Во-вторых, нестабильность и изменчивость мира ведет к тому, что знания быстро устаревают, востребованными остаются только 10-15% знаний, полученных в школе. В-третьих, переход к информационному обществу, возрастание человеческого фактора, развитие рыночной экономики, - все это влияет на образование. Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. В настоящее время цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры. Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда выученное забыто. У ученика в голове должны остаться творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУН, а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить: - способам смысловой обработки, - способам нахождения информации, - умению анализировать полученные знания, интерпретировать, - систематизировать, - оценивать.Популярные методы технологии – это графическая организация материала, которая служит инструментом формирования навыков мышления. Схемы, таблицы, графики, рисунки-схемы систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяет обучающимся лучше классифицировать представленную информацию. Сам процесс построения схем, таблиц формирует умения анализировать материал. Одна из главных особенностей данной технологии - использование стратегий, направленных на групповую, парную работу. Групповые и парные формы работы – один из самых сложных в образовательном процессе. Это связано с тем, что не всегда просто действовать с другим человеком, сложно прислушиваться к чьему-либо мнению, планировать совместную работу. ТРКМЧП позволяют развивать навыки самостоятельной работы. Кроме того, групповые формы работы позволяют создать атмосферу обучения, при которой не остается безучастных учеников, учащиеся свободно обмениваются мнениями, аргументируют их, легко вступают в диалог, не боятся высказывать мнения, расходящиеся с общим представлением.
Лаборатория учителя.ppt

Картотека приёмов технологии развития критического мышления

Картотека приёмов технологии развития критического мышления

Картотека приёмов
технологии развития
критического мышления

Учитель русского языка и литературы
Ясиноватской общеобразовательной
школы I-III ступеней №1 АГЯ
Филиппская Елена Михайловна

RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления

RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления

RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления

RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи.

RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления

RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления

RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления

Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. 

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначать-ся данный текст

Выбор жанра, формы повествования.

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

РОЛЬ: группа учащихся, которые знают тему «Лексикология и фразеология»

РОЛЬ: группа учащихся, которые знают тему «Лексикология и фразеология»

РОЛЬ: группа учащихся, которые знают тему «Лексикология и фразеология»
АУДИТОРИЯ: данный текст предназначается
всему классу.
ФОРМА: учащиеся составляют Паспорт слова
ТЕМА: Солнце.


Ход работы:
Объединение класса в группы.
2. Выбор роли (жеребьёвка), аудитории, формы (каждой группой).
3. Обсуждение в группе выбранных параметров.
Задача - услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя, о чем он непременно захотел бы рассказать и как.

Кроме того, объединившись в группы, учащиеся выполняют более сложную работу: создают текст о том или ином фразеологизме

Кроме того, объединившись в группы, учащиеся выполняют более сложную работу: создают текст о том или ином фразеологизме

Кроме того, объединившись в группы, учащиеся выполняют более сложную работу: создают текст о том или ином фразеологизме. Текст этот создаётся в определённом жанре (это может быть сказка, монолог, воспоминание, рассуждение и т.д.)

Например, монолог фразеологизма «засучив рукава»:

Например, монолог фразеологизма «засучив рукава»:

Например, монолог фразеологизма «засучив рукава»:
В словаре фразеологизмов меня найти не очень сложно. Для этого необходимо сначала найти опорное слово – рукава, а там уж и меня увидишь. Что же ты прочитаешь в этой статье обо мне? А вот что: «Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом. Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть». Но у меня есть и антоним, то есть выражение совершенно противоположное: спустя рукава. Это, как ты понимаешь, означает - работать плохо, лень даже рукава засучить.

Логические цепочки» Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки»

Логические цепочки» Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки»

«Логические цепочки»
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки».
При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации.
Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

Восстановить последовательность цитатного плана рассказа
А.И.Куприна «Куст сирени»

Цитатный план.
1. «Нам надо сию минуту ехать».
2. «Она интересовалась самыми
мельчайшими деталями».
3. «Произошло очень большое
несчастье».
4. «Лицо Алмазова сияло торжеством
одержанной победы».
5. «Раньше всего Алмазовы заехали
в ломбард».
6. «И это из-за какого-то поганого
пятна».
7. «Садовник был изумлён и
недоволен».

Восстановить сравнительную характеристику героев рассказа

Восстановить сравнительную характеристику героев рассказа

Восстановить сравнительную характеристику
героев рассказа А.ИКуприна «Куст сирени»

Верочка

Алмазов

1.

Раздражение,
недовольство

Не видит выхода,
не верит в успех.

Спокойствие,
сдержанность,
терпеливость,
нежность.

Беспомощность,  пассивность,
от изумления разводит
руками, морщит лоб.

Находчивость, активность,
деятельность, быстрота.

Верит в успех дела,
надеется на положительный
исход.

В трудной ситуации чувствует себя
главой семьи.

Подчиняется более
сильному, действует по
предложенному плану.

Сорбонка является одним из технологических приёмов

Сорбонка является одним из технологических приёмов

Сорбонка является одним
из технологических приёмов.
Она представляет собой карточку, где
с одной стороны записывается вопрос,
а с другой – ответ. Таким образом,
ученик, отвечает на вопрос и тут же
проверяет себя. Использование сорбонки
позволяет заучивать определённые
понятия,падежи, формулы, теоремы,
даты,значения иностранных слов
и т.п.

Карточка-сорбонка как педагогический приём

Рождественская песнь в прозе» Чарльз

Рождественская песнь в прозе» Чарльз

«Рождественская песнь в прозе»

Чарльз Диккенс

«Ночь перед Рождеством»

Н.В.Гоголь

СОРБОНКА

Кто авторы этих произведений?

Прием « Верные и неверные утверждения» (по повести

Прием « Верные и неверные утверждения» (по повести

. Прием «Верные и неверные утверждения» (по повести Ч.Диккенса «Рождественская песнь в прозе»)

Утверждение

Да

Нет

1. Компаньон Скруджа умер перед Рождеством.

v

2. Скрудж стёр имя Марли с вывески на двери конторы.

3. «Это был не человек, а кремень», - так описывает автор Скруджа.

v

4. Скрудж не принял приглашение племянника на ужин в Сочельник.

5. Туман, мрак и мороз. Такой была погода перед Рождеством в рассказе Диккенса.

Бортовые журналы» как приёмы обучающего письма технологии развития критического мышления

Бортовые журналы» как приёмы обучающего письма технологии развития критического мышления

«Бортовые журналы» как приёмы обучающего письма технологии развития критического мышления. В 6 классе изучаются несколько произведений, в которых события происходят в Рождество.


Н.В.Гоголь
«Ночь перед
Рождеством»

Ч.Диккенс
«Рождественская
песнь в прозе»

А.И.Куприн
«Чудный доктор»

Что мне известно по этой теме?

Что нового я узнал, читая произведения?

Р о ж д е с т в о

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Метод кластера

Подарки Праздник Вакула и Оксана

Подарки Праздник Вакула и Оксана

Подарки

Праздник

Вакула и Оксана

Чёрт

Скрудж

«Рождественская
песнь в прозе»

«Ночь перед
Рождеством»

Рождество

Реальное

Фантастическое

Духи

На стадии осмысления материала можно использовать технологический приём развития критического мышления – «Пазл»

На стадии осмысления материала можно использовать технологический приём развития критического мышления – «Пазл»

На стадии осмысления материала можно
использовать технологический приём развития
критического мышления – «Пазл».
Этот метод по своей сути напоминает
детскую игру в кубики, из которых
требуется сложить картинку.
Метод»Пазл» разработан по тому
же принципу, только вместо картинок
учащимися собирается текст на определённую
тему, а в качестве фрагментов используются
карточки с отрывками текста.

Метод ПАЗЛ

Задание: восстановить диалог Ромео и

Задание: восстановить диалог Ромео и

Задание: восстановить диалог Ромео и Джульетты(очередность реплик), угадать героев и произведение. Можно усложнять задание на усмотрение учителя (определить роль диалога, как раскрываются характеры героев в диалоге и др.) 

Да, - чтоб читать молитвы,
пилигрим.

Позволь губам моим,
двум пилигримам,
Мой сладкий грех
лобзаньем искупить.

Но, кроме рук, даны и губы им.

Но, пилигрим, невелика вина
Твоей руки: в ней набожность видна;

О, если так, то, милая святая,
Позволь губам молиться,
подражая Моей руке;

Восстановить диалог Анны Андреевны и

Восстановить диалог Анны Андреевны и

Восстановить диалог Анны Андреевны и Хлестакова
из комедии Гоголя «Ревизор»

Как же, я им всем
поправляю статьи. Мне
Смирдин дает за это
сорок тысяч.

Да, это мое сочинение.

Так, верно, и "Юрий
Милославский»
ваше сочинение?

Скажите, так это вы были
Брамбеус?

Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем,
много есть сочинений: "Женитьба Фигаро",
"Роберт-Дьявол". Уж и названий даже
не помню. И все случаем: я не хотел писать,
но театральная дирекция говорит:
"Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь".
Думаю себе: "Пожалуй, изволь братец!"

Так вы и пишете? Как это должно быть
приятно сочинителю!
Вы, верно, и в журналы помещаете?

Двухчастный дневник» и «ключевые слова»

Двухчастный дневник» и «ключевые слова»

«Двухчастный дневник» и «ключевые слова».
Внеклассное чтение. Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».
На стадии вызова учащимся сообщается, что будем читать рассказ, в котором значимыми будут слова: прекрасные магазины, сияющие ёлки, праздничные толпы, жизнь в подвале, письмо, Машутка больна, мысль о самоубийстве, чудесная встреча, рецепт и деньги, профессор Пирогов. Предлагается предположить, каким мог бы быть рассказ. На эту работу отводится не более пяти минут. После прочтения рассказа заполняется правая сторона. двухчастного дневника.
Далее учащиеся заполняют левую сторону дневника.

На какие моменты обратили внимание при чтении?

Ваши чувства, эмоции, чем заинтересовал рассказ?

Спасибо за сотрудничество

Спасибо за сотрудничество

Спасибо за сотрудничество

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017