Данную презентацию можно использовать на уроке в 9 классе при изучении языка программирования в среде Паскаль по теме "Строковые переменные. Диалог с компьютером. Константы". Учащиеся на примерах рассмотрят, что если мы хотим, чтобы компьютер был не только «вычислителем», но и «понимал» человеческую речь, то без строковых переменных не обойтись.
Строковые
Строковые
переменные
переменные
Учитель информатики
МОУ Юрцовская СОШ Егорьевский
район
Сафонова Ольга Викторовна
Если мы хотим, чтобы компьютер был не только «вычислителем», но и «понимал»
человеческую речь, без строковых переменных не обойтись.
Сравним две программы:
VAR a: String;
VAR
BBЕЕGINGIN
a:= ‘Привет
всем!‘;
WriteLn (a)
END.
END.
VAR a: Integer;
VAR
BBЕЕGINGIN
a:=98;
WriteLn (a)
END.
END.
В первой программе описание VAR
переменная а
обязана иметь числовое значение, а оператор a:=98 записывает
в ячейку а
число 98.
Во второй программе описание VAR
переменная а
обязана иметь строковое (текстовое) значение, т.е. ее значением
будет не
число, а произвольная цепочка символов. Оператор a:= ‘Привет
всем!‘
VAR a: Integer говорит о том, что
VAR a: String говорит о том, что
Слово String
String (читается – «стринг») переводится как «строка».
Информация в ячейке памяти , отведенной под строковую
переменную, может
в процессе выполнения программы меняться точно так же, как и в
ячейке для
Например, при выполнении фрагмента:
числовой переменной.
a:= ‘Минуточку!‘; WriteLn (a); a:= ‘Здравствуйте!‘; a:= ‘До
свидания!‘;WriteLn (a)
в ячейке a будут по очереди появляться строки:
Минуточку! Здравствуйте! До свидания!
а на экран будут выведены строки:
Минуточку! До свидания!
Строковую переменную можно задавать не только оператором присваивания,
ReadLn.
но и оператором ReadLn
WriteLn (‘Введите какое-нибудь слово‘);
Пример:
Пример:
VAR a: String;
VAR
BBЕЕGINGIN
WriteLn
ReadLn (a);
WriteLn (‘ Вы ввели слово ‘,a)
END.
END.
Во время паузы, вызванной оператором ReadLn, надо ввести
какой-нибудь
набор символов, например Информатика, и затем нажать
клавишу Enter в
знак того, что ввод закончен. Набор уйдет в ячейку а. В
результате на экране
будет напечатан текст:
Вы ввели слово Информатика
Диалог с компьютером
Диалог с компьютером
Напишем программу, которая осуществляла бы такой диалог
человека с
компьютером:
Компьютер выводит на экран:
Здравствуй, я компьютер, а тебя как зовут?
Человек вводит с клавиатуры:
Коля
Компьютер выводит на экран:
Очень приятно, Коля. Сколько тебе лет?
Человек вводит с клавиатуры:
16
Компьютер выводит на экран:
Ого! Целых 16 лет! Ты уже взрослый!
Рассмотрим программу
Рассмотрим программу
WriteLn (‘Здравствуй, я компьютер, а тебя как зовут?‘);
VAR imya : String;
VAR
vozrast : Integer;
BBЕЕGINGIN
WriteLn
ReadLn (imya);
WriteLn (‘Очень приятно, ‘, imya,‘ . Сколько тебе лет?’);
ReadLn (vozrast);
WriteLn (‘ Ого! Целых ‘, vozrast, ’ лет! Ты уже совсем
взрослый!‘)
END.
END.
По этой программе можно вести различные диалоги, но отличаться они будут
только той информацией, которую вводит человек.
Константы
Константы
Кроме переменных величин, в тексте программы мы встречаем
константы.
Это те значения, которые или присваиваются переменным, или
встречаются в
выражениях, или сравниваются с выражениями.
x:=25
Например:
slovo:=
‘Волга‘
y:= (x + 1)/(200 * x – 0.3)
…………………………….............. Здесь числовая константа – 25
…………………………….. Здесь строковая константа – Волга
…………….. Здесь числовые константы – 1 и 200 и 0.3
Задание
Задание
Напишите программу для следующей задачи:
Компьютер спрашивает названия двух планет, радиусы их орбит (в миллионах
километров) и скорости движения по орбите (в миллионах километров в сутки).
Компьютер вычисляет продолжительность года на планетах и выдает результат
в таком виде:
Продолжительность года на планете Земля – 365 суток, а на планете
Эоэлла – 12 суток.