Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Оценка 5

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
17.03.2018
Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Урок по литературе на тему "И.С.Тургенев-мастер портрета и пейзажа.Роль картин природы в рассказе "Бежин луг" входит в раздел "Русская литература 19 века". Урок проведен в 6 классе. Сопровождается мультимедийной презентацией и музыкальной аудиозаписью. Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы.
Конспект урока по литературе в 6 классе.docx
Конспект урока по литературе в 6 классе «И.С. Тургенев ­ мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".   формулирование Цель   и   задачи   урока:  показать   взаимосвязь   человека   и   природы   в   рассказе;учить сравнительному   анализу   текстов   разных   авторов   на   одну   тему;развитие   навыков выразительного чтения, анализа текста;развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство   с   понятием   «экспозиция»;осуществлять   межпредметные   связи   урока литературы и русского языка;воспитание  трепетного отношения к природе. Планируемые результаты Личностные Учебно­познавательная мотивация и интерес к обучению;освоение культурного наследия России;адекватная оценка своих возможностей достижения цели определённой сложности в   самостоятельной,парной   и   групповой   деятельности;преодоление   проблемных   зон   в знаниях;самоанализ результатов. Метапредметные Познавательные Самостоятельное цели,формулирование проблемы,систематизация   знаний   по   предмету,испоьзование   практических   умений ознакомительного,изучающего,просмотрового   способов   чтения   в   соответствии   с поставленной задачей. Коммуникативные Формирование   атмосферы   исследования,сотворчества,представление   содержания   и сообщения   в   письменной   и   устной   форме,аргументация   своей   точки   зрения,оценка суждения   и   своей   точки   зрения,установление   рабочих   отношений   с   коллективом(в паре,группе). Регулятивные Готовность к самообразованию, формулирование вопросов,необходимых для организации собственной   и   коллективной   деятельности,определение   цели   учебной деятельности,освоение   ознакомительного,поискового,изучающего   чтения,определение последовательности промежуточных целей с учётом коне Предметные На   основе   имеющихся   знаний,   жизненного   опыта,подвергать   сомнению   достоверность информации,использование практических умений ознакомительного,изучающего способов чтения  в   соответствии   с  поставленной   коммуникативной   задачей,ипользование  приёмов работы с учебной книгой   познавательной   Ход урока. 1.Организационный момент  2.Мотивационный настрой В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику дана. Слово учителя ­Красота   природы   никогда   и   никого   не   могла   оставить   равнодушным.   Очень   много известных художников, поэтов, писателей рисовали увиденное в своих произведениях. Вы знаете, когда­то известный литературный критик В.Г. Белинский сказал: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Ведь не только поэты видели красоту природу, но   и   композиторы,   музыканты.   Значит,   мы   можем   видеть   пейзажи   и   в   музыкальных произведениях. У П.И. Чайковского есть знаменитый цикл «Времена года». Это небольшие пьесы, в которых отражено настроение сезона: весеннее пробуждение, летнее раздолье, осенняя   грусть,   зимняя   свежесть.   Композитор   вложил   в   них   всю   свою   любовь   родной стране, к родному краю, к русской природе. Предлагаю вам сейчас послушать пьесу из этого цикла «Июнь. Баркарола».  (Аудиозапись музыкального произведения) ­Почему мы урок начали с такой пейзажной нотки? ­ Как это связано с нашей темой? 3.Изучение нового материала  ­«Бежин луг» ­ один из самых поэтичных рассказов в Тургенева «Записках охотника».Он пробуждает   в   человеке   способность   воспринимать   прекрасное,   раскрывает   красоту русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. И.С.Тургенев был непревзойденным мастером пейзажа. (слайд) Его родное имение в Спасском –является его душой­русской природы.  В русской литературе природа никогда не изображалась так подробно и детально, как у Тургенева.   Никто   столь   пластично,   живописно   и   одухотворенно   не   передавал неисчерпаемого   богатства   природного   мира.   Природа   у   Тургенева   многокрасочна   и многозвучна и выступает мощной, животворящей, нравственно здоровой, светлой силой. ­ С чего начинается рассказ? (С описания природы) ­ Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)?(Пейзаж)  ­ Запишем определение в тетради: Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  – Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?  Найдите это место в тексте,   прочитайте   выразительно,   чтобы   легче   представить   июльский   день.   (   Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, ­ описанием «прекрасного июльского дня»).(слайд) ­ Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день») ­ Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло­багровое, приветно­лучезарное, лиловое). ­ Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.) ­   Каково   настроение   пейзажа,   открывающего   рассказ?   (Мажорное   сообщение   о наступившем новом дне, радость встречи с природой). Вывод:  Июльский   день   создает   впечатление   радостное   и   спокойное.   Пейзаж   «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы. Развитие пейзажа. (слайд) ­   В   такой   именно   день   рассказчик   удачно   поохотился   и   с   полным   тяжелым   ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот­вот должен был подтвердить догадку о месте своего   пребывания,   но   несколько   раз   ошибается,   пока,   наконец,   не   понимает,   что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.  ­  Итак, на смену дня приходит ночь.  (слайд)  ­ Как меняются краски рассказа, его интонация? ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)   ­ Какие звуки мы слышим?  ­ Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)  ­ Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?   ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» ­ недоумевает охотник. Ощущение странности   происходящего   не   покидает   героя.   Здесь   все   не   менее   таинственно,   чем   в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею   небо,   что   сердце…   сжалось».   Странник   оказывается   на   грани   катастрофы   –   ночь Природы ставит его «над страшной бездной».) ­ Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая  что­то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя. Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого. ­В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».   Как вы их понимаете? (В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.) Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе?  (слайд) Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть   поодаль   щиплют   траву   кони.   Тихо,   уютно.   У   костра   несколько   ребят.   Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие. ­ Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа? (слайд) Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч­ся читают эпизод.) ­ Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим? (Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом   слушает   их   таинственные   рассказы,   а   с   другой   –   как   бы   вместе   с   ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»). ­  Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по­другому, не так, как ночью? А как? ­ Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших. ­ Какую роль играют в рассказе эти описания? ( На протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой. И это помогает раскрыть богатый духовный мир крестьянских детей). ­Какими художественными средствами пользуется автор и для чего?  Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…  Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета? Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние   из   них,   черноватые   и   неопределенные,   как   дым»,   «как   бережно   несомая свечка»… Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…. Олицетворение: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….  ­ Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?   (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как   будто   смотрит   на   неё   снизу   вверх   (описание   неба,   солнца,   облаков),   восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая­то нечистая сила) ­ Что такое природа для писателя? (Природа ­ высшая сила)(слайд) ­Чем   является   природа   для   мальчиков?   (Для   мальчиков,   которых   встретил   охотник   у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером   и   пригонять   на   утренней   заре   табун   –   большой   праздник   для   крестьянских мальчиков».   С   другой   стороны,   природа   для   них   полна   загадок,   непонятных   явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.) ­ Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей? ( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается   внутренняя   красота   крестьянских   детей.   Самый   отважный   из   мальчиков, Павлуша,   не   боится   опасностей,   которыми   полна   природа:   «   Без   хворостинки   в   руке, ночью,   он,   нимало     не   колеблясь,   поскакал   один   на   волка».   В   то   же   время   Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»). 4.Вывод.    (слайд)      Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский:   «Природа   –   вечный   образец   искусства,   а   величайший   и   благороднейший предмет в природе – человек». (слайд) ­ Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:   «…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой   логикой; у нее есть своя, которую   мы   не   понимаем   и   не   признаем   до   тех   пор,   пока   она   нас,   как   колесом,   не переедет». (слайд) ­ А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома. Это год—год экологии. Каждый из нас должен внести частичку души во благо природы и светлого будущего) 5.Рефлексия. 6.Домашнее задание. Написать небольшое сочинение­размышление на тему: «Человек и природа».

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Презентация к уроку литературы в 6 классе "И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018