Разработка урока русского языка в 8 классе поможет учителю изучить с учащимися тему "Приложение". В начале урока традиционная словарная работа, затем тест на повторение орфограмм имени прилагательного. Для проверки домашнего задания предлагается аналогичная работа с согласованными и несогласованными определениями. Теме "Приложение" будет уделена вторая половина урока, на которой учащиеся познакомятся с правилами постановки дефиса и закрепят изученную тему.
Классная работа.
Приложение.
СЛОВАРЬ «Пиши правильно»:
• БУДУЩЕЕ
• СЛЕДУЮЩИЙ
• НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ
• НЕПРИЕМЛЕМЫЙ
Составьте с любым словом предложение с однородными
членами. Начертите схему, объясните знаки препинания.
ТЕСТ :
•1) В каком ряду во всех словах пишется НН?
1. вое..ый, овся..ый, правительстве..ый
2. ржа..ой, торфя..ой, деревя..ый
3. безветре..ый, песча..ый, бесце..ый
4. тума..о, незако..ый, урага..ый
•2) Укажите прилагательные, пишущиеся через дефис.
1. почтово_пассажирский
2. иссиня_черный
3. снего_уборочный
4. хлебо_заготовительный
•3) В каких предложениях НЕ пишется слитно ?
1. Не_ удачная сделка расстроила молодого бизнесмена.
2. К ущелью вела не_опасная, а протоптанная дорога.
3. Архитектор, к нашему удивлению, оказался далеко не_ талантлив.
4. В магазине меня привлекла не_дорогая, но удобная резиновая
•4) Назовите прилагательные с орфографическими ошибками.
лодка.
1. холщёвый
2. недалёкий
3. раскидестый
4. пахуч
Орфографическая разминка.
Списать, вставляя буквы, обозначая
орфограммы
• Бе(с/сс)числе…ое ко(л/лл)ичество
звёзд; еще (не)вспаха…ое поле;
(н..)(от)куда (н..)разд..лось (н..)
звука; (без)нравстве…о м..няеш(?)
уб..ждения; насл..ждат(?)ся
ар..матом весе..их цв..тов.
1 вариант – согласованные определения;
2 вариант – несогласованные определения:
• Окно сарая, привычка
подслушивать, какуюнибудь
новость, деревянная походка,
двадцать пятая квартира, дама в
шляпе, возможность наблюдать,
плов поузбекски, у строящегося
завода, жареный гриб.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДЕФИС СТАВИТСЯ:
• 1. два нарицательных сущных
заводгигант школаинтернат
• 2. обозначают научный термин,
специальность.
врачтерапевт жуколень
• 3. первое сущ. – собствен., второе –
нарицательное
Москварека Казбекгора
ДЕФИС НЕ СТАВИТСЯ:
• 1. первое существ. можем
преобразовать в качеств. прилаг.
гигант завод красавица невеста
• 2.нариц. существительные, но первое –
родовое понятие, второе – видовое.
дерево осина гриб сыроежка
• 3. первое – нарицат., второе – собств.
гора Казбек река Днепр
• 4. после слов друг, товарищ, господин
товарищ офицер господин полицейский
ЗАКРЕПИМ новую тему
Бабушка (старушка) из окна
гл..дит.
2. Белые чайки (рыб..ловы) с
криком н..сились над Доном.
3. И пели девочки (подростки) на
б..регу своей реки.
4. Перед в(?)ездом в стари(н,нн)ую
усадьбу стояли в..ликаны(дубы).
5. Над Волгой (рекой) распл..скала
г..рмонь с..ратовские стр..дания.