Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Презентации учебные
docx
музыка +1
Взрослым
17.01.2017
Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»
Русские сезоны. Организ. гастрол. Дягилев, Фокин.docx
Тема: «Организация гастролей. С. Дягилев и М. Фокин» Презентация «Русские сезоны – вводный» Медленно, нехотя уходил 19 век, «золотой век» русского искусства, открывший   миру   Толстого   и   Достоевского,   Чайковского   и   Мусоргского, Репина и Сурикова. На смену шёл новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной жизни России. В начале ХХ века Европа была покорена   самобытностью   и   художественным   совершенством   русского искусства.   Триумф   «Русских   сезонов»   стал   плодом   усилий   талантливых художников, композиторов, хореографов, танцовщиков, объединить которых в   единое   целое   сумел   выдающийся   меценат   и   антрепренёр,   неординарная творческая личность С. П. Дягилев.  Слайд.  «Русские   сезоны»   —   гастрольные   выступления   русских артистов   балета   и   оперы   (1908­29),   организованные   известным   деятелем культуры и антрепренером Дягилевым за границей (с 1908 в Париже, с 1912 в Лондоне, с 1915 в других странах). Основным видом деятельности антрепризы стал балет. Оперы ставились редко. Сергей Павлович Дягилев (1872­1929) Слайд.  Русский   театральный   деятель,   меценат,   антрепренёр, пропагандист русского искусства за рубежом.  Антрепр заии частный предприниматель  (  антрепренёр в спектакле.       —   форма   организации   театрального   дела,   в   котором  )  собирает актёров для участия В 1896 окончил  юридический факультет Петербургского университета (в те же годы некоторое время учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского­Корсакова).   историей художественных стилей.    Занимался   живописью,   театром, В 1898 был одним из основателей объединения "Мир искусства", в 1899­ 1904 ­ редактором (совместно с А. Н. Бенуа)  журнала «Мир искусства».  С   1898   устроитель   выставок   русской   и   зарубежной   живописи   в Петербурге. В 1899­1901 редактор "Ежегодника императорских театров".  1 В   1906­07   организовал   в   Париже,   Берлине,   Монте­Карло,   Венеции выставки   руссских   художников,  с   1907   ­   ежегодные   выступления   русских артистов – «Русские сезоны» за границей, в 1907 ­ симфонические концерты ("Исторические   русские   концерты"),  в  которых  выступали   Н.  А.  Римский­ Корсаков   Слайд, С. В. Рахманинов  Слайд, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин Слайд и др., в 1908 ­ сезоны русской оперы (в 1908 в Париже была показана опера   "Борис   Годунов"   Мусоргского,   в   1909   ­   "Псковитянка"   Римского­ Корсакова, по одному акту из опер "Руслан и Людмила" Глинки, "Юдифь" Серова, "Князь Игорь" Бородина).  В   1909   состоялся   первый   оперно­балетный   сезон,  который   стал триумфом русского театрального   искусства и оказал огромное влияние на последующее   развитие   мировой   хореографии.   С   этого   времени   начались ежегодные   балетные   Русские   сезоны   в   главных   странах   Западной   Европы, которые длились до 1913. В   1911   Д.   создал   постоянную   труппу   «Русский   балет   Дягилева»,   которая начала выступления в 1913 (существовала до 1929).  Избрав балет проводником новых идей в искусстве, Дягилев видел в нём синтез современной музыки, живописи, хореографии.  Почин   Дягилева   вызвал   к   жизни   произведения   И.   Ф.   Стравинского Слайд  ("Жар­птица",   "Петрушка",   "Весна   священная"   и   др.),   С.   С. Прокофьева, а также К. Дебюсси, М. Равеля и др.  Спектакли   оформляли   многие   известные   художники:   А.   Н.   Бенуа Слайды,  Н. К. Рерих Слайд, А. Я. Головин, К. Коровин Слайд, а также П. Пикассо, А. Дерен и др.  Балеты ставили М. М. Фокин Слайд, В. Ф. Нижинский Слайд и др. В   балетах   выступали   А.   П.   Павлова,   Т.   П.   Карсавина  Слайд,   В.   Ф. Нижинский, М. М. Мордкин и др.  Дягилев был умелым открывателем талантов. Слайд.   «Русские сезоны» стали подлинным триумфом национального балета, показав   всему   миру,   на   какой   уровень   может   быть   поднято   искусство, создаваемое   в   содружестве   выдающихся   композиторов,   художников­ живописцев и исполнителей. Слайд. 2 Михаил Михайлович Фокин (1880­1942)  Слайд.  Танцовщик,   педагог,   балетмейстер   и   художественный руководитель «Русских сезонов». — Не хочу, чтобы мой Мимочка был попрыгунчиком! – категорически заявил купец   Фокин,   человек   деловой   и   строгий.   Занятие   балетом   казалось   ему делом   несерьезным,   легкомысленным   и   недостойным   мужчины.   Но   сын   не послушал отца – и стал великим реформатором балетного искусства. По поводу его судьбы разгорелись споры: вся семья – мать, старшие братья, сестра Соня – находили, что Миша мальчик удивительно грациозный и что балет может стать для него занятием вполне достойным. Михаил имел все данные   балетного   премьера   –   стройный,   длинноногий,   с   выразительным   и глубоким взглядом темных глаз. Мать   Михаила   решила   пойти   наперекор   мужу   –   отвела   Михаила   на прием   в   театральную   школу   тайком   от   него.   Так   в   1889   году   Михаил Михайлович   Фокин   был   принят   в   Петербургское   театральное   училище. Воспитанники   училища   были   заняты   почти   во   всех   балетных   постановках Мариинского   театра,   репетициям   отводилось   главное   место   в   учебной программе. Изучению остальных предметов большого внимания не уделялось.   Интерес   к   балету   сочетался   у   него   с   любовью   и   способностями   к музыке, рисованию. Он принимал участие в различных музыкальных кружках, даже   играл   на   балалайке   в   знаменитом   в   свое   время   оркестре   народных инструментов В. Андреева. Первые публичные выступления Фокина прошли на школьной сцене. В 1890 году он был участником детских танцев в балете «Спящая красавица», в 1892 году – премьерного показа балета «Щелкунчик». Спустя три года он исполнил в этом балете главную роль. Он имел возможность собственными глазами наблюдать работу талантливых балетмейстеров Петипа и Иванова. Фокин   закончил   Петербургское   театральное   училище   в   1898   году. Поскольку   уже   во   время   учебы   он   обнаружил   блестящие   способности   и прекрасную   профессиональную   подготовку,   то   обычную   для   большинства 3 выпускников   стадию   кордебалета   он   благополучно   миновал   и   сразу   был принят в труппу солистом. Ему   приходилось   танцевать   разные   партии   –   и   классические,   и характерные. А с 1902 года он начал преподавать в балетной школе – сперва в младших классах девочек, а потом самостоятельно повел старший класс.   К 1904 году был переведен в разряд первых танцовщиков, исполняя сольные партии в балетах «Спящая красавица», «Корсар» и других. Наконец ему   поручили   поставить   выпускной   спектакль   –   и   он   в   балете   «Ацис   и Галатея» частично осуществил свои идеи о танце, который должен составлять единое целое с музыкой и живописью.  Весной 1906 года ему удалось поставить школьный спектакль «Сон в летнюю   ночь»   по   комедии   Шекспира.   В   зале   присутствовали   критики   и художники из объединения «Мир искусства», и они по достоинству оценили яркую индивидуальность, вкус и стиль Фокина.  В начале 1907 года на вечере в пользу Общества защиты детей Фокин показал два балета, среди которых была знаменитая   «Шопениана» (первая версия).   Возглавлявший   «Мир   искусства»   Александр   Бенуа   предложил Фокину   совместно   создать   новый   балет.   Первым   был   балет   «Оживленный гобелен». Следующей работой Фокина в содружестве с «мирискусниками» был балет «Египетские ночи»». Тогда же, в начале 1908 года, был поставлен новый вариант   «Шопенианы».   Фокин   искал   способ   создания   танцевально­ симфонической сюиты. Вскоре появился и третий. 1909   год   стал   решающим   в   творческой   жизни   Фокина.   Дирекция императорских   театров   поручила   ему   постановку   на   сцене   Мариинского театра «Египетских ночей» и «Шопенианы», а весной там же была показана «Эвника».   Именно   этот   спектакль   стал   реформой   в   области   сценического балетного   костюма   –   внешность   актеров   стала   более   образной   и   менее «балетной».   В   «Эвнике»   наметились   основные   особенности   зрелого творчества Фокина­постановщика, две линии – линия пластической драмы и линия стилизации под старину. Спектакль имел огромный успех. Эти   работы   были   оплачены   дирекцией,   что   означало   официальное признание балетмейстерских прав Фокина. После этого он стал готовиться к 4 своему первому показу русского балета в Париже, инициатором которого был Сергей Дягилев. Фокин   на   три   года   стал   единственным   постановщиком   знаменитых дягилевских «Русских сезонов».  Программа   первого   сезона   включала   в   себя   разноплановые   балеты: «Клеопатра», «Павильон Армиды», «Половецкие  пляски»  из  оперы «Князь Игорь» и «Шопениану».   В следующем сезоне была подготовлена совершенно новая программа, и вновь   единственным   балетмейстером   остается   Фокин.   «Шехерезада»   на музыку Римского­Корсакова. Вторым   балетом   сезона   1910   года   стал   «Карнавал»   на   музыку   Р. Шумана.   Но   центральным   событием   сезона   стал   долгожданный   балет   на русскую   тему   –   «Жар­птица»,   в   котором   использовались   фольклорные образы.   В   балете   Фокин   наделил   каждый   персонаж   своим   пластическим языком, стараясь, чтобы все движения были логичными и осмысленными. Во время парижских гастролей Фокин сам исполнял партию Ивана­царевича. Сезон   1911   года   был   ознаменован   новыми   работами   Фокина   в совершенно   ином   стиле:   «Подводное   царство»   Римского­Корсакова, «Нарцисс» Черепнина, «Призрак розы» Вебера. «Нарцисс» и «Призрак розы», новаторские балеты­миниатюры, строились на подражании пластике растения, создающей образ благоухающего, хрупкого цветка.  Одной из лучших работ Фокина стал балет «Петрушка» на музыку И. Стравинского,   продолжающий   русскую   тему   в   творчестве   балетмейстера. Этот спектакль не покинул сцену до сих пор. Начиная с сезона 1912 года отношения между Фокиным и Дягилевым становились  все  более  напряженными. Фокин  перестал  быть  единственным балетмейстером дягилевской труппы, и он весьма болезненно переживал то, что Дягилев привлек к балетмейстерской работе блистательного танцовщика Вацлава Нижинского. Фокин покинул труппу Дягилева и продолжил работу в Мариинском театре как танцовщик и балетмейстер. Однако казенная сцена не могла предоставить Фокину той свободы творчества, к которой он привык у Дягилева. 5 В   1914   году   Фокин   вновь   вернулся   к   сотрудничеству   с   Дягилевым, поставив для его труппы три балета. Успех всех этих постановок был весьма умеренным.   Так   закончился   самый   успешный   период   его   творчества, принесший ему европейскую славу и огромный опыт. До   1918   года   Фокин   продолжал   работать   в   Мариинском   театре, осуществив много постановок. Революция   прервала   работу   балетмейстера   не   только   в   Мариинском театре,   но   и   в   России.   Он   предпочел   покинуть   родину,   первоначально планируя вернуться. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Несколько лет Фокин работал в Нью­Йорке и Чикаго. Тоска по родине порождает   в   его   творчестве   много   постановок   на   русскую   музыку,   среди которых   «Громовая   птица»   Бородина   и   «Русские   праздники»   Римского­ Корсакова. До 1933 года он продолжал выступать и как исполнитель. Еще в 1921  году   Фокин     открыл   балетную   студию,  в   которой   работал   до   самой смерти. Последними   крупными   работами   Михаила   Фокина   были   балеты «Паганини»   на   музыку   Рахманинова   и   «Русский   солдат»   Прокофьева. Желание поставить балет «Русский солдат» было вызвано тревогой за судьбу далекой Родины. Фокин жил и умер русским человеком. Сын его вспоминал: «Перед смертью, придя в сознание и узнав о событиях под Сталинградом, Фокин   спросил:   «Ну,   как   там   наши?»   И,   услыхав   ответ:   «Держатся…», прошептал: «Молодцы!» Это были его последние слова». Умер Михаил Михайлович Фокин в 1942 году в возрасте 62 года в Нью­ Йорке, оставив после себя 70 балетов и славу главного романтика балетной сцены. В тетрадь Окончание Петербургского театрального училища (1898).  Дебют в Мариинском театре.  Исполнение ролей классического репертуара, выступление в  характерных танцах Преподавание в Петербургском театральном училище (1901­1911гг.).  Начало балетмейстерской деятельности (1905).  6 Сотрудничество с С.Дягилевым. С 1921г.­ жизнь и работа в США. 1923­42гг. руководство студией в Нью­Йорке. Особенности творчества:  склонность к пластической драме;  стилизация под старину;  • • обращение к небалетной музыке, танцевальному фольклору и  • смежным искусствам; • ведущая тема балетов ­ тема красивой гибели. 7

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»

Презентация к уроку по хореографическому искусству на тему «Организация «Русских сезонов»
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ