РАЗДЕЛ
ЧЕЛОВЕК
ЛИЧНОСТЬ И
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ТЕМА
ОТНОШЕНИЯ
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ЧЕЛОВЕК
БИОЛОГИЧЕСКО
Е СУЩЕСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ
СУЩЕСТВО
Закончите утверждение: «Человек –
существо, воплощающее высшую
ступень развития жизни, скорее всего,
основывается на способности человека
1. вместе с другими людьми организовываться
в сплоченные группы для отстаивания своих
интересов
2. давать отпор любым агрессивным выпадам
против него
3. приспосабливаться к условиям окружающей
среды, не всегда для него благоприятной
4. к созидательной творческой деятельности
на основе развитого, совершенствующегося
сознания (мышления, воображения,
интуиции и т.д.)
Т
С
О
Н
Ь
Л
Е
Т
Я
Е
Д
Ь
ТРУД
ОБУЧЕНИ
ИГРА
ОБЩЕНИ
Е
Е
«Единственная роскошь –
человеческое общение»
А. де Сент – Экзюпери французский писатель
ТЕМА УРОКА
ОБЩЕНИЕ
КАК ОБМЕН
ИНФОРМАЦИЕЙ
Функции общения:
Социализации
Познавательная
Психологическая
Организационная
Отождествления
План урока
Что такое общение
Специфика информационного
обмена
Средства общения
Барьеры общения
Особенности общения в
современном мире
Общение — сложный и
многоплановый процесс
установления и развития контактов
между людьми, порождаемый
потребностью в совместной
деятельности и включающий в себя
обмен информацией, выработку
единой стратегии взаимодействия,
восприятие и понимание другого
человека.
ОБЩЕНИЕ ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ
ОБЩЕНИЕ
ДВУНАПРАВЛЕНА
Я
ИНФОРМАЦИЯ
ОБЪЕКТ
СУБЬЕКТ
ОБЪЕКТ = СУБЬЕКТ
РАВНОПРАВНЫ
РАВНОЦЕННЫ
СВОБОДНЫ
АКТИВНЫ
ОСОЗНАННО
ВСТУПАЮТ В
КОНТАКТ
ВИДОИЗМЕНЯЮ
Т ИНФОРМАЦИЮ
ДОПОЛНЯЮТ,
УТОЧНЯЮТ
специфика информационного
обмена между людьми
• общение нельзя рассматривать как
отправление информации какой-то
передающей системой или как прием ее
другой системой (в каждом
коммуникативном процессе реально даны в
единстве деятельность, общение и
познание);
• посредством системы знаков партнеры
могут повлиять друг на друга;
• «важно находить общий язык» - обладание
единой или сходной системой кодирования
и декодирования информации.
В мире общения происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а с субъектом.
Вывод
Проверь себя
Общению, в отличие от труда,
всегда необходимо
1. творческое начало
2. наличие партнера
3. использование орудий труда
4. следование определенным
правилам и нормам
Проверь себя
Выберите из перечня один признак, характеризующий
специфику человеческого общения. В мире общения
происходит взаимодействие:
а) объекта с субъектом;
б) субъекта с субъектом;
в) объекта с объектом.
Выберите верное высказывание.
1) Общение — это сторона любой совместной деятель
ности. В процессе труда люди общаются.
2) Общение — это особая деятельность, основанная на
обмене знаниями, идеями.
а) верно только первое высказывание;
б) верно только второе высказывание;
в) и первое и второе высказывания верны;
г) оба высказывания неверны.
однонаправленный поток информации при отсутствии или
при формальном характере обратной связи (как поняли?).
Коммуникация –
В процессе коммуникации субъект,
действующий активно, передаёт информацию (
это могут быть знания, идеи, указания и т.д.).
Получателем информации является объект,
который должен поступить в соответствии с
полученной командой, установкой, приказом.
Роль получателя могут выполнять и человек, и
машина, и животное.
Признаки субъекта во всех случаях приёма
коммуникационной информации не
существенны. А информация практически не
меняется.
Проверь себя
Как называется процесс установления
и развития контактов между людьми,
включающий в себя обмен
информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие
и понимание другого человека:
а) коммуникация;
б) общение;
в) слушание;
г) взаимопонимание.
Проверь себя
К. И. Чуковский в своей книге «От
двух до пяти» приводит слова
всхлипывающей маленькой
девочки: «Я плачу не тебе, а тёте
Шуре!». Что связывает эту девочку
с тётей Шурой: общение или
коммуникация? По каким
критериям вы бы отличили одно от
другого?
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Передача любой информации
возможна лишь посредством
знаковых систем.
НЕРЕЧЕВЫЕ
:
ПОЗА
ЖЕСТЫ
МИМИКА
ВЗГЛЯД
РЕЧЕВЫЕ:
РЕЧЬ
ИНТОНАЦИ
Я
ТЕМП РЕЧИ
ТЕМБР
ГОЛОСА
Вербальное
общение
использует
систему
фонетических
знаков
Вербальное общение осуществляется посредством речи. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при
передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения.
Задание: стр. 327 №2
коммуникатор
реципиент
Наиболее продуктивная форма
общения
Диалог – представляет собой
последовательную смену
коммуникативных ролей, в ходе
которой выявляется смысл
речевого сообщения, т. е.
происходит то явление, которое
было обозначено как
«обогащение, развитие
информации».
Проверь себя
Из приведённого перечня признаков выберите те,
которые характеризуют диалог:
а) активная позиция каждого; б) пренебрежение к
партнёру;
в) стремление утвердить своё мнение; г)
равноправие сторон; д) уважение к мнению
собеседника.
Исключите неверную характеристику диалога:
а) равноправие партнёров; б) активность
каждого ученика; в) уважение к мнению
собеседника;
г) готовность к взаимопониманию;
д) стремление во что бы то ни стало переубедить
собеседника.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: Визуальные виды
общения, акустическая система, тактильная система.
Барьеры в общении
документ стр. 328329 вопросы
стр. 329 №1,2.
Барьеры в общении:
барьеры могут быть
не только
психологическими,
но и социальными,
политическими,
религиозными,
профессиональными
Проверь себя
Виктор Цой в одной из своих
песен поёт:
«Тот, кто в 16 лет убежал из дома,
вряд ли поймет того, кто учился в
спецшколе…» . Какой из барьеров
будет в данном случае
препятствовать общению:
а. профессиональный
б. религиозный
в. социальный
г. политический
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
• формирующееся информационное общество
характеризуется не только расширяющимися
возможностями накопления и переработки
информации, но и новыми формами общения;
• технические средства (телефон, компьютер),
заменили переписку и уменьшили личные визиты и
встречи;
• сокращается время передачи информационных
потоков, увеличивается их объем и сокращаются
расстояния между участниками общения;
• характерной особенностью коммуникации становится
постоянная необходимость «достраивания»,
конструирования как образа партнера по
коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.
Недостатки виртуального
общения:
открытость
информационного обмена
сочетается с
фрагментарностью;
недостает
эмоциональной
насыщенности и
социальной
ответственности;
интенсивность
информационных потоков
значительно превосходит
возможности ее
осмысления и усвоения.
Проверь себя
Согласитесь или
опровергните:
« В речи важны три
вещи: кто говорит, как
он говорит и что он
говорит, причем
последнее имеет
наименьшее значение»
Джон Морли английский
Какая коммуникационная ошибка
допущена в следующей ситуации?
В начале Первой мировой войны британский
офицер проходивший службу в Африке,
получил депешу от командования:
«Объявлена война. Арестуйте всех врагов в
вашем районе».
Спустя несколько дней офицер отрапортовал:
«Арестовал семерых немцев, троих
американцев, четверых испанцев, пятерых
французов, одного аргентинца и одного
русского. Срочно сообщите, с кем мы
находимся в состоянии войны.»
Общение и
информационная
коммуникация
Общение
Информационн
ая
коммуникация
Задание:
Линия
сравнения
1. Общее
2. Различия
А) Получатель
информации
Б)Наличие
обратной
связи
В)Усиление
или
обособление
участников
Общение и информационная
коммуникация
Линия
сравнения
1.Общее
2. Различия
А) Получатель
информации
Б)Наличие
обратной
связи
В)Усиление
или
обособление
участников
Общение
Информационн
ая
Обмен информацией
коммуникация
Получатель
информации
человек
Взаимный обмен
при активном
участии каждого
субъекта
Получатель
информации
человек, животное,
машина
Однонаправленный
поток информации
при отсутствии
обратной связи
Усиление общности
участников
Участники остаются
обособленными
Домашнее задание
П. 31 – прочитать, выучить
определения
Вопросы 2-3 – письменно в тетради
«Чем больше информации, тем
меньше смысла».
(А.Кончаловский) – как Вы
можете объяснить данное
высказывание, свой ответ
аргументируйте двумя
примерами.