Название работы:
Пророчество дар или мука?
Предметная область:
Внеклассное мероприятие
ФИО автора:
Голубева Ольга Леонидовна
Должность:
учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Большесосновская средняя
общеобразовательная школа»
Населенный пункт:
село Большая Соснова
«Пророк»
1826 год
«Пророк»
1841 год
Пророк – 1) по воззрениям различных религий провозвестник
и истолкователь воли Богов.
2) Предсказатель будущего.
(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
Пророком называется тот, у кого есть особая связь
с Творцом, превышающая ту духовную ступень, на
которой он находится. Творец поднимает его и
связывается с ним на более глубоком уровне, чем тот, на
котором находится пророк.
Происходит это не для самого человека, а для того,
чтобы он послужил посланником по отношению к своему
и последующим поколениям. Главная миссия пророка
провести высший свет к людям.
Сераф мии
(от евр. сараф,
палящий) — шестикрылый
ангел, особо
приближённый к престолу
Бога и Его
прославляющий. В
христианской системе
ангельской иерархии это
первый ангельский чин.
Серафимы, поддерживающие престол Бога.
Миниатюра 14 века.
Имя Серафимов – палящие
показывает их постоянное стремление
к Божественному, их горячность и
быстроту, их пылкую
стремительность, способность
возводить низших в горние,
возбуждать и воспламенять их к
подобному жару; равно как означает
способность, опаляя и сжигая, таким
образом очищать их; всегда открытую,
неугасимую, светоносную и
просвещающую их силу, прогоняющую
и уничтожающую всякое омрачение.
Виктор Васнецов.
Серафимы.
В книге пророка Исайи написано, что он видел Бога своими глазами.
Видение, призвавшее Исайю на проповедь, посетило его в Храме,
где ему явился Господь в облике небесного Царя, престол Которого
был окружен огненными существами — серафимами. Один из
серафимов взял горячий уголь и дотронулся им до губ Исайи:
«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий
уголь, который он взял клещами с жертвенника».
Фреска Тьеполо
изображает пророка
Исайю в момент, когда
ангел призывает его
пророчествовать. Ангел
подносит к его губам
кусок горящего угля в
щипцах, тем самым
даруя прощение за его
грехи.
На картине Микеланджело
Исайя изображён в тот
момент, когда голос
Всевышнего внезапно
оторвал его от книги. Ангел,
божий вестник, нашёптывает
Исайе небесные истины и
перед ним словно
открывается иной мир, он
видит Предвечного, слышит
его слова, возвещающие
судьбы народов. Пророк
обращает к Богу лицо, всем
существом своим стремясь
уловить великое дуновение.
Микеланджело Буонарроти. Пророк
Исайя.
Господь послал Исайю проповедовать народу волю Божию. С этого
времени пророк целиком посвятил себя служению Слову Божьему.
Вначале основной темой проповеди Исайи было обличение грехов
народа. Пророк призывал людей к покаянию, указывал им путь к
спасению, много пророчествовал об Иисусе Христе.
Исайя собрал вокруг себя учеников, которые записывали его речи,
обращался к власть имущим со словом предостережения: если люди и
далее будут продолжать нарушать Завет, их ждёт суровая расплата.
Пророческое служение Исайи
продолжалось более шестидесяти
лет. По преданию, Исайя по
повелению царя Манассии был
перепилен деревянной пилой
между кедровыми досками за
обличение царя и его вельмож в
нечестии.
Когда
опустошённая
обрести
крылья?
душа
способна
возродиться и
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и
внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Когда опустошённая душа
способна возродиться и
обрести крылья?
Почему превращение поэта в
Пророка и прекрасно, и
мучительно одновременно?
Почему
трагична
судьба
истинного
Пророка?
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там
земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Почему трагична
судьба истинного
Пророка?
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Качества пророка
«Духовной жаждою
томим…»
О какой «духовной жажде говорит
поэт и что стало причиной этой
жажды?
Сверхчеловеческая зоркость;
обострённость слуха;
«жало мудрыя змеи»,
дарованное вместо
«грешного языка»; «угль,
пылающий огнём», на
месте обычного
человеческого сердца.
Почему эти дары столь необходимы
для превращения в пророка?
«С тех пор как вечный судия
мне дал всеведенье
пророка…»
Какие синонимы вы могли бы
подобрать к слову «всеведенье»,
обнаруживая его смысловое
наполнение в стихотворении
Лермонтова?
Поэт Лермонтова худ, бледен,
одет в рубище, он
«торопливо пробирается»
через город, слыша за
спиной оскорбительные
возгласы.
Почему нет в пророке Лермонтова
величия?
Миссия пророка
«Восстань, пророк, и виждь,
и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца
людей!»
Почему из всего
синонимического ряда
Пушкин выбирает
именно глагол «жги»?
«Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья…»
Отрицает Лермонтов
мысль Пушкина о
высокой миссии пророка
или соглашается с ней?
воззвал:
«Восстань, пророк, и
виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца
людей».
Пророк и люди
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока…
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей
пищи…
Почему у Пушкина пророк
устремляется к людям, а
лермонтовский герой лишь
вдали от людей может
остаться самим собой,
обрести душевную
гармонию?
Пророк и мир пустыни
Духовной жаждою
томим,
В пустыне мрачной я
влачился…
Как труп в пустыне я
лежал…
«И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей
пищи.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там
земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя».
Почему именно пустыня
выбрана поэтами?
Почему у Пушкина пустыня
«мрачная», а у Лермонтова –
освещённая радостным
светом звёзд?
Особенности лексики
виждь,
внемли,
зеницы,
перстами,
горний,
мудрыя,
десницею,
отверстую
Почему Пушкин использует
старославянскую лексику?
всеведенье,
судия,
в очах,
град,
посыпал пеплом я главу,
даром божьей пищи,
старцы,
гласит устами,
тварь покорна там земная,
завет предвечного…
Не ужился с нами,
глупец…
Какую мысль раскрывает в
стихотворении Лермонтова
сочетание библейской и
разговорной лексики?
Основная авторская мысль
опустошённость,
потеря смысла
жизни
преображение,
превращение
поэта в пророка
ПОЭТПРОРОК
ЛЮДИ
осознание
своей
Миссии
Сформулируйте основную авторскую мысль
стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
М.Врубель.
Шестикрыл
ый
Серафим.
1904 год
Какая портретная деталь облика Серафима в большей степени
привлекает внимание и почему?
В одной руке Серафима – меч, в другой – светильник. Как вы
думаете, что символизируют эти детали?
Врубель использует свои любимые светящиеся фиолетовые и
синие краски. Какое ощущение они создают?
Подробнее о
картине…
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он…
Моих ушей коснулся он…
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык…
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Что роднит и что отличает Серафима в стихотворении
Пушкина и на картине Врубеля?
И.Крамской. Христос в
пустыне. 1872 год
Как вы думаете, какое время
суток изобразил Крамской и
почему именно это?
Какие портретные детали в
облике Христа наиболее
значимы?
Куда устремлён взгляд
Христа?
Страдание, решимость,
самоуглубление,
отрешённость,
напряжённость. Какое слово,
повашему, более точно
отражает душевное
состояние Христа?
С помощью каких
живописных средств
Крамской показал
одиночество Христа?
Подробнее о
картине…
Как на этот вопрос
отвечают А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов,
М.Врубель, И.Крамской?
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Иллюстрации
http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE
%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BF
%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD
%D0%B0&stype=image&lr=50&noreask=1&source=wiz
2. Материалы
http://yandex.ru/yandsearch?lr=50&text=%D0%BF
%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD+%D0%BF
%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE
%D0%BA&csg=1066%2C10058%2C13%2C10%2C0%2C0%2C0