Самостоятельная работа рассматривается как педагогическая и методическая проблема, устанавливаются сходства и различия между понятиями "автономное обучение" и "самостоятельная работа", даётся характеристика личности автономного обучающегося, указаны основные формы и средства управления самостоятельной работой, а также некоторые технологии самостоятельного (автономного) обучения обучения иностранному языку .Самостоятельная работа рассматривается как педагогическая и методическая проблема, устанавливаются сходства и различия между понятиями "автономное обучение" и "самостоятельная работа", даётся характеристика личности автономного обучающегося, указаны основные формы и средства управления самостоятельной работой, а также некоторые технологии самостоятельного (автономного) обучения обучения иностранному языку .
Самостоятельная
работа
Проблема
Понятие
Структура учебной
деятельности и
Психологические особенности
организации СР
Виды и средства управления
СР на ИЯ
Самостоятельная работа
как педагогическая
проблема
Новые вызовы времени.
В исследованиях В.В. Давыдова, Д.Б.
Эльконина, П.Я. Гальперина,Ю.К.
Бабанского, П.И. Пидкасистого, Б.П.
Есипова, О.Т. Огородниковой и др. СР -одна
из основных концепций отечественной
дидактики.
Развитие самостоятельной деятельности
является необходимым условием
формирования целостной, гармонично
развитой личности.
Примерный перечень
общеучебных умений и навыков
(Ю.К. Бабанский,1980)
1) общелогические (умение анализировать, сравнивать,
выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-
следственные связи, выдвигать гипотезы, выбирать методы
решения)
2) учебные (умение составлять план ответа/выступления,
владеть разными стратегиями чтения, умение вести
полемику, задавать уточняющие вопросы,
аргументировать)
3) поисково-информационные (навыки обращения со
словарями, каталогами и другими источниками
информации)
4) учебно-организационные (умение планировать текущую
и перспективную учебную работу, осуществлять
самоконтроль и самоанализ, умение работать в
коллективе)
Самостоятельная работа:
понятие
СР – это способность планировать, систематизировать,
регулировать и активно осуществлять свою деятельность
без постоянного внешнего руководства и помощи (К.К.
Платонов).
СР – это умение видеть, ставить и решать проблему
собственными силами (М.А. Данилов, А.М. Матюшкин)
СР – это организаторские умения (Е.П. Белозерцев, З.Ф.
Пономарева)
СР - это умения предвидеть последствия своих поступков и
поведения других людей, планировать свою деятельность
(Н.Г. Ярошенко)
СР – это умение самому находить себе занятие, отстаивать
свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав
(А.И. Высоцкий)
СР – это умственные усилия (И.Унт, А.В. Конышева)
Концепция автономного/
самоуправляемого/внешкольного
обучения
“unschooling”, “interest-driven”,
“delight-directed”, “child-directed”,
“self-directed”, “natural”, “organic”,
“eclectic”, “self-managed”, “self-
directed, “autonomous, “learning-to-
learn”, “self-centered learning” (Henry
Holec, David Little, Lesly Dickinson, Phil
Benson, Lenny Dam, Robert Godvin-
Jones, Gurrold Murray, M.N. Sepannen).
Автономное
обучение/автономия
Х. Холек : «автономия учащегося – это умение брать
на себя ответственность за свою учебную
деятельность относительно всех аспектов этой учебной
деятельности, а именно: установление целей,
определение содержания и последовательности, выбор
используемых методов и приемов, управление
процессом овладения, оценка полученного
результата».
Л. Дикинсон главным в А. студента считает понятие
ответственности за изучение нового и распределение
этой ответственности в учебном процессе.
Л. Мариани: А. - потребность каждого человека,
его стремление к независимости, ответственности и
самостоятельному принятию жизненно важных
решений.
Сущность
самостоятельной/автономной
работы
ФГОС2: Самостоятельная работа -
цель и средство получения
образования
Личностные
результаты –
«способность и
готовность к
саморазвитию
личностному
самоопределе-
нию»
ФГОС2: Самостоятельная работа -
цель и средство получения
образования
Метапредметные
результаты -
«самостоятельность
в планировании и
осуществлении
учебной
деятельности»,
«способность к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории»
ФГОС2: Самостоятельная работа -
цель и средство получения
образования
Предметные
результаты –
«умения,
специфические для
данной предметной
области, виды
деятельности по
получению нового
знания в рамках
учебного
предмета»
ФГОС 3: самостоятельная работа
в высшей школе
Сегодня студенту
университета
необходимо
научиться
самому определять
и планировать
собственную
образовательну
ю траекторию:
выбирать что,
когда, в каком
объёме изучать;
соблюдать сроки
сдачи тестов и
экзаменов;
ФГОС 3: самостоятельная работа в
высшей школе
справляться с
большим объёмом
текстовой
информации,
которую необходимо
уметь разделить на
главную и
второстепенную,
используя её в своей
учебной
деятельности;
проводить
самооценку
эффективности
собственной учебной
деятельности
Понятие СР на ИЯ
«вид речевой
а при
деятельности, при
которой учащиеся с
определенной долей
самостоятельности,
необходимости, при
частичном
руководстве учителя
выполняют
различного рода
задания,
прилагая
необходимые
умственные усилия и
проявляя навыки
самоконтроля и
самокоррекции»
(А.В. Конышева)
Самостоятельная работа –вид
деятельности
Основные элементы
структуры деятельности
Мотив
Цель
Процесс
Результат (А.Н. Леонтьев).
Компоненты СР как вида
учебной деятельности
Компоненты учебной
деятельности:
1) мотивация
2) учебные задачи в определенных
ситуациях в форме задания
3) учебные действия
4) контроль, переходящий в
самоконтроль
5) оценка, переходящая в
самооценку (И.А. Зимняя)
Классификация видов
самостоятельной работы
В зависимости от места
В зависимости от организационных
форм: фронтальная, групповая, парная,
индивидуальная,
недифференцированная,
дифференцированная.
выполнения, самостоятельная работа
делится на: выполняемую в классе, в
лаборатории, в компьютерном классе, в
Дальтон -нише, дома.
выполнения: устная, письменная,
комбинированная.
В зависимости от способа
Классификация видов
самостоятельной работы
В зависимости от дидактической
цели, СР обучающего или
проверочного характера.
В зависимости от источника
знаний, СР: по учебнику, по
справочной литературе, по рабочей
тетради, по дидактическим
материалам.
СР по трудности и проблемности.
Классификация видов
самостоятельной работы
И.Я. Лернер за основу классификации
принимает учебные задания: обучающие,
тренировочные, поисковые.
П.И. Пидкасистый выделяет 4 вида
самостоятельной работы:
1) по образцу;
2) реконструктивная, содержащие
познавательные задачи и требующие
анализа;
3) вариативная, содержащая познавательные
задачи и требующая самоанализа
4) творческая, предполагающая участие
учащихся в производстве новых знаний.
Классификация видов
самостоятельной работы на ИЯ
А.В. Конышева (дидактический
критерий)
сбор и переработка информации
формирование навыков и умений
(упражнения)
навыков
задания)
применение знаний, умений и
контроль (творческие и тестовые
Самостоятельность/автономия
личности обучающегося
1) А. как субъект познания (т.е. способность
обучающегося самостоятельно находить способы
и приемы для обучения);
2)А. как субъект коммуникации (способность
обучающегося самостоятельно общаться на
иностранном языке);
3) А. как личность (обучающийся должен быть
самостоятельным и ответственным за свою
деятельность) (У. Литвулд)
А. - 4 краеугольных камня – принятие решений,
независимая деятельность, критическая
рефлексия, отдельность от других (Дэвид Литтл)
Психологические особенности
организации самостоятельной
работы
Понимание
Усвоение
Применение
Осознание
Осмысление
Обобщение
Текущее
повторение
Самоконтроль
Промежуточ
ное повторение
Контроль
Итоговое
повторение
Коррекция
деятельность;
осуществлял свою учебную
деятельность;
Управление самостоятельной
работой Надо, чтобы ученик:
осознал мотивы своей деятельности;
планировал свою учебную
умел ее оценивать;
умел концентрироваться на
достижении поставленной цели;
умел нести ответственность за свою
самостоятельную работу.
Управление самостоятельной
работой
Научно организовать
самостоятельную работу учащихся
значит:
управлять ею по специальной программе
с привлечением ТСО, информационно-
компьютерных технологий, ключей и
других средств обратной связи
четко распределять роли между
учителем и учащимися
обучать приемам оптимизации
самообучения, т.е. тем приемам и
методам, которые дают наибольший
эффект при минимальных затратах
времени и сил
Средства управления СР:
задания-ориентиры
Оценка
Тема
Умница
Крите
рии
зада
иям
Крите
рии
оцен
ки
Наблюда
тельный
Без образца С
По
образцу
Внима
тельный
к
изменен
ными
условия
ми
Моло
дец
Твор
ческое
отноше
ние
к
нию
910
зада
Контроль
ное
выполне
ние
Отметка
Баллы 34
56
78
возраста: от Дюймовочки, Красной
Шапочки, Василисы Прекрасной, от
Золушки, от дяди Степы.
Для учащихся среднего школьного
возраста это могут быть задания от
Президента, директора школы, друга с
подбором соответствующих критериев
оценки.
Опоры, применяемые на уроках
Средства управления СР: задания-
ориентиры
Для детей младшего школьного
совершенствования навыков и развития
речевых умений: функционально-смысловые
таблицы, логико-синтаксические схемы,
лексико-грамматические таблицы, логико-
смысловые модели.
Виды и типы занятий по
иностранному языку для
организации СР студентов
Тип занятия
занятия
Вид
форма)
(организационная
Понимание
учебного материала
осмысления,
осознания,
(урок
обобщения)
Усвоение учебного материала (уроки
текущего, тематического и итогового
повторения)
Применение
учебного материала
(уроки
и
совершенствования навыков и развития
речевых умений)
формирования
навыков
Коррекция знаний, умений и навыков
Контроль усвоения знаний, умений и
• Уроквикторина,
• Урокбеседа,
обсуждение
урокигра,
урок
• Урокпроблема,
конференция
урокпресс
• Урокзащита
дискуссия,
телемост
проектов,
урокдебаты,
урок
урок
уроктурнир,
тестирование, контрольная работа
• Урок
групповой
урокконкурс,
урокКВН,
работы
над
Современные технологии
самостоятельного (автономного)
обучения иностранному языку
Autonomous Technology-Assisted Language Learning –
ATALL
рецептивные виды деятельности (input), продуктивные виды
речевой деятельности (output), взаимодействие (interaction),
упражнение (exercise), оценка (assessment).
Aided Language Learning – CALL
распознавание голоса (voice recognition) и множественный
выбор
Computer Mediated Communication – CMC
Самоуправляемое обучение
Журналы самообучения (logbooks) и дневники (blogs)
Европейский языковой портфель ( Linguafolio)
Чат и видео конференции
Современные технологии
самостоятельного (автономного)
обучения иностранному языку
Одна из главных задача учителя при
организации самостоятельного
(автономного) обучения обеспечить
обучающегося ссылками (guidance) на
инструменты и службы онлайн:
на многие онлайн ресурсы, такие как
инструменты перевода, словари онлайн,
грамматические сайты, новости,
проверочные инструменты, программы
flashcard, ссылки учись учиться
Контакты
Гринченко Наталья
Александровна
ЕГУ им. И.А. Бунина,
кафедра романо-
германских языков и
перевода