Презентация "Казахская народная инструментальная музыка"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 12.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этой презентацией я сопровождала урок музыки в шестом классе по данной теме. Здесь приведены и виды игры на домбре и речь идёт о основоположниках разных способов игры на народном инструменте. Также речь идёт о кобызе и его создателе, о первом музыканте у казахов Коркыте.
Иконка файла материала Казахская народная инструментальная музыка.ppt

Казахская народная инструментальная музыка

Казахская традиционная инструментальная музыка – это огромное духовное богатство народа, которое накапливалось в течение многих столетий.

Кюй - инструментальная пьеса, исполняемая народными музыкантами на различных музыкальных инструментах – кобызе, сыбызгы или домбре.

Кюй обычно звучит не более 2 – 3 минут.

Стили инструментальной музыки

Токпе – от слова «тогу» - льющийся – стиль игры, распространённый в Западном Казахстане.
Шертпе – (игра щипком) – характерен для всех остальных регионов Казахстана.

Кобызовая музыка

Занимает особое положение в казахской культуре.
Кобыз всегда считался священным инструментом. Его держали в руках казахские бахсы – шаманы. Бахсы лечили людей и животных, сопровождая свои «лечебные» ритуальные действия музыкой – пением и игрой на кобызе.

Кобыз был инструментом жырау, на нём играли, сопровождая эпос.

Сейчас в казахской музыке насчитывается не более двадцати кобызовых кюев.

Знаменитые кюйшы

Курмангазы
Даулеткерей
Таттимбет
Ыхлас
Казангап
Дина Нурпеисова

Курмангазы
Сагырбаев

Биография

Родился в 1818 году в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала, Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. Мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке и поддерживала его. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак, который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает своё мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов

Биография

Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи . Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие.

Биография

В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству - это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, М. Сулейменов. Широко известные в то время домбристы - Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора - также считали себя учениками Курмангазы.

Биография

Умер в 1889 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России.
К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.

Это интересно

Казахстанский композитор и собиратель фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи «неуправляемым разбойником». Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории — одна из величайших заслуг Брусиловского.

Из истории

1934 год - создан Казахский Академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы [8].
С 1945 года Казахская национальная консерватория в г. Алма-Ата носит имя Курмангазы.
В 60-тых годах именем Курмангазы были названы улицы в Алма-Ате и Астрахани, а затем в Уральске и Атырау.
В 1965 году учреждена Государственная премия Казахской ССР имени Курмангазы.
В 1967 году композитор Евгений Брусиловский написал симфонию «Курмангазы» (Государственная премия Казахстана, 1967).
В 1987 году Газиза и Ахмет Жубановы написали оперу "Курмангазы".
В 1997 году в Володарском районе Астраханской области, на месте его погребения был построен мавзолей.

Из истории

В 1998 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Курмангазы.
4 июля 2000 года был открыт памятник Курмангазы в Атырау.
В 2008 году в Астрахани был возведен бронзовый конный памятник Курмангазы. Памятник Курмангазы стал подарком правительства Республики Казахстан к 450-летнему юбилею Астрахани. Он представляет собой скульптуру лошади, на которой сидит Курмангазы с домброй .
В сентябре 2011 года бронзовый конный памятник великому кюйши Курмангазы был установлен в Актау на площади Ынтымак.

Почтовая марка Казахстана, посвящённая Курмангазы Сагырбаеву, 1998, 30 тенге (Михель 208)

Портрет Курмангазы на казахской банкноте номиналом 5 тенге 1993 года

Памятник Курмангазы в Астрахани, 2008. Жубанов А.К., "Курмангазы" (монография), Алма-Ата, 1936