Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.
• Подготовка к уроку. 2 учащимся было предложено подготовить сообщения к уроку нам темы:
• Плавание животных и человека.
• Плавание судов.
Слайд 1
Сообщаем тему урока.
Слайд 2
Эпиграф к уроку. Сообщение целей урока, объяснение формы работы – урок путешествие.
Слайд 3
Актуализация знаний. Работа с формулами. Предлагаем учащимся найти соответствующие названия к формулам.
Слайд 4
Задание для работы с текстом.
Слайд 4
Отправляемся в путь. Первая остановка - остров «Разгадай-ка»
Слайды 5-13
Разгадывание кроссворда. При переходе на следующий слайд высвечивается ответ на предыдущий вопрос и следующее задание. На 13 слайде акцентируем внимание учащихся на ключевом слове АРХИМЕД.
Слайд 14
Переход на следующий остров «Соображай-ка».
Слайд 15
Работа с единицами измерения. Предлагаем ученикам выразить все величины в системе СИ.
Слайд 16
Переход на следующий остров «Отвечай-ка».
Слайд 17
Решение качественных задач.
Слайд 18
Переход на следующий остров «Увлекай-ка».
Слайд 19-23
Первый учащийся представляет сообщение на тему «Плавание человека и животных»
Слайд 24-28
Второй учащийся представляет сообщение на тему «Плавание судов»
Слайд 29
Переход на следующий остров «Порешай-ка».
По гиперссылке (стрелка в нижнем правом углу) переходим на электронный задачник.
Краткие рекомендации для педагога к электронному задачнику
Электронный задачник-тренажер по физике для 7 класса «Парусные суда России» по теме «Архимедова сила»Презентация к уроку на тему" Архимедова сила. плавание тел"
Архимедова сила.
Плавание тел.
О, сколько нам открытий чудных
Говорит просвещение дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.
(А. С. Пушкин)
«Ум хорошо, а два лучше»
• p=F/S;
• F=m*g;
• m=p*V;
• V=a*b*с;
• ρ=m/V;
• F=ρ*g*V
• а) объем тела
• б) сила тяжести
• в) давление тела
• г) масса тела
• д) Архимедова
сила
• е) плотность тела
Остров «Разгадай-ка»
1
2
4
3
6
5
7
1.Аппарат для дыхания
человека под водой.
1
2
4
3
6
5
7
2.Приспособления для
измерения длины.
1 А к в а л а н г
2
4
3
6
5
7
3.Прибор для измерения
глубины.
1 А к в а л а н г
2 М е т р
4
3
5
7
6
4.Аппарат для изучения
морских глубин.
1 А к в а л а н г
2 М е т р
3 Э х о л о т
4
5
7
6
5.Прибор для
определения сторон
света.
1 А к в а л а н г
2 М е т р
3 Э х о л о т
4 Б а т и с к а ф
5
7
6
6.Жидкое полезное
ископаемое.
1 А к в а л а н г
2 М е т р
3 Э х о л о т
4 Б а т и с к а ф
5 К о м п а с
6
7
7.Металл красного цвета.
1 А к в а л а н г
2 М е т р
3 Э х о л о т
4 Б а т и с к а ф
5 К о м п а с
6 Н е ф т ь
7
2 М е т р
3 Э х о л о т
4 Б а т и с к а ф
1 А к в а л а н г
5 К о м п а с
6 Н е ф т ь
7 М е д ь
Переведи в систему Си.
• 380 кПа =
• 80 см =
• 450 мН =
• 34 кН =
• 4,5 км =
• 72,5 кПа =
• 45,6 МПа =
• 250 г =
• 13,5 г/ 1см3 =
380000 Па
0,8 м
0,45 Н
34000 Н
4500м
72500 Па
45600000 Па
0,25 кг
13500кг/м3
• 1. Почему в реке с илистым дном мы вязнем
больше на мелком месте, чем на глубоком?
• 2.Почему человек может лежать на воде,
положив руки под голову?
• 3.Для чего ботинки водолаза делают с
тяжёлыми свинцовыми подошвами?
• 4.Почему держаться на поверхности воды в
море значительно легче, чем в реке?
• 5.Какое заключение можно сделать о
величине архимедовой силы, проводя
соответствующие опыты на Луне, где сила
тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле?
• 6.Действует ли архимедова сила на ИСЗ?
Плавание животных и
человека
среду,
близка
водную
Средняя плотность живых организмов,
к
населяющих
плотности окружающей их воды. Это и делает
возможным их плавание под водой. Плаванию
животных в толще воды способствует также
дополнительная подъемная сила, которая
возникает при их перемещении в водной
среде.
пассивное плавание
• Животные просто
увлекаются
движущейся водой.
активное плавание
• Животные
передвигаются либо с
помощью имеющихся у
них гребных органов,
либо посредством
волнообразных
изгибаний тела и
использования непарных
плавников, либо в
результате
периодических
выталкиваний воды.
Жизнь на Земле зародилась в водной среде. Это
произошло около 4 миллиардов лет тому назад. 400
миллионов лет назад жизнь вышла из моря. 65 миллионов лет
назад появились первые млекопитающие. Но вода и сейчас
продолжает составлять значительную часть в живых
организмах, причем как в морских животных, так и в
млекопитающих, обитающих на суше (включая человека).
Эдгар По (1809—1849
«В среднем человеческое тело немногим тяжелее или
легче воды... Тела тучных, дородных людей с тонкими костями
и тела по давляющего большинства женщин легче, чем тела
худощавых крупнокостных мужчин... Упавший в реку
человек почти никогда не пойдет ко дну, если он позволит
весу своего тела прийти в соответ ствие с весом вытесненной
им воды — другими словами, если он погрузится в воду почти
целиком. Для людей, не умеющих пла вать, наиболее
правильной будет вертикальная позиция идущего человека,
причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы
оставались только рот и нос. Приняв подобную позу, вы обнаружите, что без
над ней
всяких усилий и труда держитесь у самой поверхности. Однако совершенно
очевидно, что вес человеческого тела и вес воды, которую оно
вытесняет, находятся лишь в весьма хрупком равновесии, так что
достаточно ничтожного пустяка, чтобы оно нарушилось в ту или иную
сторону. Например, рука, поднятая над водой и тем самым лишенная ее
поддержки, представляет собой добавочный вес, которого достаточно,
чтобы голова ушла под воду целиком, тогда как случайно схваченный
даже небольшой кусок дерева
позволит вам приподнять голову и
оглядеться. Человек, не умеющий плавать, обычно начинает биться в воде,
вскидывает руки и старается дер жать голову, как всегда, прямо. В
результате рот и ноздри оказываются под водой, которая при попытке
вздохнуть проникает в легкие. Кроме того, большое ее количество попадает
в желудок, и все тело становится тяжелее настолько, насколько вода
тяжелее воздуха, наполнявшего эти полости прежде. Как правило, этой
разницы достаточно для того, чтобы человек пошел ко дну».
Плавание судов
преодолевать
водные
Необходимость
преграды,
перевозя грузы по воде, а также использование рек, озер и
морей как охотничьих угодий уже в глубокой древности
привели к изобретению человеком плавучих средств.
Сначала это были просто древесные стволы или надутые
мешки из шкур животных
(бурдюки), за которые
держались переплывающие реку люди, примитивные
плоты из скрепленных друг с другом бревен, круглые
корзины, обтянутые кожей, а также лодки, которые
выдалбливались или выжигались из массивных стволов
деревьев. Развивающееся морское дело
требовало
увеличения размеров плавающих судов, что привело к
построению кораблей.
паруса.
Первые
применяться
• Первые плавучие средства передвигались либо просто
благодаря течению реки, либо за счет использования
шестов и весел. Но уже в третьем тысячелетии до н. э.
стали
паруса
изготовлялись из шкур, тростниковых циновок и
деревянных планок. Долгое время паруса играли
вспомогательную роль, и лишь в X—XIII вв. появились
первые чисто парусные суда. Наивысшего развития они
достигли во второй половине XIX в.: длина их
составляла 90 м, скорость 33 км/ч и выше. Самыми
быстроходными из них были трех- и четырехмачтовые
клиперы (рис. 136). Они перевозили из Азии и
Австралии чай, шерсть и другие ценные грузы,
которых не хватало в Европе и Америке. Рекорд
скорости, поставленный чайным клипером «Катти
Сарк»,— 21 узел (1 уз =1,852 км/ч) —не побит до сих
пор ни одним из парусных судов.
• В 1803 г. Р. Фултон установил на 18-метровой лодке гребны
колеса, приводимые в движение паровой машиной. Первые
испытания нового судна на реке Сене (в Париже) прошли
неудачно: лодка затонула.
• В США в 1807 г. Р. Фултон построил первый действующий
пароход «Клермонт». Этот пароход стал совершать
регулярные рейсы по реке Гудзон, проходя расстояние
277 км со средней скоростью 9 км/ч.
• В 1903 г. в России был построен первый теплоход—
судно, приводимое в движение с помощью двигателя
внутреннего сгорания. В настоящее время
теплоходы являются самым распространенным видом
водного транспорта.
• На
протяжении
тысячелетий дерево
представлялось
единственным материалом, пригодным для построения судов.
Всем было известно, что дерево (плотность которого меньше
плотности воды) не тонет и запасов его в лесах столько, что
проблем с построением из него судов никогда не будет.
• В 1787 г. англичанину Дж. Уилкинсону удалось построить
первое железное судно длиной 21,5 м.
• Глубина, на которую плавающее судно
погружается в воду, на зывается осадкой
судна. При полной загрузке судна оно не
должно погружаться в воду ниже так
называемой грузовой ватерлинии (от
голландского слова «ватер» — вода). Так
называют
соприкосновения
поверхности
судна,
соответствующую наибольшей допустимой
осадке. На бортах морских судов эта линия
отмечается специальным знаком — грузовой
маркой.
линию
воды
корпусом
с
• Массу воды, вытесняемой плавающим судном,
судна.
с его
(вместе с грузом) и
называют
Водоизмещение
собственной массой
обычно выражается в тоннах.
водоизмещением
совпадает
судна
• Суда, способные плавать под водой, называют
подводными, а все остальные — надводными.
• Первая подводная лодка была построена в
1620 г. в Англии. Ее изобретателем был
голландский ученый К. ван Дреббель.