Цели и задачи урока: 1.Образовательная: познакомить с творчеством А. Твардовского, К. Симонова.
2. Воспитательные (формирование личностных УУД): ценить и принимать нравственные ценности: защита Родины, историческая память, горе; уважать историческое прошлое своего народа.
3.Развивающие (формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД):
Познавательные: умение выборочно передавать содержание материала;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные:участвовать в диалоге;
оформлять свои мысли в устной речи;
читать выразительно поэтические произведения.
Регулятивные:использовать при выполнении задания различные средства: ИКТ, художественная литература, учебная литература, фильмы;
уметь давать самооценку.Стихи о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) пробирают до слёз.
поэты о ВОВ.ppt
Презентация к уроку литературы
Стихи
советских поэтов
о Великой
Отечественной
войне
Презентация к уроку литературы
Война… от Бреста до Москвы – 1000 км, от
Москвы до Берлина – 1600 км, итого – 2600.
Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа,
перебежками, попластунски – 4 долгих года.
Презентация к уроку литературы
Память – не просто
дань славному
прошлому.
Память – это
причащение
величием истории
народа, это принятие
всем сердцем
ответственности за
сохранность и
преумножение
величия духа и
достоинства нации.
Презентация к уроку литературы
Константин Симонов (1915 1979) –
известный поэт, прошедший всю войну
корреспондентом газеты «Красная
звезда». В качестве военного
корреспондента он переезжал с фронта
на фронт, знал войну «изнутри».
В первые, особенно тяжелые месяцы
войны, когда наши войска отступали с
тяжелыми боями и большими потерями,
оставляя врагу села и города, было
написано стихотворение «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины…»,
посвященное другу Симонова, поэту
Алексею Суркову.
(1915 –
1979)
Презентация к уроку литературы
Ты помнишь, Алёша,
дороги Смоленщины…
Образ русской земли в стихотворении «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины…» создается через образ
дорог, «слезами измеренных»; троекратным повторением
«деревни, деревни, деревни, деревни с погостами…»;
сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»;
размышлениями о том, что такое родина: «эти проселки,
что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских
могил». Слова старухи: «Мы вас подождем!» повторяют
пажити и леса, как будто вся природа; вся Россия говорит
это. Многократным повторением слова «русский»,
«русская», «порусски» выражается гордость «за самую
милую, / За горькую землю, где я родился», готовность
умереть за родину, но защитить ее от врагов .
Презентация к уроку литературы
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Презентация к уроку литературы
Слезами измеренный чаще, чем
вёрстами,
глаз:
Шёл тракт, на пригорках скрываясь из
Деревни, деревни, деревни с
погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской
околицей,
живых,
Крестом своих рук ограждая
Всем миром сойдясь, наши
прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков
своих.
Презентация к уроку литературы
Ты знаешь, наверное, всётаки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на просёлках свела.
Презентация к уроку литературы
Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,
По мёртвому плачущий девичий крик,
Седая старушка в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Презентация к уроку литературы
Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождём».
Презентация к уроку литературы
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
Презентация к уроку литературы
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
Порусски рубаху рванув на груди.
Презентация к уроку литературы
Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всётаки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился,
Презентация к уроку литературы
За то, что на ней
умереть мне завещано,
Что русская мать нас
меня обняла.
на свет родила,
Что, в бой провожая
нас, русская женщина
Порусски три раза
Презентация к уроку литературы
Алексей Сурков, которому
посвящено стихотворение
Константина Симонова, автор
тихой, проникновенной песни
«Землянка» («Бьется в тесной
печурке огонь»). Это грустное,
лирическое стихотворение,
положенное на музыку
Константином Листовым,
выполняло функции боевой,
воодушевляющей песни. Оно
написано в ноябре 1941 года под
Москвой, в землянке.
(1899 – 1983)
Презентация к уроку литературы
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Презентация к уроку литературы
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Презентация к уроку литературы
Презентация к уроку литературы
«Алексей Сурков не писал
специально песню. Впрочем,
он и стихотворения не писал –
просто сложил письмо из
наиболее пронзительных слов,
какие тогда пришли; просто
рассказал жене, где находится,
о чем думает, какая, наконец,
погода в тех местах, где он
сейчас находится, и какая
обстановка…
Письма в стихах были одним
из весьма распространенных и
вовсе не литературных жанров
самого тяжелого периода
Великой Отечественной
войны», так рассказывает о
«Землянке» поэт Евгений
Долматовский в «Рассказах о
твоих песнях».
Презентация к уроку литературы
Блокада Ленинграда
В сентябре 1941 года войска фашистской
Германии окружили Ленинград, ныне
Петербург. Жители города, оказавшись в
блокаде, не сдавали его врагу. Многие из
них погибли от голода и холода. Блокада
продолжалась 900 дней.
Презентация к уроку литературы
В годы блокады 19411943 годов Ольга
Берггольц находилась в осажденном
фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с
тяжело больным мужем должны были
эвакуировать из Ленинграда, но Николай
Степанович Молчанов умер и Ольга
ленинградских домах, стал голосом самого
Ленинграда. На Пискарёвском мемориальном
кладбище, где покоятся ленинградцы,
погибшие в дни блокады, в камне высечены её
слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Федоровна осталась в городе. Она работала в
литературнодраматической редакции
ленинградского радио. Тихий голос Ольги
Берггольц стал голосом долгожданного друга
в застывших и темных блокадных
(1910 – 1975)
Презентация к уроку литературы
Стихотворение
«Разговор с соседкой»
Ольга Берггольц написала в
блокадном Ленинграде в
декабре 1941 года.
Презентация к уроку литературы
Прорыв блокады
города
Презентация к уроку литературы
ДЖАЛИЛЬ (Жэлил) (Залилов)
Муса Мустафович поэт, Герой
Сов. Союза (1956, посмертно). В
193941 ответственный секретарь
правления Союза писателей
ТАССР. В 1941 призван на фронт, в
1942 попал в плен. Создал
подпольную организацию
советских военнопленных. В 1944
фашистским судом приговорён к
смертной казни, 25 авг. 1944 казнён
в тюрьме Плетцензее. В заточении
написал цикл стихотворений
«Моабитская тетрадь».
(1906 – 1944)
Презентация к уроку литературы
23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес в военкомат заявление с
просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив
краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт
корреспондентом армейской газеты «Отвага».
Началась жизнь политработника и военкора, полная трудностей, лишений, риска.
«Только на передовой линии можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за
боевыми фактами, без которых невозможно сделать газету оперативной и боевой», писал
Джалиль своему другу Г. Кашшафу.
В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против
врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные
как взволнованный поэтический монолог.
Иной характер носят стихи, написанные на фронте. На смену патетическому монологу
и открытой публицистичности приходит фронтовая лирика, просто и достоверно
раскрывающая чувства и мысли человека на войне.
Презентация к уроку литературы
В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо
окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной
волной Муса попал в плен. После многомесячных
скитаний по лагерям для военнопленных Джалиля
привезли в польскую крепость Демблин. Сюда
гитлеровцы сгоняли татар, башкир, военнопленных
других национальностей Поволжья. Муса встретил
своих земляков, нашел тех, кому можно было доверять.
Они составили ядро созданной им подпольной
организации.
Когда фашисты стали создавать из военнопленных
«национальные легионы» для борьбы против советской
Армии, Джалиль согласился участвовать в их
формировании, намереваясь в тайне развернуть
подпольную работу. Это ему удалось.
Первый же батальон Волготатарского легиона,
посланный на Восточный фронт, поднял восстание,
перебил немецких офицеров и влился в отряд
белорусских партизан (февраль 1943 года).
Презентация к уроку литературы
В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след подпольной группы. Джалиля и
большинство его боевых товарищей арестовали. Начались дни и ночи допросов, пыток.
Гестаповцы сломали поэту руку, отбили почки. Тело исполосовали резиновыми шлангами.
Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме
продолжал схватку с фашизмом, своим творчеством. Одним из таких неповторимых,
обжигающих своей подлинностью документов являются и «Моабитские тетради».
Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечивших его широчайшую
популярность, ощущение подлинности. Мы верим каждому слову, ощущаем ледяное
дыхание смерти, стоявшей за спиной поэта. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и
горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу все это воссоздано с
Все, о чем рассказано в «Моабитских тетрадях», глубоко личное, сокровенное. Но от этого
оно не перестает быть общественно значимым. Здесь найден тот чудесный сплав личного и
общенародного, к которому поэт стремился всю жизнь.
потрясающей силой.
Презентация к уроку литературы
Случается порой
(Из «Моабитской тетради»)
Порой душа бывает так тверда,
Что поразить её ничто не может.
Пусть ветер смерти холоднее льда,
Он лепестков души моей не
потревожит.
Улыбкой гордою опять сияет
взгляд.
И, суету мирскую забывая,
Я вновь хочу, не ведая преград,
Писать, писать, писать, не уставая.
Пускай мои минуты сочтены,
пусть ждёт меня палач и вырыта
могила,
Я ко всему готов. Но мне ещё
нужны
Бумага белая и чёрные чернила!
Ноябрь 1943
г.
Презентация к уроку литературы
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 2 февраля 1956 года за
исключительную стойкость и
мужество, проявленные в боях с
немецкофашистскими захватчиками в
Великой Отечественной войне, Мусе
Джалилю посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза.
А еще через год Комитет по
Ленинским и
Государственным премиям в
области литературы и
искусства при Совете
Министров СССР присудил
Мусе Джалилю первому
среди поэтов Ленинскую
премию за цикл
стихотворений
«Моабитская тетрадь».
Презентация к уроку литературы
Когда началась война, Сергею Орлову
было неполных двадцать лет.
Молоденький лейтенант стал
танкистом, потом командиром
танкового взвода. В 1944 году он едва не
погиб в горящем танке.
(1921 – 1977)
Презентация к уроку литературы
Большинство
стихов Сергея
Орлова – о
пережитом на
войне, о тех, кто
отдал свою
жизнь за
Родину.
***
Тонкая российская берёза,
Посредине полымя, огня,
Ничего, что небольшого роста,
Встала, к небу голову подняв.
Падал, умирая, ветер сбоку,
Шёл стеной расплавленный металл,
Будто бы коса траву осоку,
Убивал деревья наповал.
Вся была снарядами изрыта
Чёрная, чугунная земля,
Били танки кованым копытом
Вкруг неё долины и поля.
А она стоит себе, простая,
Будто не бывало ничего,
Белая, лучистая, босая,
вечной жизни свет и торжество.
1944 год
Презентация к уроку литературы
Гамзатов Расул Гамзатович (р. 1923) аварский
поэт. Родился 8 сентября в селении Цада
Хунзахского района Дагестана в семье
народного поэта Гамзата Цадаса. Отец был
первым его учителем и наставником в
поэтическом искусстве. Первое стихотворение
написал в возрасте 11 лет. Окончив местную
школу, поступил в педагогическое училище. В
работал здесь недолго. Поменял несколько мест
1940 вернулся в свою школу учителем, но
работы: помощник режиссера в аварском
передвижном театре, сотрудник газеты
"Большевик гор", работал на радио.
В 1943 вышел первый сборник стихов
"Пламенная любовь и жгучая ненависть".
В 194550 учился в Москве в Литературном
институте им. М.Горького, открывшем ему
тайны поэзии.
Много ездил по стране и побывал во многих
странах мира "всех пяти континентов".
(1923 – 2003)
Презентация к уроку литературы
Каждое литературное произведение имеет свою
историю. Стихотворение Расула Гамзатова
«Журавли», ставшее впоследствии песней –
реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом
плане тоже не исключение. Находясь в Японии,
Расул Гамзатов увидел известный памятник
белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и
историю о девочке, ставшей жертвой последствий
ядерной бомбардировки и так и не успевшей
вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был
потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он
получил телеграмму, в которой сообщалось о
кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и
в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего
отца, и погибших на войне братьев. И та
хиросимская девочка с бумажными журавликами
не уходила из памяти. Вот так и родилось это
стихотворение.
Презентация к уроку литературы
Стихотворение увидел в журнале
«Новый мир» Марк Бернес.
Переработав его при посредстве
автора и переводчика Наума
Гребнева, Бернес прочитал его Яну
Френкелю и попросил его написать
музыку… Так появилась песня. Она
зажила своей полнокровной жизнью и
обрела мировую популярность. Ян
Френкель и Расул Гамзатов стали
близкими друзьями на всю жизнь, и
много раз после этого Френкель ездил
в Дагестан, бывал в Махачкале и в
горных аулах, и всякий раз его
встречали там как доброго и
желанного гостя.
Марк Бернес
Ян Френкель
Презентация к уроку литературы
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когдато,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане, на исходе дня.
И в том клину есть промежуток малый.
Возможно, это место для меня.
Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же синей мгле,
Изпод небес поптичьи окликая,
Всех вас кого, оставил на земле…
Презентация к уроку литературы
погибших за счастье Родины.
Если за каждого погибшего во
Второй мировой войне
Забыть прошлое – значит,
предать память о людях,
объявить минуту молчания,
мир молчал бы 50 лет!
Презентация к уроку литературы
1. Вступление. Что такое память?
2. Константин Симонов
«Ты помнишь, Алёша, дороги
Смоленщины?»
3. Алексей Сурков «Землянка»
4. Ольга Берггольц
«Разговор с соседкой»
«Тонкая российская берёза…»
7. Расул Гамзатов «Журавли»
8. Вечная память…
5. Муса Джалиль
«Моабитская тетрадь»
6. Сергей Орлов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.