В презентации по обществознанию в 10 классе по теме "Познание окружающего мира" содержится информационный материал, который может использовать учитель на уроке для объяснения новой темы. Данная презентация может быть полезной также и для учащихся, самостоятельно готовящихся к ЕГЭ по обществознанию.Презентация к уроку обществознания в 10 классе
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Что такое деятельность?
Назовите компоненты деятельности
Виды деятельности.
Какова структура деятельности?
Что такое поведение?
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Субъект деятельности
Коммуникация
Труд в широком смысле
Творчество
Задатки
Способности
ПИСЬМЕННО: ВСТАВЬ
ПРОПУЩЕННОЕ
1. Факт существования вообще отражает
философское понятие ___________.
2. Нужда человека в том, что необходимо для
поддержания его организма и развития
личности, называется____________.
3. Строительство города – это ________________
деятельность.
4.Деятельность человека
__________окружающую среду.
5. Только человеческой деятельности
присуще_________.
ПОЗНАНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Знать суть процесса познания, истины, самопознания;
Уметь характеризовать уровни познания, строить
логический ряд;
Составлять развернутый план по теме
МАКЕТ ПЛАНА (С 8)
I. Определение познания
II. Уровни познания
А)
Б)
III. Формы
IV. Виды
V. Вывод, итог
СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ
Базовая потребность человека
Воспроизводство действительности в сознании
человека
Приобретение знаний
Сознание в действии
Способ бытия
Процесс деятельности человека,
основным содержанием которого
является отражение объективной
реальности в его сознании, а
результатом – получение нового знания
об окружающем мире.
УРОВНИ ПОЗНАНИЯ И ИХ
ФОРМЫ
I ступень познания
чувственное
(эмпирическое)
Ощущение – отражение
отдельных свойств предметов с
помощью чувств (форма, цвет,
запах)
Восприятие – формирование
целостного образа предмета,
выделение предмета из
окружающего мира,
Представление – чувственное
отражение предметов,
сохраненное в сознании, что
позволяет воспроизвести их
мысленно
рациональное
(теоретическое)
Понятие – мысль,
отражающая общие и
существенные свойства
предметов(без подробностей)
Суждение – связь понятий,
утверждающая или
отрицающая чтолибо о
предмете
Умозаключение *–
формирование нового
суждения
Проиллюстрируйте
примерами
умозаключение
индукция
дедукция
аналогия
ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ПОЗНАНИЯ
чувственное
рациональное
Наиболее высокая
степень познания
Связана с развитием
мышления
Дает опосредованное
знание
Всегда субъективно
Осуществляет связь
человека с внешним
миром
Непосредственно
Наглядно
Предметно
Воспроизводит
внешние стороны и
свойства
ИНТУИЦИЯ
Интуиция – способность постижения истины без
процесса познания; знание, условие получения
которого не осознаются
Признаки интуиции:
Внезапность
Частичная осознанность
Непосредственный характер возникновения знаний
Виды интуиции:
1. Интеллектуальная интуиция связана с
умственной деятельностью
2. Мистическая интуиция – связана с эмоциями и
чувствами
ИСТИНА – АДЕКВАТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; СООТВЕТСТВИЕ
ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
1.Едина
2.Объективная и субъективная
3. Абсолютная и
относительная
Полное
исчерпывающее
знание о предмете
Агностики*
Знание,
характеризующее
ограниченность
человеческого познания
мира;
Зависит от исторических
условий
агностики
скептики
Отрицают
возможность
познания мира
Сомневаются в том,
что все знания о мире
носят достоверный
характер
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
1. Логика
2. Соответствие ранее открытым законам
3. Практика*
Практика* – критерий истины и движущая
сила процесса познания. Это активная
деятельность, направленная на преобразование
окружающего мира.
Формы практики:
Материальное производство
Социальные действия(революции, реформы,
войны)
Научный эксперимент
Черты практики:
Целенаправленность
Предметночувственный характер
Преобразование окружающего мира
Функции практики:
1. Источники познания
2. Основа познания
3. Цель познания
4. Критерий истины
Виды практики:
5. общественнопроизводственная
6. Социальнополитическая
7. Научноэкспериментаторская
8. Врачебная
9. Семейнобытовая
10. Созидательная и разрушительная
РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ
ПОЗНАНИЯ
Практика – источник познания
Практика – цель познания
Практика – критерий истинности
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
житейское
Научное*
художественное
социальное
Религиозное
(мифологическое)
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Процесс получения объективного истинного
знания
Задачи:
1. Описание
2. Объяснение
3. Предсказание процессов и явлений
действительности
Специфика научного познания
4. Предметно
5. универсально
ЛОГИЧЕСКИЙ РЯД:
• Анализ – мысленное расчленение познавательного объекта на
составные части и изучение каждой в отдельности
• Синтез объединение составных частей и выделение среди
них главных
• Сравнение – поиск схожих черт и различий
• Уподобление – поиск подобного
1
2
3
4
5 • Обобщение – выделение общих признаков
• Абстрагирование – отвлечение от объекта
6
ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
вопрос
проблема
гипотеза
теория
концепция
МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Эмпирические
Теоретические
Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Обобщение
Описание
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Аналогия
САМОПОЗНАНИЕ –
ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ
С 38 мес. до смерти
I этап – самосознание
II этап – сравнение себя с другими
III этап – формирование «Яконцепции»:
а) положительные и отрицательные черты
б) определение смысла жизни
в) осознание своей роли в обществе
Самооценка = успех / уровень притязаний
Интерпретация толкование, объяснение
какоголибо факта
МАКЕТ ПЛАНА (С 8)
I. Определение познания
II. Уровни познания
А)
Б)
III. Формы чувственного познания
IV. Формы рационального познания
V. Виды познания
VI. Роль практики в познании.