Презентация к итоговому уроку по повести "Ночь перед Рождеством" построена на основе вопросов и заданий, направленных на проверку усвоения текста, анализ эпизодов, формулирование выводов. Иллюстрации к тексту взяты из учебника литературы 6 класс, видеофильма. Слайд контроля - кроссворд может быть использован для индивидуальной работы, парной или фронтальной. Следующий слайд - самопроверка.Презентация к итоговому уроку по повести "Ночь перед Рождеством" Н. В. Гоголя для учащихся 6 класса.
Ночь перед
Рождеством
на
хуторе
«Вечера
Имя молодого писателя Н.В.Гоголя
стало широко известным в 1831 году
после выхода в свет двух частей его
книги
близ
Диканьки». Обе части состоят из 8
повестей – совершенно новое явление в
русской литературе. Со страниц этих
повестей повеяло подлинно народной
жизнью. Все эти произведения основаны
на украинском народном творчестве,
народных поверьях, сказках, песнях, а
также личных воспоминаниях Гоголя об
Украине.
настроение
перемежается с добродушным юмором и
безудержным весельем, а реальная
жизнь – с фантастическим вымыслом.
Мрачное
А.С.Пушкин писал о
книге Гоголя: «Вот
настоящая веселость,
искренняя,
непринужденная…Все это
так необыкновенно в
нашей литературе…»
Сборник «Вечера на
хуторе близ Диканьки»
подписан – Рудый Панько.
Это рассказчик, от имени
которого публикуются
повести.
• Вы знакомы с таким
приёмом?
• Что вы можете сказать о
рассказчике?
Гоголь писал:
«Смех – великое
дело; он не
отнимет ни жизни,
ни имени, но перед
ним виновный – как
связанный заяц».
* С чего начинается повесть «Ночь перед
Рождеством»?
* Реален он или фантастичен?
1. Зачем чёрту нужно
украсть месяц с неба?
2. Чтение в лицах –
разговор Чуба с
Панасом.
3. Как понять слова
кузнеца: «Чудная девка,
и хвастовства у неё
мало! С час стоит,
глядясь в зеркало, и не
наглядится, и ещё
хвалит себя вслух».
Работа с текстом
4. А как Оксана относится
к кузнецу?
5. Какими словами
обижает она кузнеца?
А теперь
поговорим о матери
Вакулы.
1.Она ведьмой
считалась или была
ею на самом деле?
2.В чём
непорядочность
Солохи по
отношению к сыну?
3.Чтение в лицах
эпизода: почему Чуб
не узнал своей хаты?
4.Как изменилась
природа с
появлением месяца?
Прочитайте о Солохе и её
ухажёрах
1. Какое условие
ставит Оксана
кузнецу?
2. Что решил
кузнец?
• Выпишите
определения,
которые
характеризуют
основных героев
повести:
•
Голова-
дьяк-
Свербыгуз-
С чьей помощью
Вакула
получает
заветные
черевички ?
Подберите
цитаты из
повести и
продумайте
план рассказа
о Вакуле.
Как характеризует его
Пацюке ?
автор?
Найдите приемы
комического в описании
героя.
С предложенными
словосочетаниями напишите
предложения, связанные с героями
повести «Ночь перед Рождеством»:
• долго еще ворчал и бранился…
• не могла налюбоваться собою,…
• поколотил вражий сын,
• взглянул и снова начал хлебать.
• К каждому выделенному слову
подберите синонимы.
Как Вакула победил
чёрта?
Кроссворд по повести Н. В.
в о м »
Гоголя „Ночь перед Р о ж д е с т
По горизонтали: 1. Должностное лицо, которому кузнец Вакула
выкрасил дощатый забор в Полтаве. 3. Предмет домашнего
обихода, в котором хранили добро. 5. Казак, который, согласно
молве, был «немного сродни черту». 7. Вторая специальность
кузнеца Вакулы. 8. Основное орудие
производства кузнеца. 11. Должностное лицо, от которого, как
говорили, «ни одна ведьма на свете не ускользнет». 14. Имя
главной героини. 16. Вид одежды у женщин . 17. Что спрятал
черт в карман? 18. Какой предмет поразил Вакулу во дворце?
19. Имя одного из поклонников Солохи. 20. Должностное лицо,
возраст шаровар которого сравнивался с возрастом дома кума.
По вертикали: 2. Профессия односельчанина, помогавшего куму
нести мешок. 4. Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе
.6. Чем осветила кума добычу в мешке, отнятом у кума?
7.Украшение на шее Солохи. 9. Место, где очутился Вакула,
получивший башмачки от царицы. 10. Круглый хлеб. 12.Песни,
которые распевались в канун Рождества. 13. Блюдо, которое
смаковал Пацюк. 15, Кто похвалил новую хату Вакулы? 16.
На кого, по словам автора, был похож черт сзади?
Спасибо за урок!
«Вот настоящая веселость, искренняя,
так
непринужденная…Все
необыкновенно
в
литературе…»
это
нашей