Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
21.01.2020
Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».
Урок литературы в 6 классе с применением компьютерных технологий: презентация, видео-фрагмент
Конспект урока по литературе в 6 классе_А.П. Чехов. Слово о писателе Толстый и тонкий_.docx

Тема урока: «А.П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».

Цели урока: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию; поработать над диалогом; инсценировать эпизод; воспитывать чувство собственного достоинства в детях.

Планируемые результаты.

Познавательные

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативные

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

 

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Мотивация познавательной деятельности

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

2.Вступительное слово учителя.

Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.

3. Открытие нового знания

        Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

        А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

        - О чем эта деталь говорит?

        «Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна - две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?  

        - А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?

        (Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).

        - Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопоставлению, антитезе.

        - Богатый и бедный.

        - Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…

        - Как передает писатель радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

        - Прочитайте речь тонкого.

        - Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?

        - Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?

(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» - не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).

        - Прочитаем ответ толстого.

        - Что мы узнаем о его положении в обществе?

        - Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?

        - Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?

- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

        - Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.

        - Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.

        За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.

        Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?

(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?

        - Зачем их так много?

        - Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

        От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.

- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?

        - Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?

- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.

        - Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.

        Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

4. Заключение.

        - Для чего он это сделал?

        - Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?

        - Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе?

        - Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала этот: Краткость – сестра таланта»?

-Что важного вы черпнули из этого рассказа?

Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.

5. Рефлексия.

-Улыбнитесь друг другу и помните, нужно всегда оставаться человеком.

-В чем испытали трудность на уроке?

-Что важное для себя открыли?

-Что понравилось?

6.Домашнее задание

Читать стихи русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский).

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: «А. П. Чехов. Слово о писателе "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020