Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
pptx
воспитательная работа +2
6 кл—8 кл
11.11.2018
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить" содержит познавательный материал по истории языка. Она знакомит учащихся с буквами, вышедшими из русской азбуки, особенностями чтения в древнерусском языке, цифровыми обозначениями, заимствованными буквами. Материалы презентации могут быть использованы как на уроках русского языка, так и в решении олимпиадных заданий.Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Буквы кириллицы.pptx
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Если хочешь познать
истину, начни с азбуки
Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписаного слова,
Великого, как Тихий океан.
(Ян Гольцман)
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• Последовав мудрому
совету пословицы,
отправимся в интересное путешествие в
далекое прошлое, ведь история нашего
алфавита насчитывает более 1000 лет и
хранит немало тайн.
• И первое открытие, которое мы делаем,
познакомившись с ранними славянскими
памятниками письменности, состоит в том,
что они написаны не одной, а двумя азбуками.
Одна из них называется глаголицей, другая –
кириллицей. Название глаголицы происходит
от славянского слова глаголати – «говорить».
Кириллица была названа по имени одного из
братьев – составителей славянского алфавита
– Кирилла.
• Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот
же порядок букв, но сильно отличались
начертанием букв.
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Устав
Как известно, славянская письменность была
создана Кириллом и Мефодием на базе
греческого алфавита, в его «парадной»
форме, это так называемый устав, который
был дополнен недостающими буквами, –
для передачи звуков, отсутствующих в
греческом языке; в их числе буквы б, ж,
ш, щ, ч, ъ, ы, , ь, ю,
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• В старину при обучении грамоте и в период
усвоения правил чтения сначала называли
буквы, затем из них образовывали «склады»
(слоги) и только потом – слово. Слово
базаръ, например, читалось так: «букиаз» –
ба, «земляазрцыер» – зар, базар.
• Известный писатель XIX в. В.Гиляровский
так вспоминает о своей первой азбуке:
«Учиться читать я начал лет пяти. Дед
добыл откудато азбуку. Каждая буква была
с рисунком во всю страницу, и каждый
рисунок изображал непременно разносчика:
а (тогда написано было «аз») – апельсины,
«буки» – торговец блинами, «веди» –
ветчина... Далее следуют страницы складов
«букиаз» – ба, «ведиаз» – ва, «глагольаз»
– га... Других азбук тогда не было, и надо
полагать, что и Лев Толстой, Тургенев,
Чернышевский учились тоже по этим
азбукам».
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
АЗ
Аз соответствует личному местоимению. Какому?
В глаголице эта буква была похожа на крест. Когдато это слово
имело бытийное значение и обозначало «моё бытие», «Моё
присутствие здесь». Теперь же получается, что местоимение,
начинающее русский имяслов, теперь завершает алфавит.
Когда мы говорим пословицу: «Я – последняя буква
алфавита»?
Это мы говорим в адрес себялюбца.
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Фразеологизмы со словом
«АЗ»
• Объясните значение
этих фразеологизмов
• От аза до ижицы
• Сам ни аза в глаза, а
людей ижицей тычет
• Сидеть на азах
• Твердить азы
•Как произошло слово алфавит?
•Как произошло слово азбука?
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Рассмотрите алфавит и скажите, каких
букв нет в современном алфавите?
Зело, идесятеричное, омега, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита,
ижица
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Заимствованные буквы
• В кириллице были и буквы,
созданные для заимствованных
из греческого языка слов. Ферт,
фита, кси, пси, ижица. В
русском языке не было слов со
звуком Ф. Поэтому все слова в
славянском языке с буквой
ферт
были
заимствованными. Кси и пси
использовались для
с
начальным кс и пс греческого
происхождения,
как
Ксения, Псалтирь, но не псы,
так как это слово разговорное.
Оно писалось с покоя.
или фита
слов
таких
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Юсбольшой и юсмалый
Юсы обозначали носовые
гласные звуки,
которые были в
славянском языке. Со
временем они
утратились, перейдя в
буквы У, Ю, Я
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
История буквы ЯТЬ
• В русском письме со временем изменилось и значение буквы «ять» .
Буквы и и е стали произноситься совершенно одинаково. Сравните:
вечер – ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер – .
• До изгнания из азбуки «ять» называли «буквойстрашилищем», «буквой
пугалом», т.к. она затрудняла правописание и приносила (особенно
школьникам) много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть
слова с «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными.
Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.
• К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где писать .
Запоминали, что после буквы б буква пишется в четырех корнях, после
в – в пятнадцати, после д – в трех и т.п. Для лучшего запоминания
придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с : «Б дный,
б лый, бл дный б съ поб жал посп шно в л съ» и т.п.
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Ферт и фита
• Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в
алфавите стояли в разных местах, но обозначали
один и тот же звук. («фита») писалась только в
словах греческого происхождения, не очень
последовательно: апо еоз, ди ирамб, ри ма, ари
метика, ома, едоръ (но Филиппъ). Было много
пословиц, отражающих трудность усвоения того, в
каких словах писалась : «От фиты подвело животы»
(о школьном учении); «Фита да ижица – к ленивому
плеть ближится».
• Вполне понятно, что одна из букв была лишней. Так
исчезла буква («фита»), а осталась ф («ферт»),
которая до сих пор обозначает звук [ф].
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
ЕР и ЕРЬ
• Но были и такие буквы, которые изменили свое значение,
но из алфавита не исчезли. Буквы ъ («ер») и ь («ерь»)
первоначально обозначали так называемые редуцированные
гласные, близкие к [о] и [е]: сънъ, дьнь (оба слова были
двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в
русском языке перестали существовать, исчезли вообще
или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и ь
не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться
уже в другом значении: буква ь стала разделительным
знаком (вьюга) и знаком мягкости (день, письмо), а ъ стал
разделительным знаком (въехал).
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Обозначение цифр
• В старину на Руси буквы обозначали еще и
цифры. Для указания того, что буквенный
знак является не буквой, а цифрой, сверху
над ним
знак,
называемый «титло». Вот, например: как
записывались первые девять чисел
специальный
ставился
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
Десятки обозначались так
Сотни
так
Тысячи обозначались теми же буквами с
«титлами», что и первые девять цифр, но у них
слева ставили знак , например:
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• Десятки тысяч назывались «тьмы», их
единиц
обозначали,
кружками, например, числа 10 000,
20 000,
соответственно,
записывались следующим образом:
обводя
знаки
50 000,
Отсюда и произошло название тьма народу, т.е.
очень много народу.
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык, давай с тобой дружить"
• Названия старых букв
сохранились в
следующих
выражениях: прописать
ижицу, ходить
гоголем, стоять
фертом. Пользуясь
словарем, узнайте
значение этих
выражений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.