Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Оценка 4.9

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
pptx
воспитательная работа +2
6 кл—8 кл
11.11.2018
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить" содержит познавательный материал по истории языка. Она знакомит учащихся с буквами, вышедшими из русской азбуки, особенностями чтения в древнерусском языке, цифровыми обозначениями, заимствованными буквами. Материалы презентации могут быть использованы как на уроках русского языка, так и в решении олимпиадных заданий.Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Буквы кириллицы.pptx

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Если хочешь познать истину, начни с азбуки Вот азбука – начало всех начал. Открыл букварь – и детством так и дунуло! А Константин-философ по ночам Не спал, наверно, буковки выдумывал. Шептал. Перо в чернила окунал. Он понимал, что буковки – основа Грядущего неписаного слова, Великого, как Тихий океан. (Ян Гольцман)

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• Последовав  мудрому  совету  пословицы,  отправимся  в  интересное  путешествие  в  далекое  прошлое,  ведь  история  нашего  алфавита  насчитывает  более  1000  лет  и  хранит немало тайн. • И  первое  открытие,  которое  мы  делаем,  познакомившись  с  ранними  славянскими  памятниками  письменности,  состоит  в  том,  что они написаны не одной, а двумя азбуками.  Одна из них называется глаголицей, другая –  кириллицей. Название глаголицы происходит  от славянского слова глаголати – «говорить».  Кириллица  была  названа  по  имени  одного  из  братьев – составителей славянского алфавита  – Кирилла.  • Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот  же  порядок  букв,  но  сильно  отличались  начертанием букв.

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Устав Как  известно,  славянская  письменность  была  создана  Кириллом  и  Мефодием  на  базе  греческого  алфавита,  в  его  «парадной»  форме,  это  так  называемый  устав,  который  был  дополнен  недостающими  буквами,  –  для  передачи  звуков,  отсутствующих  в  греческом  языке;  в  их  числе  буквы б, ж, ш, щ, ч, ъ, ы, , ь, ю,

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• В старину при обучении грамоте и в период  усвоения  правил  чтения  сначала  называли  буквы, затем из них образовывали «склады»  (слоги)  и  только  потом  –  слово.  Слово  базаръ, например, читалось так: «буки­аз» –  ба, «земля­аз­рцы­ер» – зар, ба­зар. • Известный  писатель  XIX  в.  В.Гиляровский  так  вспоминает  о  своей  первой  азбуке:  «Учиться  читать  я  начал  лет  пяти.  Дед  добыл откуда­то азбуку. Каждая буква была  с  рисунком  во  всю  страницу,  и  каждый  рисунок  изображал  непременно  разносчика:  а  (тогда  написано  было  «аз»)  –  апельсины,  «буки»  –  торговец  блинами,  «веди»  –  ветчина...  Далее  следуют  страницы  складов  «буки­аз» – ба, «веди­аз» – ва, «глаголь­аз»  –  га...  Других  азбук  тогда  не  было,  и  надо  полагать,  что  и  Лев  Толстой,  Тургенев,  Чернышевский  учились  тоже  по  этим  азбукам».

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
АЗ Аз соответствует личному местоимению. Какому? В глаголице эта буква была похожа на крест. Когда­то это слово  имело  бытийное  значение  и  обозначало  «моё  бытие»,  «Моё  присутствие  здесь».  Теперь  же  получается,  что  местоимение,  начинающее русский имяслов, теперь завершает алфавит. Когда  мы  говорим  пословицу:  «Я  –  последняя  буква  алфавита»? Это мы говорим в адрес себялюбца.

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Фразеологизмы со словом  «АЗ» • Объясните значение  этих фразеологизмов • От аза до ижицы • Сам  ни  аза  в  глаза,  а  людей ижицей тычет • Сидеть на азах • Твердить азы •Как произошло слово алфавит? •Как произошло слово азбука?

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Рассмотрите алфавит и скажите, каких  букв нет в современном алфавите? Зело, и­десятеричное, омега, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита,  ижица

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Заимствованные буквы • В  кириллице  были  и  буквы,  созданные  для  заимствованных  из греческого языка слов. Ферт,  фита,  кси,  пси,  ижица.  В  русском  языке  не  было  слов  со  звуком  Ф.  Поэтому  все  слова  в  славянском  языке  с  буквой  ферт  были  заимствованными.  Кси  и  пси  использовались  для  с  начальным  кс  и  пс  греческого  происхождения,  как  Ксения,  Псалтирь,  но  не  псы,  так  как  это  слово  разговорное.  Оно писалось с покоя. или  фита  слов  таких

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Юс­большой и юс­малый Юсы обозначали носовые  гласные звуки,  которые были в  славянском языке. Со  временем они  утратились, перейдя в  буквы У, Ю, Я

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
История буквы ЯТЬ • В русском письме со временем изменилось и значение буквы «ять» .  Буквы и и  е стали произноситься совершенно одинаково. Сравните:  вечер – ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер –     .  • До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой­страшилищем», «буквой­ пугалом», т.к. она затрудняла правописание и приносила (особенно  школьникам) много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть  слова с «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными.  Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.  • К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где писать .  Запоминали, что после буквы б буква пишется в четырех корнях, после  в – в пятнадцати, после д – в трех и т.п. Для лучшего запоминания  придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с : «Б   дный, б   лый, бл    дный б    съ поб     жал посп    шно в л    съ» и т.п.

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Ферт и фита • Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в алфавите стояли в разных местах, но обозначали один и тот же звук. («фита») писалась только в словах греческого происхождения, не очень последовательно: апо еоз, ди ирамб, ри ма, ари метика, ома, едоръ (но Филиппъ). Было много пословиц, отражающих трудность усвоения того, в каких словах писалась : «От фиты подвело животы» (о школьном учении); «Фита да ижица – к ленивому плеть ближится». • Вполне понятно, что одна из букв была лишней. Так исчезла буква («фита»), а осталась ф («ферт»), которая до сих пор обозначает звук [ф].

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
ЕР и ЕРЬ • Но  были  и  такие  буквы,  которые  изменили  свое  значение,  но  из  алфавита  не  исчезли.  Буквы  ъ  («ер»)  и  ь  («ерь»)  первоначально обозначали так называемые редуцированные  гласные,  близкие  к  [о]  и  [е]:  сънъ,  дьнь  (оба  слова  были  двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в  русском  языке  перестали  существовать,  исчезли  вообще  или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и ь  не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться  уже  в  другом  значении:  буква  ь  стала  разделительным  знаком (вьюга) и знаком мягкости (день, письмо), а ъ стал  разделительным знаком (въехал).

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Обозначение цифр • В старину на Руси буквы обозначали еще и  цифры.  Для  указания  того,  что  буквенный  знак  является  не  буквой,  а  цифрой,  сверху  над  ним  знак,  называемый  «титло».  Вот,  например:  как  записывались первые девять чисел специальный  ставился

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Десятки обозначались так Сотни  так Тысячи обозначались теми же буквами с  «титлами», что и первые девять цифр, но у них  слева ставили знак , например:

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• Десятки тысяч назывались «тьмы», их  единиц  обозначали,  кружками,  например,  числа  10 000,  20 000,  соответственно,  записывались следующим образом: обводя  знаки  50 000,  Отсюда и произошло название тьма народу, т.е.  очень много народу.

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• Названия старых букв  сохранились в  следующих  выражениях: прописать  ижицу, ходить  гоголем, стоять  фертом. Пользуясь  словарем, узнайте  значение этих  выражений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018