Тема семинара - "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС".
ЦЕЛЬ: ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СОСТОЯНИЕ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей
Роль классного
руководителя
в системе воспитания
школьников
в условиях реализации ФГОС
СЕМИНАР
ЦЕЛЬ: ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СОСТОЯНИЕ
ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
ПРАВИЛА СЕМИНАРА
• БУДЬ АКТИВНЫМ
• ПРЕДЛАГАЙ ИДЕИ
• ПОДЕЛИСЬ ЗНАНИЯМИ
ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
Ребенок росток человеческий.
В нем изначально заложено неуемное
стремление к развитию.
Цель становящейся личности –
утвердить свое уникальное «я»,
выявить свое неповторимое
предназначение.
А цель педагога помочь ему в этом.
В условиях модернизации
российского образования, реализации
Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»,
Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности
гражданина России,
введения Федеральных государственных
образовательных стандартов второго
поколения, возрастают
воспитательные функции школы.
При обновлении содержания
и организации
педагогического процесса
главным направлением
становится воспитание.
Цель воспитательной работы
современной школы по ФГОС
• помочь взрослеющему человеку
стать субъектом собственной
жизни, способным на сознательный
выбор, разумный отбор жизненных
позиций, на самостоятельную
выработку идей
Главные задачи
современной школы по ФГОС
• раскрытие способностей
каждого ученика, воспитание
порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к
жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире.
«Наша новая школа»
Ключевой фигурой в реализации
задач воспитания в школе был и
остается классный
руководитель. От того, насколько
изменится его работа, во многом
зависит успешность всех
осуществляемых преобразований.
Цель деятельности классного
руководителя по ФГОС
создание условий для
саморазвития и
самореализации личности
обучающегося, его успешной
социализации в обществе.
Задачи деятельности классного
руководителя по ФГОС
• формирование здорового образа жизни;
• формирование и развитие коллектива класса;
• создание благоприятных психолого
педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого
обучающегося, сохранения неповторимости
и раскрытия его потенциальных
способностей;
• организация системы отношений через
разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• организация системной работы с
обучающимися в классе;
• гуманизация отношений между
обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
• формирование у обучающихся
нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
• организация социально значимой,
творческой деятельности
Деятельность классного руководителя
Деятельность классного руководителя
целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на
основе Устава ОУ и иных локальных актов,
анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно
ориентированного подхода к обучающимся
с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом .
Классному руководителю
необходимо знать
• психологопедагогические основы
работы с детьми конкретного
возраста;
• быть информированным о новейших
тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности;
• владеть современными технологиями
воспитания.
Организационно
координирующие
Коммуникативные
Функции
Классного
руководителя
Аналитико
прогностические
Контрольные
1.1. Организационнокоординирующие
Организационнокоординирующие
• обеспечение связи ОУ с семьей;
• установление контактов с родителями
(законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании
обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога ДО);
• проведение консультаций, бесед с родителями
(законными представителями) обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими
работниками, а также учебновспомогательным
персоналом ОУ;
• организация в классе образовательного
процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
• Организация внеурочной деятельности;
• стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей;
• взаимодействие с каждым обучающимся и
коллективом, класса в целом;
• ведение документации (классный журнал,
личные дела обучающихся, воспитательный
план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
2. Коммуникативные:
• регулирование межличностных отношений
между обучающимися;
• установление взаимодействия между
педагогическими работниками и
обучающимися;
• содействие общему благоприятному
психологическому климату в коллективе
класса;
• оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитикопрогностические:
• изучение индивидуальных
особенностей обучающихся и
динамики их развития;
• определение состояния и
перспектив развития коллектива
класса.
4. Контрольные:
• Ежедневный контроль за
успеваемостью каждого
обучающегося;
• Ежедневный контроль за
посещаемостью учебных занятий
обучающимися;
• Контроль за внеурочной
деятельностью.
Взаимодействия
Взаимодействия
классного руководителя
классного руководителя
Ребенок
Классный
руководитель
Внутренний круг
Внешний круг
Внутришкольный круг
• Учителяпредметники
• Педагогпсихолог
• Педагоги дополнительного образования
(внеурочной деятельности)
• Социальный педагог
• Библиотекарь
• Медицинский работник
Внешний круг
• Семьи обучающихся;
• Внешкольные учреждения
культуры, спорта,
здравоохранения и другие.
Для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития
личности ребенка необходимы
активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и
координация
педагогического труда в едином
образовательном пространстве и
социокультурной среде.
Педагог, который
не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много
вдохновляющих минут.
Януш Корчак
Семья
Что влияет на
формирование коллектива
Окружающий
мир
Взаимоотношение
в классе
КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Интересы и
склонности
Личность
Коллектив
Коллективная работа
Ориентируясь на формирование
Ориентируясь на формирование
личности обучающегося, признание
личности обучающегося, признание
ее ценности и необходимости
ее ценности и необходимости
для современного общества,
для современного общества,
нам нужно помнить,
нам нужно помнить,
что она формируется личностью
личностью
что она формируется
самого классного руководителя. .
самого классного руководителя
Критерии оценки осуществления
функций классного
руководителя
• Критерии результативности
Критерии результативности отражают
отражают
тот уровень, которого достигают
тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном
обучающиеся в своем социальном
развитии (уровень общей культуры и
развитии (уровень общей культуры и
дисциплины обучающихся, их
дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости).
гражданской зрелости).
• Критерии деятельности
Критерии деятельности позволяют оценить
позволяют оценить
реализацию управленческих функций классного
реализацию управленческих функций классного
руководителя (организация воспитательной
руководителя (организация воспитательной
работы с обучающимися; взаимодействие с
работы с обучающимися; взаимодействие с
педагогическими работниками, работающими в
педагогическими работниками, работающими в
данном классе, и другими участниками
данном классе, и другими участниками
образовательного процесса, родителями
образовательного процесса, родителями
(представителями) обучающихся и
(представителями) обучающихся и
общественностью по воспитанию, обучению,
общественностью по воспитанию, обучению,
творческому развитию обучающихся).
творческому развитию обучающихся).
Кодекс чести
классного
руководителя
Основополагающие
принципы работы
классного
руководителя
сделать человека способным жить
полной жизнью вот твоя обязанность;
стремись стать совершенным учителем,
соединяя в себе любовь к делу и к
ученикам;
учить имеет право лишь тот, кто сам
постоянно учится;
лучшее средство быть любимым детьми
самому любить их;
хороший пример старших лучший
проводник нравственных начал в
ученической среде.
будь во всём примером для учеников;
опыт и профессионализм, смелость и
поиск составные творчества учителя;
относись к себе критически. Чаще
подводи итоги своей работы. В оценках
стремись к объективности;
относись к окружающим так, как хотел
бы, чтобы относились к тебе;
воспитанного человека может воспитать
только воспитанный человек;
не забывай, что принятая тобой
должность классного руководителя –
обязанность.
Ребенок горящий факел! Это, то живое
пламя, горючим материалом которого
является тесная дружба, единая воля,
отличное взаимопонимание, деловое
сотрудничество, сотоварищество,
содружество. И регулирует это пламя
классный руководитель. От него зависит,
потухнет факел или будет гореть все ярче
и ярче. И главная роль классного
руководителя поддерживать огонь в
каждом ребенке.
Взаимодействия
Взаимодействия
классного руководителя
классного руководителя