Тема « Крепостной балет»
Презентация «Крепостной балет»
Тяга дворянства к культурным развлечениям постепенно стала
охватывать всю Россию. Вслед за Петербургом и Москвой во второй половине
XVIII века в некоторых провинциальных центрах начали организовываться
публичные театры, в коллективы которых обычно входили и небольшие
балетные группы. В Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе, Рязани
появились свои балетные артисты. Это были и любители из горожан, и
крепостные, отпущенные на оброк, и простые крестьяне искусники
плясать, и случайно попавшие в Россию иностранные исполнители. И
всюду искусство танца незамедлительно завоевывало признание зрителей.
Утверждение национальной самобытности в русском балетном театре шло
не только на профессиональной сцене. Оно охватило и совершенно отличный
от всех других крепостной балетный театр.
В 1785 году было узаконено положение дворянства,
как
господствующего класса в государстве. Облеченные неограниченными
правами в отношении своих крепостных,
непомерно богатевшие
представители дворянской верхушки всячески стремились превратить свои
поместья в маленькие государства в государстве. В связи с этим родился
характерный для России институт крепостного театра.Зародился он в
богатейших помещичьих усадьбах, и основу его составляли крепостные
артисты, музыканты, художники. Крепостные театры, создававшиеся в разных
уголках России, тешили самолюбие своих владельцев, но в то же время
выполняли просветительские задачи, знакомя с искусством балета и
провинциальную публику.
1 В последней четверти XVIII века целый ряд русских вельмож уже
располагал собственными балетными труппами и балетными школами.
Наиболее серьезно и профессионально поставленными были крепостные
балетные труппы у Шереметева,Потемкина,Зорича,Апраксина и Головкиной.
В конце XVIII века, после смерти владельцев, часть крепостных балетных
артистов Зорича, Потемкина и Головкиной была выкуплена. Ими
укомплектовали балетные коллективы императорских театров. Остальные
крепостные артисты, за исключением труппы Шереметева, были отпущены на
оброк и составили основное ядро провинциальных балетных коллективов.
Что же представляли собой крепостные театры? Самой значительной
крепостной балетной труппой была труппа графов Шереметевых,
выступавшей в усадьбах Кусково и Останкино. До сих пор сохраняют музеи
бывшего Подмосковья — Останкино и Кусково — сценические площадки и
оборудование крепостных театров графов Шереметевых. Во главе ее стояли
крупные столичные балетмейстеры; педагоги в школу отбирались из числа
лучших артистов придворного театра.
Балетный репертуар был
самостоятельным и не копировал дворцовый. Спектакли поражали роскошью
и великолепием.
У помещиков более ограниченного достатка постановка театрального
дела была значительно скромнее, но и они принимали все меры к повышению
квалификации своих артистов для того, чтобы щеголять друг перед другом их
искусством. Не будучи в состоянии содержать собственные школы, они
отправляли крепостных на учебу в Петербургское балетное училище, а иногда
и за границу. Порой такой исполнитель возвращался на родину увенчанный
европейской славой и попадал в условия рабского состояния, где к мукам
физическим прибавлялись нравственные страдания. Но вместе с тем
2 подневольный и обычно унизительный институт крепостного театра оказал
очень большое влияние на развитие театра в целом и русской национальной
школы в балете.Кадры крепостного балета,комплектовавшиеся
непосредственно из среды широких слоев крестьянства,вносили в зарубежный
сценический танец русские особенности исполнения и тем самым
последовательно выковывали свое самостоятельное искусство танца.
Кроме того, крепостной балет знакомил с балетным искусством
отдаленные уголки России.
Некоторые театры, такие, как шереметьевские, соперничали со
столичными, превосходя их совершенством своего устроения. Князья
Голицыны имели цирк, подобный римскому Колизею, и каменный грот в парке
на лоне природы. Но были и совсем скромные.У помещиков Юрасовских,
например, театр располагался в манеже, а иногда и просто в сарае.
Художественное оформление спектаклей тоже зависело от возможностей
владельцев. У Шереметевых, например, декорации расписывались не только
крепостными, но и профессиональными художниками. В 1785 году граф Н.
Шереметев заказал эскизы костюмов для одного из спектаклей французской
художнице. Делал эскизы для шереметьевского театра и театральный
декоратор из Вены, в театрах Шереметевых работали итальянские и
английские мастера. Но здесь же работали и русские художники. В театре
Шереметевых широко использовалась машинная и осветительная техника. Но
были и такие крепостные театры, в которых декорации расписывали только
крепостные художники или сам помещик со своими домашними.
Труппы крепостных балетных театров складывались тоже поразному. В
одни в качестве педагогов и балетмейстеров приглашали иностранных
3 хореографов, в других основную педагогическую работу вели постоянные
балетмейстеры и учителя из крепостных. Иногда богатые владельцы театров
посылали своих артистов на выучку в Петербург, в Москву или даже за
границу, а бывало, что помещики сами учили крепостных, пользуясь
знаниями, полученными в Шляхетском кадетском корпусе. В некоторых
крепостных театрах артистыкрестьяне просто плясали свои народные
пляски, как они привыкли плясать на гуляньях и праздниках в селе.
У Шереметева работали такие балетмейстерыиностранцы, как Ле Пик,
Морелли, Пинюччи, Соломони, но постоянную педагогическую работу вели
всетаки свои крепостные и один из них — знаменитый танцовщик Кузьма
Деулин, по сцене Сердоликов. В театре Шереметева ставил свои балеты и
танцовщик, императорского балетного театра Тимофей Семенович Бубликов.
Крепостные балетмейстеры и артисты балета,
осваивая
западноевропейские пантомимные драматические балеты XVIII века,
исполняли их в своей, русской манере, привносили в зарубежный сценический
танец элементы русской народной пляски.
Почти единственным именем, которое дошло до нас от того времени,
является имя первой танцовщицы шереметевского балета Татьяны
Васильевны Шлыковой, по сцене Гранатовой (17731863). (Шереметев ввел
правило давать своим балетным артистам сценические фамилии, производя их
от названий драгоценных камней.) Дочь оружейного мастера, она получила
сценическое образование в Кусковской театральной школе, после чего
совершенствовалась в Петербурге у знаменитого Лепика. Заинтересованный в
подготовке актеров своего театра, Шереметев предоставил ей возможность
видеть не только балетные спектакли московского театра, но и балеты
Анжиолини в петербургском театре. Искусство Шлыковой удостоилось даже
одобрения аристократического зрителя.
4 Судьба крепостных артистов, как правило, складывалась трагично.
Артистов балета с раннего детства воспитывали в строгом режиме.
Туберкулез, заболевание сердца часто рано уносили молодых танцовщиков и
танцовщиц из жизни. Бесправие крепостных артистов нашло отражение в
русской литературе XIX века. Особенно сильно это прозвучало в повести А.
Герцена «Сорокаворовка» и в повести Н. Лескова «Тупейный художник».
В первой четверти XIX века крепостной театр окончательно прекратил
свое существование, но он сыграл важную роль в истории русского балета.
Крепостной балет в наибольшей степени сохранял традиции народного
танцевального искусства. Здесь свободнее проходила театрализация русской
народной пляски, свободнее ставились балеты русские темы, свободнее
появлялась национальная самобытность крепостных артистов балета. Это
выражалось в характере и стиле исполнительской манеры. Слившись затем с
профессиональным театром, крепостной балет значительно обогатил ее
народными красками и приемами игры.
5
Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему « Крепостной балет» + текст
Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему « Крепостной балет» + текст
Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему « Крепостной балет» + текст
Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему « Крепостной балет» + текст
Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему « Крепостной балет» + текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.