Начало войны Дмитрий Дмитриевич встретил в блокадном Ленинграде и вместе с его жителями переносил все тяготы тех дней. В 1939-1940 годах началась история создания симфонии номер 7 Шостаковича. Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
«Ленинградская
симфония»
Водопьянова Т.М.
Начало войны Дмитрий Дмитриевич встретил в блокадном
Ленинграде и вместе с его жителями переносил все тяготы
тех дней. В 1939-1940 годах началась история создания
симфонии номер 7 Шостаковича. Первыми, кто услышал ее
отрывки, стали ученики и коллеги. Первоначально это была
простая тема, которая развивалась со стуком малого
барабана. Уже летом 1941 года эта часть стала отдельным
эмоциональным эпизодом произведения. После автор
признался, что никогда так активно не писал. Интересно,
что композитор делал обращение к ленинградцам по радио,
где сообщил о творческих планах. В сентябре работал над
второй и третьей частями. 27 декабря мастер написал
финальную часть. 5 марта 1942 года в Куйбышеве впервые
Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете
симфонический оркестр. Его руководителем стал Карл
Элиасберг. Струнную группу подобрали, а с духовой
возникла проблема: люди просто физически не могли дуть
в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок
прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам. Позже
музыкантов прикрепили к столовой горсовета - один раз в
день они получали горячий обед. Вскоре руководитель
настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9
февраля его привезли в стационар на детских саночках с
диагнозом "алиментарная дистрофия 2-й степени". Но уже
9 апреля он провел репетицию созданного оркестра
Источник: https://www.chitalnya.ru/work/976678/
Одна из участниц легендарного
исполнения вспоминала:
«Я увидела людей, музыкантов,
которых хорошо знала... Кто в саже,
кто совершенно истощен, неизвестно
во что одет. На первую репетицию
оркестр целиком еще не мог
собраться. Многим просто не под силу
было подняться на четвертый этаж,
где на ходилась студия. Те, у кого сил
было побольше или характер покре
пче, брали остальных под мышки и
несли наверх. Репетировали сперва
всего по 15 минут. И если бы не Карл
Ильич Элиасберг, не его напористый,
героический характер, никакого
оркестра, никакой симфонии в
Ленинграде не было бы. Хотя он тоже
был дистрофиком, как и мы. Его на
репетиции привозила, на саночках
жена. Помню, как на первой
репетиции он сказал: "Ну, давайте...",
поднял руки, а они - дрожат... Так у
меня и остался на всю жизнь перед
глазами этот образ, эта
Первая часть начинается широкой, распевной эпической
мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей
мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович
говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о
прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме
главной партии, которую роднят с русскими богатырскими
темами размашистые интонации, смелые широкие
мелодические ходы, тяжелые унисоны.Побочная партия тоже
песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню.
Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит
спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-то издалека
раздается дробь барабана, а потом
появляется и мелодия:
примитивная, похожая на куплеты
- выражение обыденности и
пошлости. Как будто двигаются
марионетки. Так начинается
«эпизод нашествия» -
потрясающая картина вторжения
разрушительной силы. Поначалу
звучание кажется безобидным. Но
тема повторяется 11 раз, все
больше усиливаясь. Мелодия ее не
изменяется, она только постепенно
обрастает звучанием все новых и
новых инструментов, превращаясь
в мощные ак кордовые комплексы.
Так эта тема, которая сначала
казалась не угрожающей, а тупой
и пошлой, превращается в
колоссальное чудовище -
Эпизод нашествия
написан в форме
вариаций на неизменную
тему - пассакалии. . Тема
простая, как бы
приплясывающая,
которую сопровождает
бой малого барабана.
Она разрасталась до
огромной мощи. Сначала
она звучала безобидно,
даже фривольно, но
вырастала в страшный
символ подавления. В
тот момент, когда
кажется, что железная
махина с грохотом
движется прямо на
слушателя, происходит
неожиданное.
Начинается
противодействие.
Появляется
драматический мотив,
который принято
называть мотивом
После мощной
кульминации реприза
звучит сумрачно и
мрачно. Тема главной
партии в ней звучит как
страстная речь,
обращенная ко всему
человечеству, полная
великой силы протеста
против зла. Особенно
выразительна мелодия
побочной партии,
ставшая тоскливой и
одинокой. Здесь
появляется
выразительное соло
фагота.
Это больше не
колыбельная, а скорее
плач, прерываемый
мучительными
спазмами. Только в
коде главная партия
звучит в мажоре, как
бы утверждая
Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики
в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми
ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор
и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.
Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает
хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует
патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам
композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед
природой». Драматическая середина части воспринимается как
воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события
первой части.
Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто
постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема,
полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народно го гнева. Его
• сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших.
А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения
симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов
как символ мира и будущей Победы
«Зал филармонии был полон.
Публика была самой
разнообразной. На концерт пришли
моряки, вооруженные пехотинцы,
одетые в фуфайки бойцы ПВО,
исхудавшие завсегдатаи
филармонии. Исполнение
симфонии длилось 80 минут. Все
это время орудия врага
безмолвствовали: артиллеристы,
защищавшие город, получили
приказ — во что бы то ни стало
подавлять огонь немецких орудий.
Новое произведение Д.
Шостаковича потрясло
слушателей: многие из них
плакали, не скрывая слез. Великая
музыка сумела выразить то, что
объединяло людей в то трудное
время — веру в победу,
жертвенность, безграничную
любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения Седьмая
симфония транслировалась по
…И когда в знак начала
Дирижерская палочка
поднялась,
Над краем передним, как
гром, величаво
Другая симфония
началась —
Симфония наших
гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить
не стал,
Чтоб город Седьмую
симфонию слушал. …
И в зале — шквал,
И по фронту — шквал. …
А когда разошлись по
квартирам люди,
Полны высоких и гордых
чувств,
Бойцы опустили стволы
орудий,
Защитив от обстрела
площадь Искусств.
Николай
Сивков
Симфонию, которая
транслировалась по радио и
громкоговорителям городской
сети, слушали не только жители
Ленинграда, но и осаждавшие
город немецкие войска. Как потом
говорили, немцы просто
обезумели, когда услышали эту
музыку. Они-то считали, что город
почти умер. Ведь еще год назад
Гитлер обещал, что 9 августа
немецкие войска пройдут
парадным маршем по Дворцовой
площади, а в гостинице «Астория»
состоится торжественный
банкет!!! Через несколько лет
после войны двое туристов из ГДР,
разыскавшие Карла Элиасберга,
признавались ему: «Тогда, 9
августа 1942 года, мы поняли, что
проиграем войну. Мы ощутили
https://nashenasledie.livejournal.com/
1360921.html
http://music-
fantasy.ru/materials/dmitriy-
shostakovich-simfoniya-no7-
leningradskaya
https://yandex.ru/images/search?
pos=23&clid=9582&img_url=https%3A%2F
%2Fimgtest.mir24.tv%2Fuploaded%2Fimages%2Fcrops
%2F2018%2FAugust
%2F1200x600_0x354_wide_crop_75c9cc8141f694bb5eb8ed8a4
25269b990fdc617d588913347c8dcc9b5c1a222.jpg&text=ПРЕД
ЧУВСТВИЕ%20ПОБЕДЫ&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?pos=129&p=4&img_url=https%3A%2F
%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F9108%2F225044291.3a
%2F0_d148b_eb380adf_XXL.jpg&text=%D0%BB%D0%B5%D0%BD
%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA
%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE
%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%88%D0%BE
%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE
%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0&rpt=simage