Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:- Отче, ты не прав!Старый священник не соглашается:- Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной.
Как
христианс
тво
пришло
на Русь
Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копье и серп.
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб…
Все твои озера святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты…
Сколько бед прошло над Русью,
Подсчитать и не берусь.
Только низко поклонюсь я,
И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»
Е.
Санин
Притча.
Однажды молодой христианин зашел в храм к
старому священнику, который славился святостью
своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой
произнес молитву. Юноша говорит:
Отче, ты не прав!
Старый священник не соглашается:
Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был
неправ, Бог не посылал бы ангелов, которые часто
молятся вместе со мной.
Юноша попросил священника спросить ангелов
кто же из них прав… На следующий день
священник сказал ему:
Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их
спросил, отчего же они раньше молчали, они
сказали, что Бог так устроил, что люди должны
научаться от людей.
Владимиру не
и 12лет как он
было
стал
княжить в
Новгороде,
под опекой
своего
дяди воеводы
Добрыни.
«На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне
сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает».
И поэтому Владимир все свое свободное время обучался
боевым приемам.
В результате
княжеских
междоусобиц
Владимир
в 980 году занял
Киев.
Первые 5 лет своего киевского
княжения
он провел в походах, лично руководя
дружиной
и объединяя Русь.
Русь при святом Владимире
972-1015гг.
При нем все
славянские
племена от
Карпат до Волги
стали составлять
одно целое –
русскую землю и
называться
русскими.
Владимир стал
полновластным
правителем
этого
Древнерусского
государства.
Владимир строго
соблюдал языческие
законы и приносил
богам щедрые дары.
После одного из
удачных военных
походов Владимир
дал добро и на
принесение
человеческих жертв.
Киевляне - язычники
шумной толпой
окружили дом
Феодора, чтобы
забрать его сына
«Один
жертву идолам.
Воин - христианин твердо
Бог
заявил:
Иоанна в намеченную
сотворивший
небо и
землю… Не дам сына
моего бесам. Если идолы
ваши действительно боги,
пусть
сами придут и
возьмут его». Язычники
так и не смогли захватить
их живыми. Феодор
доблестно
отражал
натиск толпы, пока кто-то
не
из
его
подрубил
жилища. Христиане
–
осаждавших
сваи
Владимир глубоко задумался
над словами воина-
христианина о едином Боге,
сотворившем небо и землю.
мужество,
Князь Владимир был
случившимся.
потрясен
Но
не
убийство
ошеломило
бесстрашного
и
жестокого князя - воина,
а
с
которым варяг Феодор в
одиночку противостоял
тысячи
разъяренных
киевлян.
такое мужество
Ведь
явлено
могло
только при
правого дела. К тому же
Феодор был известен
защите
то
быть
Сомнения князя в языческой
вере стали скоро известны.
К нему начали приходить с
проповедями миссионеры
различных
вероисповеданий.
Дружина и бояре
предостерегали
Владимира: «Ты
сам знаешь князь,
что никто своего
не хулит, а всегда
хвалят. Если
хочешь испытать
доподлинно веру
их, пошли людей
разумных
испытать на месте,
чья вера лучше».
По их совету
Владимир
отправил
послов в
разные
страны.
Вернувшись, они
рассказали, что
более всего
поразила их вера
греческая.
«Когда стояли
мы на их
богослужении,
то не знали, где
были: на небе
или на земле…
Воистину там
был сам Бог!»
Это было в греческой столице
Константинополь, который теперь
называется Стамбул. В нем есть
храм Святой Софии. «София»
означает мудрость. А мудрость –
одно из свойств Христа, и именно
в его честь был назван самый
величественный храм
христианского мира.
Современный вид храма
Святой Софии
Стамбул. (Царьград,
Константинополь).
Храм
Святой
Софии.
Внутренний
вид.
Стамбул.
Турция
Тут и бояре вспомнили о
княгине Ольге, сказав
Владимиру: «Если бы плох
был закон греческий, то
Ольга - бабка твоя
мудрейшая из всех людей,
не приняла бы его».
Вместе с ним
крестятся
его сыновья, а затем
многие бояре и
Владимир принимает
решение креститься.
княжеская дружина.
Крещение князя Владимира,
фреска В.М. Васнецова
во Владимирском соборе
Киева. XIX в.
истребил всех идолов. Главного
идола славян Перуна по приказу
Владимира привязали к конскому
хвосту и, волоча через весь
город, били палками, а затем
После крещения Владимир
бросили в Днепр.
В один из летних дней 988 года Владимир
объявил в Киеве, чтобы все жители явились
на реку для принятия крещения.
«Те же, кто не придет - будут не любы мне» -
сказал князь.
В назначенный день епископы и священники
совершили крещение над народом в
присутствии Владимира.
«В этот день небо и земля
ликовали» - говорит
летописец.
«И сошлось людей без
числа: вошли в воду и
стояли одни по шею,
другие по грудь,…
малых держа на
руках… Священники же
стояли творя молитвы.
Владимир же… воззрев
на небо изрек: «Боже
сотворивый небо и
землю! Прими этих
новых людей».
(Преподобный Нестор.
«Повесть временных лет»)
Крещение Руси,
фреска В.М. Васнецова
во Владимирском соборе Киева.
XIX в.
Жестокий и мстительный в
язычестве, Владимир после
крещения сделался образцом
кротости и любви.
Он не хотел наказывать даже
преступников. А его сказочная
щедрость поражала сердца
простых людей. Сама летопись
не без удивления сообщает, что
Владимир повелел всякому
нищему и убогому приходить
на княжеский двор брать все,
что ему требуется: деньги, еду,
питье. А для тех, кто сам не
может прийти, развозить все
необходимое по улицам,
расспрашивая горожан о
больных, старых и немощных.
Такую милостыню Владимир
творил не только на княжеском
дворе или в Киеве, но по всей
земле русской, во всем
государстве.
Народное предание и
былины прозвали
Владимира
«ласковым князем»,
«красным солнышком земли
русской».
По княжескому указу
ставились храмы,
назначались
священники,
открывались епархии
и приводились ко
крещению люди во
всех русских городах
и селах.
Но не одно только
духовенство
участвовало в
проповедовании
новой веры.
Если Владимир лично
не мог присутствовать
при крещении людей
в какой-либо из
областей государства,
то присылал им в
помощь своих
посадских и тысяцких,
как представителей
высшей
На русском севере сильны были
языческие верования.
В Новгороде Великом перемена
веры не обошлась без
сопротивления.
Большинство жителей
воинственно отнеслось к
ниспровержению старых богов.
Действия
княжеского
посольства
вызвали бунт
среди
новгородцев.
Тогда тысяцкий
князя Владимира
Путята во главе со
своей дружиной
выступил против
восставшего
народа, а дядя
Владимира
Добрыня поджег
городские дома.
Жители, бросив
мечи и копья,
кинулись тушить
пожар. Перевес
остался на
стороне князя.
В Ростове
третий
епископ
Леонтий,
хотя
язычники и
его выгнали
из города,
поселившись
за городом
стал
привлекать к
себе детей,
и учить их
грамоте по
христиански
м книгам.
Его решимость принять смерть
испугала жителей, а
убедительная речь, обращенная
к ним, так подействовала на
толпу, что многие тут же
изъявили готовность креститься.
Только в Киеве Владимир
сам построил два храма,
отдав на содержание одного
из них десятую часть всех
княжеских доходов. Уже в
конце правления Владимира
в древнерусской столице
насчитывалось более ста
церквей.
Сыновья князя Владимира, которым
он раздал княжеские уделы, также
ревностно заботились о
распространении и утверждении
христианства в областях им
подвластных.
Так в X веке кроме Киева,
Новгорода и Ростова христианская
вера была проповедована в
Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове
Священники из Болгарии –
ученики святых Кирилла и
Мефодия – принесли на Русь
азбуку и книги. Служба велась
на понятном славянском языке.
Высокие призывы Евангелия
(благой вести) быстро находили
отклик в сердцах русских
людей, народная память могла
храниться не только в песнях и
былинах, но и в летописях
Для более прочного
усвоения христианской
веры Владимир открыл
сначала в Киеве, а затем и
в других городах школы.
Князь приказал набирать в
них детей бояр для
обучения грамоте.
Летописец говорит, что
матери, отпуская своих
детей в неизвестные до
той поры школы, плакали
о них, как о мертвых.
Сын Владимира
Ярослав Мудрый приказал
при храмах открывать
школы для простого
народа.
В быстро
возникавших
монастырях
сосредотачивалис
ь основные силы
ученых,
писателей,
художников того
времени.
Иконы святого
равноапостольно
го князя
Владимира
Памятники
святому
равноапостольном
у князю
Владимиру