Особенности задания №23
Одно из трёх заданий высокого уровня сложности и самое «дорогое» из них. Максимально возможное количество баллов за него-4.
На выполнение задания отводится больше всего времени– 30 минут
Единственное задание с использованием реального лабораторного оборудования.
Экспериментальные задания № 23
Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов:
задания на косвенные измерения физических величин;
задания, проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных;
задания, проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;
Критерии оценки выполнения задания №23
Полностью правильное выполнение задания оценивается 4 баллами, для этого необходимо:
схематичный рисунок экспериментальной установки;
формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам;
правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании);
полученное правильное числовое значение искомой величины.
Экспериментальные задания 1-го типа
Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения физических величин.
Предлагаемые работы :
плотности вещества,
силы Архимеда,
коэффициента трения скольжения,
жесткости пружины,
периода и частоты колебаний математического маятника,
момента силы, действующего на рычаг,
работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока,
работы силы трения,
оптической силы собирающей линзы,
электрического сопротивления резистора,
работы электрического тока,
мощности электрического тока.
Определение плотности вещества
Использовать комплект №1
Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2.
В бланке ответов:
сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;
запишите формулу для расчёта плотности;
укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;
запишите числовое значение плотности материала цилиндра.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания плотность вещества, из которого выполнен цилиндр оказалась равной 8500 кг/м3.
Определение жесткости пружины
Использовать комплект №3
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
Сделайте рисунок экспериментальной установки;
запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
запишите числовое значение жёсткости пружины.
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент жесткости оказался равным 40 Н/м.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Экспериментальные задания 2-го типа
Цель задания: проверка умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.
Предлагаемые работы :
зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины,
зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити,
зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника,
зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления,
свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.
Определение зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
Использовать комплект №3
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов. Установите зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
сделайте рисунок экспериментальной установки;
запишите результаты измерения веса грузов, удлинения пружины;
сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины.
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила упругости прямо пропорциональна растяжению пружины.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
№ опыта | Вес груза, | Сила упругости, Н | Удлинение, м |
1 | 0,025 | ||
2 | 0,050 | ||
3 | 0,075 |
Определение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити
Использовать комплект №7
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
В бланке ответов:
сделайте рисунок экспериментальной установки;
укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
вычислите период колебаний для всех трех случаев;
сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити период свободных колебаний уменьшается.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Экспериментальные задания 3-го типа
Цель работы: проверка умения проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.
Предлагаемые работы по проверке:
Закона последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
Закона параллельного соединения резисторов для силы электрического тока
Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов.
В бланке ответов:
1. начертите электрическую схему эксперимента;
2. измерьте напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора;
3. сравните напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора
4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов.
U, В | U1, В | U2, В | Вывод |
3 | 2 | 1 | U =U1+U2 |
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока
Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
В бланке ответов:
1. начертите электрическую схему эксперимента;
2. измерьте силу тока в каждой ветви цепи и на неразветвленном участке;
3. сравните силу тока на основном проводнике с суммой сил токов в параллельно соединенных проводниках,
4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках .
I, A | I1, A | I2, A | Вывод |
0,6 | 0,4 | 0,2 | I =I1+I2 |
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Экспериментальные задания № 23
Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов:
задания на косвенные измерения физических величин;
задания, проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных;
задания, проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;
Критерии оценки выполнения задания №23
Полностью правильное выполнение задания оценивается 4 баллами, для этого необходимо:
схематичный рисунок экспериментальной установки;
формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам;
правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании);
полученное правильное числовое значение искомой величины.
Определение силы Архимеда
Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
сделайте рисунок экспериментальной установки;
запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
запишите численное значение выталкивающей силы.
Определение силы Архимеда
Использовать комплект №2
Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
сделайте рисунок экспериментальной установки;
запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
запишите численное значение выталкивающей силы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сила Архимеда оказалась равной 0,2 Н.
Предметные и общеучебные умения
Проводить элементарные исследования
Владение основами знаний о методах научного познания
Составлять схемы, таблицы, графики, диаграммы
Владение экспериментальными умениями
Устанавливать причинно-следственные связи.
Делать вывод о проделанной работе
Использование приобретённых знаний и умений в практической Де
Предметные и общеучебные умения
Проводить элементарные исследования
Владение основами знаний о методах научного познания
Составлять схемы, таблицы, графики, диаграммы
Владение экспериментальными умениями
Устанавливать причинно-следственные связи.
Делать вывод о проделанной работе
Использование приобретённых знаний и умений в практической Де
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.