презентация к уроку литературного чтения "М.Ю.Лермонтов "Парус""( 4 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 18.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта презентация подготовлена к уроку литературного чтения для 4 класса по УМК "Перспективная начальная школа". В ней представлен материал о детстве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. учащиеся знакомятся со стихотворением "Парус", с понятием литературного приёма "антитеза" и "инверсия", учатся определять их на примере данного стихотворения.
Иконка файла материала Урок Лермонтов Парус.ppt

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус».

Цели:

Познакомиться с личностью поэта.
Почувствовать настроение стихотворения «Парус».
Проанализировать стихотворение.
Развивать творческие способности.

Михаил
Юрьевич
Лермонтов

1814 - 1841

В семье капитана
Юрия Петровича
Лермонтова
и
Марии Михайловны
(урожденной Арсеньевой)

Родился в Москве
3 октября 1814 г.

Мать поэта- Мария Михайловна Лермонтова, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатому и знатному роду Столыпиных.

Отец поэта- Юрий Петрович Лермонтов, армейский капитан, небогатый и неродовитый дворянин.

Ужасная судьба отца и сына- жить розно и в разлуке умереть..

Детские впечатления о столкновениях бабушки и отца нашли отражение также в юношеских произведениях.

Арсеньева Елизавета Алексеевна – бабушка поэта.

Тарханы

Бабушка несколько раз вывозила мальчика на Кавказские минеральные воды.

Эти путешествия оставили большое впечатление в душе романтически настроенного подростка.

Классная комната

Когда поэту исполнилось 14 лет , его зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время и получило развитие поэтическое дарование юноши.

Но через 2 года, в 1832 г, оставляет Московский университет, переезжает вместе с бабушкой в Петербург.

В 15 лет Лермонтов перешел учиться в Московский университет.

В Петербурге он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, из которой в 1834 он выпускается корнетом лейб-гвардии гусарского полка.

Слава к Лермонтову приходит вместе со стихотворением "Смерть Поэта" (1837) - откликом на дуэль А.С.Пушкина.

А жить ему после гибели Пушкина осталось лишь 4 года…

В Пятигорске происходит роковая встреча с Н.С.Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет.

Во многих городах можно увидеть памятники поэту.

Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат поэта.

Екатерина Александровна Сушкова

М.Ю.Лермонтов глазами современников

Писал стихи и прозу

Играл на скрипке, рояле

Пел арии, сочинял музыку

Рисовал карандашом

Писал картины маслом и акварелью

Решал сложные математические задачи

Прекрасно играл в шахматы

Владел иностранными языками

Тема одиночества- проходит через всё творчество поэта.

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?.
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?.
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Одинокий парус белеет в голубом тумане моря

Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Инверсия- одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение.

Теория литературы

Антитеза- это противопоставление. Противопоставлены друг другу могут быть картины , фразы,слова.

Теория литературы

Антитеза в стихотворении «Парус»

Ищет-?
В стране далекой-?
Ветер свищет-?
Буря -?


Кинул
В краю родном
Струя светлей лазури
Покой

Парус. Свободный, гордый. Мчится, мечтает, любит. Одинокий парус ищет друзей. Свобода.

Море. Величественное, опасное. Поглощает, играет, зазывает. Море увлекает в неведомые дали. Стремительность.

Домашнее задание: 1. Учить наизусть стихотворение «Парус». 2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Спасибо за работу!