Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
17.03.2018
Урок по литературе на тему "И.С.Тургенев-мастер портрета и пейзажа.Роль картин природы в рассказе "Бежин луг" входит в раздел "Русская литература 19 века". Урок проведен в 6 классе. Сопровождается мультимедийной презентацией и музыкальной аудиозаписью. Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы.
Конспект урока по литературе в 6 классе.docx
Конспект урока по литературе в 6 классе
«И.С. Тургенев мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в
рассказе "Бежин луг".
формулирование
Цель и задачи урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;учить
сравнительному анализу текстов разных авторов на одну тему;развитие навыков
выразительного чтения, анализа текста;развитие литературоведческого понятия «пейзаж»,
знакомство с понятием «экспозиция»;осуществлять межпредметные связи урока
литературы и русского языка;воспитание трепетного отношения к природе.
Планируемые результаты
Личностные
Учебнопознавательная мотивация и интерес к обучению;освоение культурного наследия
России;адекватная оценка своих возможностей достижения цели определённой сложности
в самостоятельной,парной и групповой деятельности;преодоление проблемных зон в
знаниях;самоанализ результатов.
Метапредметные
Познавательные
Самостоятельное
цели,формулирование
проблемы,систематизация знаний по предмету,испоьзование практических умений
ознакомительного,изучающего,просмотрового способов чтения в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные
Формирование атмосферы исследования,сотворчества,представление содержания и
сообщения в письменной и устной форме,аргументация своей точки зрения,оценка
суждения и своей точки зрения,установление рабочих отношений с коллективом(в
паре,группе).
Регулятивные
Готовность к самообразованию, формулирование вопросов,необходимых для организации
собственной и коллективной деятельности,определение
цели учебной
деятельности,освоение ознакомительного,поискового,изучающего чтения,определение
последовательности промежуточных целей с учётом коне
Предметные
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта,подвергать сомнению достоверность
информации,использование практических умений ознакомительного,изучающего способов
чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,ипользование приёмов
работы с учебной книгой
познавательной
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Мотивационный настрой
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику дана.
Слово учителя
Красота природы никогда и никого не могла оставить равнодушным. Очень много
известных художников, поэтов, писателей рисовали увиденное в своих произведениях. Вы знаете, когдато известный литературный критик В.Г. Белинский сказал: «Лирическую
поэзию можно сравнить только с музыкой» Ведь не только поэты видели красоту природу,
но и композиторы, музыканты. Значит, мы можем видеть пейзажи и в музыкальных
произведениях. У П.И. Чайковского есть знаменитый цикл «Времена года». Это небольшие
пьесы, в которых отражено настроение сезона: весеннее пробуждение, летнее раздолье,
осенняя грусть, зимняя свежесть. Композитор вложил в них всю свою любовь родной
стране, к родному краю, к русской природе. Предлагаю вам сейчас послушать пьесу из
этого цикла «Июнь. Баркарола».
(Аудиозапись музыкального произведения)
Почему мы урок начали с такой пейзажной нотки?
Как это связано с нашей темой?
3.Изучение нового материала
«Бежин луг» один из самых поэтичных рассказов в Тургенева «Записках охотника».Он
пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту
русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.
И.С.Тургенев был непревзойденным мастером пейзажа. (слайд)
Его родное имение в Спасском –является его душойрусской природы.
В русской литературе природа никогда не изображалась так подробно и детально, как у
Тургенева. Никто столь пластично, живописно и одухотворенно не передавал
неисчерпаемого богатства природного мира. Природа у Тургенева многокрасочна и
многозвучна и выступает мощной, животворящей, нравственно здоровой, светлой силой.
С чего начинается рассказ? (С описания природы)
Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том
числе)?(Пейзаж)
Запишем определение в тетради:
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа? Найдите это место в
тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ
«Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни,
описанием «прекрасного июльского дня»).(слайд)
Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день»)
Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не
тусклобагровое, приветнолучезарное, лиловое).
Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)
Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о
наступившем новом дне, радость встречи с природой).
Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина
луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта
первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.
Развитие пейзажа. (слайд)
В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем
собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не
увидел. Идет в сторону, где, казалось, вотвот должен был подтвердить догадку о месте
своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что
заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.
Итак, на смену дня приходит ночь. (слайд)
Как меняются краски рассказа, его интонация? ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную
подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага,
куда попадает странник.)
Какие звуки мы слышим?
Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)
Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?
( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» недоумевает охотник. Ощущение
странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в
историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для
тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над
нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь
Природы ставит его «над страшной бездной».)
Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая чтото
жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.
Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая
июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России
таит много неясного, необъяснимого.
В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом». Как вы их
понимаете?
(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)
Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе?
(слайд)
Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река,
чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят
незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и
коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.
Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа? (слайд)
Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Учся читают эпизод.)
Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?
(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным
историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим
интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними
переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и
«…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя
несколько мгновений, повторился уже далее…»).
Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете подругому, не
так, как ночью? А как?
Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и
неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе
мальчиков о домовых и леших.
Какую роль играют в рассказе эти описания?
( На протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его
природой. И это помогает раскрыть богатый духовный мир крестьянских детей).
Какими художественными средствами пользуется автор и для чего?
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,
«играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета? Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо»,
«последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая
свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»,
«солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворение: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по
дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше
– природа или человек?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек
как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается
постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника,
враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какаято нечистая сила)
Что такое природа для писателя? (Природа высшая сила)(слайд)
Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у
ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед
вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских
мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений,
которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о
Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)
Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?
( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е.
усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков,
Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке,
ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша
полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).
4.Вывод.
(слайд)
Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы
людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г.
Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший
предмет в природе – человек». (слайд)
Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:
«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя,
которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не
переедет». (слайд)
А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь
человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она
наказывает: горят не только леса, но и дома. Это год—год экологии. Каждый из нас должен
внести частичку души во благо природы и светлого будущего)
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Написать небольшое сочинениеразмышление на тему: «Человек и природа».
Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.