Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русская литература
5 кл
07.05.2018
Презентация -наглядный материал к уроку развития речи по подготовке к написанию рассказа по рисунку О.В.Поповича "Не взяли на рыбалку". В данной работе содержится сравнительная характеристика картины Успенской-Кологривовой и рисунка О.Поповича с идентичными названиями и сюжетами. В презентации также дано понятие рассказа, его композиции. Представлены материалы для словарной работы,дан план рассказа.
рассказ по рисунку.pptx
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Сочинение-рассказ
по рисунку О.В.
Поповича
«Не взяли на
рыбалку»
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Картина УспенскойКологривовой Рисунок Поповича часто путают с одноименным
полотном художницы Ксении УспенскойКологривовой. Сюжеты, как и названия, у этих
двух работ совершенно идентичны. Но если картина Поповича напоминает детский,
небрежно нарисованный рисунок, полотно УспенскойКологривовой написано по всем
правилам русской живописи.
Картина УспенскойКологривовой
«Не взяли на рыбалку»
Рисунок О.В.Поповича
«Не взяли на рыбалку»
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
РАЗНЫЕ ЭПОХИ — ОДИНАКОВЫЕ ДЕТИ
•
К.Н.Успенская
В середине 50х годов была написана
Кологривова
картина «Не взяли на рыбалку».
УспенскаяКологривова изобразила
на ней серые будни советской
деревни, ещё не успевшей
возродиться после разрушительной
войны.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
О.В.Попович
• На рисунке Поповича персонажи —
дети конца 80х годов. Они не
знакомы с военными лишениями и,
судя по всему, растут во вполне
обеспеченной семье. Попович, рисуя
картину по сюжету полотна
УспенскойКологривовой, показал,
что детям разных эпох свойственны
одни и те же эмоции и чувства.
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Изза названия часто возникает путаница, многие считают, что именно Попович
является автором картины. Но он автор рисунка. Картина создана в 1955 году, а
рисунок на несколько десятилетий позже. Об этом говорит даже одежда героев. Хоть на
рисунке она и изображена очень схематично, ясно, что это более современные вещи.
У рисунка с картиной немало общего, но есть и отличие. Например, там и там по
четыре героя, один из героев девочка. Но на картине на рыбалку отправляется
старший мальчик с папой, а на рисунке два старших мальчика. Один подросток, а
второй парень постарше, возможно, студент, приехавший на каникулы.
Взгляд автора рисунка Поповича ироничный, веселый, произведение вызывает
улыбку. Итак, перед нами небольшая сценка: двое старших мальчиков уходят на
рыбалку, а малыша не берут с собой, хотя он уже достал удочку. Малыш заливается
слезами, но рыбаки не обращают на него внимания. Девочка пытается утешить
младшего братца. Несколько штрихов цветными карандашами и сценка, нарисованная
твердой рукой художника, готова.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
ЧТО ТАКОЕ РАССКАЗ?
• ЭТО ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ,
В КОТОРОМ РЕЧЬ ИДЁТ ЛИШЬ ОБ
ОДНОМ ОЧЕНЬ ВАЖНОМ СОБЫТИИ В
ЖИЗНИ ГЕРОЕВ С МАЛЫМ
КОЛИЧЕСТВОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ.
• В ОСНОВЕ РАССКАЗА ЛЕЖИТ ЭПИЗОД,
СЛУЧАЙ, ПРОИСШЕСТВИЕ.
• Рассказ на основе увиденного, требует
домысливания.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Композиция рассказа
Кульминация - момент
наивысшего развития
действия
Завязка - момент, с
которого начинается
событие
Развязка- результат
развития действия
Может быть в рассказе
поясняется, где, когда,
Вступление, в нем
с кем произошло
событие
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Заключение, автор
делится своими
раздумьями по
поводу
происшедшего
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник
изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый глиняный горшок.
Изпод ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и синие цветы. Кроме людей на
картине присутствует ещё один персонаж — воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у
людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел
сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали. По цветовой гамме
сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку».
Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся
детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И
даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Главный
герой
• На полотне художник изобразил четырёх
человек: одного взрослого и трёх детей.
Основное внимание привлекает самый
маленький персонаж — мальчуган,
которому на вид не больше четырёх лет.
Он стоит и горько плачет, прикрыв
мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой.
Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти
на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели
его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его
возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и
встал пораньше.
Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под
присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и
детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно
понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней
трагедии и увлечётся какойнибудь интересной игрой.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
•
Персонажи
рисунка
Старшему брату главного героя повезло гораздо больше.
На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на
рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед
собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко
задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у
него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его
веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на
рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно
торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за
отцом и даже пытается копировать его походку.
Папа ребятишек — человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко
передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и не
обращающим внимание на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он
вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его
мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая
хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.
Четвёртая героиня картины — сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка
очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать
рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не
сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав
от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно
вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из поля зрения, малыш
перестанет плакать.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Словарностилистическая и
орфографическая работа.
Внимательно прочитайте слова и словосочетания. Они
помогут вам составить предложения, которыми вы
воспользуетесь при написании своего сочинения.
Рыбалкарыболоврыбакрыболовные принадлежности (снасти)
•
• Удочка –удить (рыб)
• Червяк –накопать червей
• Банка жестяная банка
• Малышмаленький мальчик
•
Расстроен, огорчен, обижен
• Бежать вдогонку догонять
• Светлозеленая травка
•
• Художник, О.В. Попович, автор
Рисунок, картина
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
ОПОРНЫЕ СЛОВА
• Рано утром, ни свет ни заря, чуть
свет, едва рассвело, взяли удочки и
наживку, направились за ворота,
проспал, оделся коекак, схватил
банку с червями, а как же я, мал
еще, утонуть можешь, будешь
капризничать, некогда с тобой
возиться, подрастешь, пойдешь.
• Заревел во весь голос, выронил
банку с червями, слезы полились
градом, старшая сестра улыбалась,
утешала как могла, еще не на одну
рыбалку пойдешь, поймаешь рыбу
самую большую.
• Случай запомнил на всю жизнь.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
Рисунок О. Поповича «Не взяли на рыбалку» показывает детское горе мальчугана,
которого папа и старший брат не берут с собой. В центре рисунка — мальчишка лет
четырех, горько плачущий и держащий в руках удочку, рядом с ним валяется ведерко.
Его папа посчитал, что ребенок ещё слишком мал, и запретил идти с ним. Вместо него он
берет старшего сына, который явно гордится отцовским доверием. Старшему на вид лет
десять, он важно и с торжественным видом вышагивает за отцом.
Присматривать за малышом остается сестра — она чуть помладше везучего брата,
ушедшего с отцом, и плач ребенка её нисколько не смущает. Наверняка она уже
привыкла к детским капризам, потому что часто остается смотреть за младшим братом.
Никто не обращает внимания на горькие слезы мальчугана, ведь все знают: стоит
взрослым уйти, и малыш отвлечется, найдет себе занятие и тут же забудет обиду. Но
пока они здесь — важный отец, гордый брат — ребенку очень обидно, ведь его с собой
не берут, а он даже удочку подготовил!
Рисунок выполнен в ярких, светлых тонах, поэтому несет только положительные
эмоции, и даже детские слезы не омрачают картину. Малыш выглядит скорее забавным,
чем трагичным, и кажется, что он вотвот всхлипнет, вытрет глаза кулачком и побежит
весело ловить бабочку или рвать цветы.
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Рассказ по рисунку"
!
в
е
ч и
У д а
т
р а б о
Г.А.Анисимова, учитель
МБОУ СОШ №8 г.Куса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.