Тема урока: «А.П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».
Цели урока: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию; поработать над диалогом; инсценировать эпизод; воспитывать чувство собственного достоинства в детях.
Планируемые результаты.
Познавательные
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативные
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностные
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Мотивация познавательной деятельности
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
2.Вступительное слово учителя.
Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.
3. Открытие нового знания
Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».
- О чем эта деталь говорит?
«Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна - две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.
- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?
- А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?
(Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).
- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопоставлению, антитезе.
- Богатый и бедный.
- Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…
- Как передает писатель радость этой встречи?
(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?
- Прочитайте речь тонкого.
- Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?
- Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?
(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» - не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).
- Прочитаем ответ толстого.
- Что мы узнаем о его положении в обществе?
- Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?
- Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?
- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.
- Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.
- Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.
За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.
Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?
(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?
- Зачем их так много?
- Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.
От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.
- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?
- Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?
- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.
- Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.
Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
4. Заключение.
- Для чего он это сделал?
- Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?
- Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе?
- Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала этот: Краткость – сестра таланта»?
-Что важного вы черпнули из этого рассказа?
Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
5. Рефлексия.
-Улыбнитесь друг другу и помните, нужно всегда оставаться человеком.
-В чем испытали трудность на уроке?
-Что важное для себя открыли?
-Что понравилось?
6.Домашнее задание:
Читать стихи русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.