Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Оценка 4.7
Иллюстрации +1
ppt
биология +1
11 кл
10.11.2019
Данная презентация является иллюстрацией к уроку "Экологические законы" (Законы Либиха, Линдемана, Шелфорда).
Первые слайды иллюстрируют вопросы для актуализации имеющихся у учащихся знаний. Вторая часть презентации содержит задачи разного уровня сложности на применение правила 10 %. В конце презентации подробно прописано домашнее задание.
МОЯ презентация.ppt
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ
Знания только тогда
знания,
когда они приобретены
усилиями своей мысли,
а не памятью.
(Л.Н.Толстой)
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Какие законы и правила
связаны с именами этих
ученых?
Виктор Эрнест
Шелфорд
Георгий Францевич
Гаузе
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Что отображает данный
рисунок?
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Приведите пример пищевой
цепи, соответствующий
данной пирамиде.
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
О чем вам говорит данный
график?
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Какой закон иллюстрирует
данный рисунок? Кто его
автор?
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
•Контроль
знаний – на
компьютерах
http
://bio.reshuege.r
u/test?id=1250273
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Решение задач на
правило экологической
пирамиды
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Задача № 1
Какое количество
планктона (в кг)
необходимо,
чтобы в водоёме
выросла щука
массой 8 кг?
щука
8 кг
Решение:
планкто
(8 кг х 10) х
н
10
I. Запись схемы трофической цепи:
Продуцент (…………….) Консумент-1 (……..) Консумент-2
(………….)
II. Подпись известных по условию задачи данных в схему:
III. Подсчёт:
Масса планктона = (8кг х 10) х 10 = 800 кг
Ответ: необходимо 800 кг планктона, чтобы выросла щука
массой 8 кг.
плотв
а
8 кг х
10
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
РЕШЕНИЕ НЕ МОЖЕТ
БЫТЬ 100% ВЕРНЫМ.
ЧТО НЕ
УЧИТЫВАЛОСЬ ПРИ
РЕШЕНИИ ДАННОЙ
ЗАДАЧИ?
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Задача № 2
Вес каждого из двух новорожденных
детенышей летучей мыши составляет
1 г. За месяц выкармливания
детенышей молоком вес каждого из
них достигает 4,5 г. Какую массу
насекомых должна потребить самка за
это время, чтобы выкормить свое
потомство. Чему равна масса растений,
сохраняющаяся за счет истребления
самкой растительноядных насекомых?
Решение:
I. Запись схемы трофической цепи:
10
насекомы
7г х 10
е
растения
(7г х 10) х
Продуцент (……………. …..) Консумент-1 (………………..) Консумент-2
ь
(………………)
7г
II. Вычисление массы, набранной детёнышами после
рождения:
Масса, набранная детёнышами = (4,5г – 1г) х 2 = 7г
II. Подпись вычисленных и известных по условию задачи
данных в схему:
III. Подсчёт:Масса насекомых = 7г х 10 = 70г; масса растений = (7г х 10) х 10 =
Ответ: летучая мышь должна потребить 70г насекомых, что сохранит
700г растений.
700г
л.мыш
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Задача № 3
Если предположить, что
волчонок с месячного
возраста, имея массу
1 кг, питался
исключительно зайцами
(средняя масса 2 кг), то
подсчитайте, какое
количество зайцев съел
волк для достижения им
массы в 40 кг и какое
количество растений (в кг)
съели эти зайцы.
10
Решение:
растени
(39 кг х 10) х
я
10
I. Запись схемы трофической цепи:
волк
заяц
Продуцент (…………….) Консумент-1 (…………..) Консумент-2
(………….)
39 кг
39 кг х
II. Вычисление массы, набранной волком:
Масса, набранная волком = 40 кг – 1 кг = 39 кг
II. Подпись вычисленных и известных по условию задачи
данных в схему:
III. Подсчёт:Масса зайцев = 39 кг х 10 = 390 кг;
кол-во зайцев = 390 кг : 2 кг = 195
шт;
масса растений = (39 кг х 10) х 10 =
3900 кг
Ответ: волк съел 195 зайцев, которые съели 3900 кг растений.
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Задача на дом (будет в
почте):
• Усатые киты, обитающие на участке
океана, питаются мелкой креветкой
(крилем) и имеют суммарный
прирост биомассы 100 т/год. В 1 кг
биомассы кита – 250 кДж энергии.
Сколько криля (т) потребляется
китами за год, если 1 кг биомассы
криля содержит 250 кДж энергии?
Действует правило Линдемана.
Презентация к уроку "Экологические законы" (урок с использованием ИКТ технологий)
Составляем пищевую цепь. Указываем переход энергии в соответствии с
правилом Р. Линдемана – 10 % (в долях единицы – 0,1).
В задаче фигурируют тонны и килограммы. Переведём всё, например, в
килограммы. Затем вынесем все числовые данные из условия под
соответствующие трофические уровни (синий шрифт):
Стандартный подход к решению:
1. По пропорции находим, сколько энергии запасают усатые киты
ежегодно: 100 000 × 250 : 1 = 25 000 000 кДж.
2. Потребляемый китами криль должен содержать: 25 000 000 : 0,1 = 250
000 000 кДж.
3. По пропорции находим массу потребляемого криля: 250 000 000 × 1 :
250 = 1 000 000 кг = 1 000 т.
•
• Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля.
• Однако именно эту задачу можно решить намного проще, в одно действие.
•
•
•
•
•
•
Если на разных трофических уровнях в единице биомассы запасено
одинаковое количество энергии (в нашей задаче и в 1 кг криля, и в 1кг
биомассы кита содержится по 250 кДж), то по правилу Р. Линдемана
можно передавать не только энергию, но и биомассу:
биомасса потребляемого криля будет равна: 100 : 0,1 = 1 000 т.
• И поскольку ежегодный прирост биомассы китов составляет 100 т,
• Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.