Презентация представляет собой пошаговую работу по уяснению обучающимися понятия "Эпитет" и может быть использована по усмотрению учителя не только для пятиклассников. Формат урока - творческая мастерская с элементами лабораторной работы. Учащиеся самостоятельно дают определение понятию "Эпитет", учатся находить эпитеты в произведениях, подбирать подходящие эпитеты для написания собственных произведений.
Муниципальный конкурс компьютерных презентаций по предметам
Номинация: литература
В мастерской слова.
Понятие об эпитете.
(5 класс)
Автор:
Лужбина Светлана Викторовна
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Труновская ООШ»
Трун 2016
Взглянул один человек в
окно и
увидел тропу, снег,
деревья…
Другой человек, посмотрев из окна,
разглядел берёзки, иней, небо…
А третий залюбовался пейзажем и унёс
в своей памяти гораздо больше: искрящийся
кучей алмазов снежный покров, ослепительно-
белые стволы берёз, бегущую вдаль тропинку…
Дело в том, что у каждого человека
свой дар зрения. Как вы понимаете
значение этого словосочетания?
Чем различаются
картины, увиденные
разными людьми?
Почему у разных людей разный дар зрения?
Как вы считаете, какова цель работы на сегодняшнем уроке?
Как вы думаете, можно ли научиться видеть мир таким,
каким видит его человек, имеющий исключительный дар зрения?
Сегодня мы с вами будем
учиться видеть
необычное и прекрасное в
окружающем
нас мире, т.е. попробуем стать
мастерами
слова.
А где работают мастера?
Наш сегодняшний урок – тоже мастерская,
но мастерская необычная.
В качестве главных инструментов мы
будем использовать слово, чувства,
настроение и внимательность.
Лабораторная работа
Прочтите
стихотворение:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев
тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
К. Бальмонт
Лабораторная работа
Какие слова помогают
поэту нарисовать образ
снежинки?
Подчеркните их.
Лабораторная работа
Проверьте себя:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается, 0
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
К. Бальмонт
Лабораторная работа
На какие вопросы отвечают выделенные слова?
Каким членом предложения являются выделенные слова?
Какой частью речи они выражены?
Какое значение имеют выделенные слова?
Эти слова обладают особой
выразительной силой и
называются эпитетами
Лабораторная работа
Сформулируйте самостоятельно понятие этого
изобразительно-выразительного средства (тропа):
Эпитет
1) Эпитет – это ______________ __________________.
(какое?) (член предложения)
2) Этот троп отвечает на вопросы __________________.
3) Эпитеты чаще всего выражены __________________,
(часть речи)
которые несут в себе ____________ , ____________ ,
____________.
Лабораторная работа
Проверьте себя:
Эпитет
1) Эпитет – это образное определение.
(какое?) (член предложения)
2) Этот троп отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?
Какие?
3) Эпитеты чаще всего выражены именами прилагательными,
(часть речи)
которые несут в себе выразительность, оригинальность ,
красоту, глубину, особую тонкость.
Восстанови эпитеты
3. Чиста _______ лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей ____ и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Н. Плещеев «Весна»)
4. Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах ______,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит _________ лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
(Ф.И. Тютчев.
«Как весел грохот летних бурь…»)
1. Взбесилась ведьма ____
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В ________ дитя…
(Ф.И. Тютчев
«Зима недаром злится»)
2. _______ картина,
Как ты мне родна:
________ равнина,
Полная луна,
Свет небес _______
И _________ снег,
И саней _________
___________ бег.
(А.А. Фет «Чудная картина…»)
Восстанови эпитеты
5. Где _______ серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины ________ волос
Блестит на _________ борозде.
(Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)
6. Только ты, моя ______ птичка,
В ______ гнёздышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.
(А.А. Фет «Задрожали листы, облетая…»)
7. Тишина __________
В улицах _________,
И не слышно лая
Псов сторожевых.
(И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»)
Введите в текст эпитеты так, чтобы
картина стала
зримой, конкретной, выразительной:
Встреча с _______ лесом.
В мастерской слова
Я шагнул на ________ тропинку и замер от
________ красоты. Меня обступили _________
деревья. Рукой я дотронулся до ________
берёзки. Залюбовался __________ сосной.
Спрятался под
_______ елью, приподняв
её ____________ ветки.
Сквозь ________ стволы
деревьев виднелось
_________ солнце.
Всюду на окружает
красота, её нужно только разглядеть!
Работа мастерских
В
мастерской
художника
Прочтите
стихотворение
Ф.И.Тютчева
« Чародейкою
Зимою» и
нарисуйте к
нему
живописную
акварельную
иллюстрацию,
подберите
название для
своей работы.
мастерской
композитор
В
а
В
мастерской
поэта
Напишите
стихотворение,
используя
зарифмованны
е эпитеты:
серебристый –
душистый,
жгучий –
могучий,
игривый –
торопливый,
снежный –
безмятежный.
Прослушайте
отрывок из
сочинения
П.И.Чайковского
« Времена года.
Январь».
Словесно
нарисуйте
картину,
которую вы
представили.
Напишите
рассказ,
используя
эпитеты так,
чтобы читатель
смог
Так в чём же заключены секреты эпитета?
Как увидеть эпитеты в тексте?
Какова роль эпитетов
в тексте?
Какой эпитет вы хотели
бы подобрать к сегодняшнему
уроку?
Задание на дом
1. Рабочая тетрадь. С. 44-46, упр. 64, 65.
2. Подготовить выразительное прочтение
наизусть одного из стихотворений
(учебник, с. 273-283)
Использованные источники
1. Русский язык. Литература. 5-11 классы: технологии проблемного и
развивающего обучения / сост. Л.Ф. Стрелкова. – Волгоград: Учитель,
2013. – 189с.
2. Русский язык: технологии педагогических мастерских / сост.
Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 188с.
3. kartinkionline.ru
4. pixers.ru
5. defermer.mobile.funlol.ru
6. placepic.ru
7. liveinternet.ru
8. kulturologia.ru
9. http://pedsovet.su/load/32-1-0-7456