Презентация к классному часу "900 блокадных дней"
Оценка 5

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Оценка 5
Культурные мероприятия +3
docx
воспитательная работа +2
8 кл—11 кл
17.04.2018
Презентация к классному часу "900 блокадных дней"
Публикация является частью публикации:
900 блокадных дней.docx
Тема классного часа:  «900 БЛОКАДНЫХ ДНЕЙ» мероприятие, посвященное 74 ­ й годовщине  снятия блокады Ленинграда.  Подготовила: учитель истории и обществознания  Рассказова Ольга Александровна, ГБОУ ПО ВСОШ Цели: 1.Познакомить учащихся  с событиями  900­дневной блокады Ленинграда, как  героической  и трагической странице в истории Великой Отечественной войны. 2.Используя отрывки из воспоминаний ленинградцев ­ блокадников, поэтические и  музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства  сопереживания, благодарности, уважения людям,  выстоявшим в тяжелые дни блокады 3.Развивать у  учащихся чувства патриотизма и гражданственности. Оборудование и технические средства: 1.Презентация «Блокада Ленинграда» 2.Видеофильм «Твердыня на Неве».  3.Запись музыки Д.Шостаковича «Седьмая симфония»  4. Карта «Великая Отечественная война 1941­1945гг.» Вступительное слово ведущего Ведущий 1  27 января ­  День воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города  Ленинграда (ныне Санкт­Петербурга).  Много лет прошло после  суровых и грозных лет  войны. Но время никогда не вычеркнет  из памяти народа Великую Отечественную войну  1941­1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. Наше  мероприятие посвящено одной из героических и  одновременно трагических страниц  Великой Отечественной войны ­ блокаде Ленинграда. Битва за Ленинград является одной  из решающих битв  Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной  истории не только из­за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости,  проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо­ западную часть страны и длилось более трёх лет.  Ведущий 2 Немецкие войска наступали на всех фронтах. Темп наступления войск составлял 30 км   в   сутки.  Захвату   города   Ленинграда     отводилось   особое   место.  Противник   хотел захватить   побережье   Балтийского   моря  и   уничтожить   Балтийский   флот.   Немцы стремительно  прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали  вывозить жителей и расположенные в городе заводы  и фабрики.  На северо­западном направлении, преодолев героическое   сопротивление   советских   войск   и   прорвавшись   через   народное   ополчение, испытывавших нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.  8 сентября 1941 года   над   городом   сомкнулось   кольцо   блокады   длинной   в   900   дней   и   ночей.   В   кольце блокады   Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек, в том числе около 400 тысяч детей. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие тысячи семей хотели бы выехать, но пути были отрезаны.  Ведущий 3  На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: В короткий срок он был  превращён в город­крепость.  500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения,  300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.    За время блокады  на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных  авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. Ведущий 4  Зимой 1941­1942 годов в городе не было топлива и электричества. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками и артобстрелами, ленинградцы жили в  неотапливаемых домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить  на реку Неву.   Смерть входила во все дома.  20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в  Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день,  всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный  коробок…и это была норма на весь день.  Это было трудно назвать хлебом. Это была  тёмно­коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из  различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.   Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или  студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские  склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в  густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля  считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть  сладковатую мутную воду.  Ведущий 5 Для   Гитлера   вопрос   о   судьбе   Ленинграда   решался   однозначно:   город   должен   был подвергнуться полному уничтожению.   Гитлер рассчитывал уничтожить город на Неве с помощью военной силы, но это ему не удалось.   Тогда   он   заявил   в   январе   1942г:   «Ленинград   мы   не   штурмуем   сознательно. Ленинград выжрет себя сам». Немецкий профессор  Цигельмайер в своей книге писал, что они (немцы) точно знали, сколько в городе осталось продовольствия и людей. Немецкий специалист   изумляется:   “Как   же   вы   выдержали?   Как   вы   могли?   Это   совершенно невозможно!  Я   писал  справку,   что  люди  на  таком  пайке  физически  не  могут  жить.  И поэтому не стоит рисковать немецкими солдатами. Ленинградцы сами умрут, только не надо выпускать ни одного человека через фронт. Пускай их останется там больше, тогда они   скорее   умрут,   и   мы   войдём   в   город   совершенно   свободно,   не   потеряв   ни   одного немецкого солдата” Ведущий 6 Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда­то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Хоронить   было   трудно:   транспорт   не   работал.   Обледеневшие,   покрытые   снегом   стоят трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы люди, тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых одеялом или простыней, а позднее и просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так   образовалась   известное   ныне   Пискаревское   кладбище,   где   похоронено   470   тыс. ленинградцев. Под шелестом опущенных знамён   Лежат бок о бок дети и солдаты.   На пискарёвских плитах нет имён,   На пискарёвских плитах только даты.   Год сорок первый…   Год сорок второй…   Полгорода лежит в земле сырой Ведущий 7  Только военно­автомобильная дорога, проложенная зимой 1941–1942 годов по льду Ладожского озера, давала хрупкую надежду на подвоз продовольствия и эвакуацию. По ледовой дороге из города удалось эвакуировать около 50 тыс. ленинградцев, но многих из них не смогли спасти. В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года по льду Ладожского   озера   в   тыл   было   вывезено   огромное   количество   промышленного оборудования и исторических ценностей.  Эта дорога называлась «Дорогой жизни», по ней перевозили   грузы   необходимые   городу.  «   Дорога   Жизни»   спасла   от   голодной   смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов Дети блокадного Ленинграда                    Блокада…. Далеко как это слово                      От наших мирных светлых дней.         Произношу его и вижу снова –         Голодных умирающих детей.         Их убили фашисты, не пулей, не снарядом.                     Не всё ли равно, чем убили.         Может быть пулей не так больно, как голодом?    Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам­детям блокадного  города ­ пришлось вместе со взрослыми перенести  всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы,  почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены  надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.  Ленинградские мальчишки и девчонки создавали  тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.   Они дежурили на  крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили  раненых, давали им лекарства.  Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода  ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.  В двенадцать­пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали  боеприпасы и оружие для фронта.  Они рыли окопы и работали на первых ленинградских  огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.  Более пяти тысяч  ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были  награждены медалями за оборону Ленинграда.         Блокада на примере одной семьи: Семьи Тани Савичевой   Таня Савичева родилась в 1930 году, ей было всего 12 лет, когда началась война.   Во время   войны   Таня   вела   дневник.   Это     маленькая   записная   книжка,   которую   вела двенадцатилетняя  ленинградская   девочка  Таня  Савичева.  В  книжке   девять  страниц,  на шести из них ­ даты. Шесть страниц ­ шесть смертей.  В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова:  Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.30 утра.   Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года  А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года               Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском  Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942года Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942года Остановят вдруг слова: У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в  дневник: Он звучит сильней орудий, Савичевы умерли. Умерли все.  Осталась одна Таня. Тот безмолвный детский крик: Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие  ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140  другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село  Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь  уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года  Таня умерла.   Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских  зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка ­ символом мужества блокадного  Ленинграда. звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича  В   дни   блокады   большую   роль   играли   люди   творческих   профессий:   художники, кинооператоры,   музыканты,   писатели…Их   произведения   поднимали   моральный   дух, придавали силы не только защитникам  Ленинграда, но и жителям  города. 9 августа 1941 года   немцы   обещали   занять   Ленинград.   Ровно   год   спустя   в   несломленном   городе состоялась   премьера   7­й   симфонии   Шостаковича,   которую   впоследствии   назовут "Ленинградской".   Зал   был   полон   ­   очереди   за   билетами   в   Большой   зал   городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта. Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии   были   зажжены   все   люстры.   Зал   филармонии   был   полон.     Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.  Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской   сети.   Её   слышали   не   только   жители   города,   но   и   осаждавшие   Ленинград немецкие войска. Много позже немцы признались: Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили  вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть… Ведущий 7  На подступах к Ленинграду советская армия вела тяжёлые бои, чтобы прорвать вражеское кольцо. 18 января 1943 года  Ленинград вновь и навсегда соединился с Большой землёй.    Но ещё целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград, каждый день несли   смерть и разрушения. И вот настал момент решительного удара.   27 января 1944 года  блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не  опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы,  площади, набережные. Город праздновал своё освобождение.    За своё освобождение  Ленинград заплатил дорогой ценой.  640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500  тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады   Просмотр документального фильма «Твердыня на Неве» (11 мин.)  Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества,  самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа  Ленинград!  Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла  человечеству вторая мировая война.

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"

Презентация к классному часу "900 блокадных дней"
Скачать файл