Презентация "Музыка - сестра живописи"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Музыканты и музицирование, музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох. Античные барельефы и вазы с изображением музыкантов, играющих на авлосах и кифарах, сменяются средневековыми фресками и иконами с изображениями музицирующих ангелов. В эпоху Возрождения художники пишут картины, персонажи которых — участники концертов («Сельский концерт» Джорджоне).В Эрмитаже экспонируется одна из лучших картин итальянского художника конца XVI — начала XVII в. Караваджо — «Лютнист». Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и для современных живописцев. На полотнах П. Пикассо, например, можно часто увидеть скрипку, «разъятую» на части для того, чтобы показать в разных ракурсах ее детали — деки, гриф и т. д. Внутренний мир выдающихся музыкантов, многогранность их личности и глубину творческих исканий раскрывают портреты Ф. Шопена (художник Э. Делакруа), М. П. Мусоргского и А. П. Бородина (художник И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (художник В. А. Серов), Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник А. Я. Головин), С. С. Прокофьева (художник П. П. Кончаловский), К. Н. Игумнова (художник П. Д. Корин), К.А.Караева (художник Т. Т. Салахов) и др.Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Иконка файла материала Музыка – «сестра живописи».pptx
Музыка – «сестра  живописи» Ученицы 5 А класса                        Рогачевой Софьи Липецк 2018 год.
Великий  итальянский  художник  эпохи  Возрождения  Леонардо  да  Винчи  назвал  музыку  «сестрой  живописи».  И  действительно,  эти  два  вида  искусства  развивались  параллельно,  соприкасаясь  не  менее  тесно,  чем  музыка  и  поэзия.  Музыканты  и  музицирование,  музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства  разных  эпох.  Античные  барельефы  и  вазы  с  изображением  музыкантов,  играющих  на  авлосах  и  кифарах,  сменяются  средневековыми  фресками  и  иконами  с  изображениями  музицирующих  ангелов.  В  эпоху  Возрождения  художники  пишут  картины,  персонажи  которых  —  участники  концертов  («Сельский  концерт»  Джорджоне).  В  Эрмитаже  экспонируется одна из лучших картин итальянского художника конца XVI — начала XVII в.  Караваджо — «Лютнист». Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и  для  современных  живописцев.  На  полотнах  П.  Пикассо,  например,  можно  часто  увидеть  скрипку,  «разъятую»  на  части  для  того,  чтобы  показать  в  разных  ракурсах  ее  детали  —  деки, гриф и т. д. Внутренний мир выдающихся музыкантов, многогранность их личности и  глубину творческих исканий раскрывают портреты Ф. Шопена (художник Э. Делакруа), М.  П.  Мусоргского  и  А.  П.  Бородина  (художник  И.  Е.  Репин),  Н.  А.  Римского­Корсакова  (художник В. А. Серов), Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник А. Я. Головин),  С. С. Прокофьева (художник П. П. Кончаловский), К. Н. Игумнова (художник П. Д. Корин),  К. А. Караева (художник Т. Т. Салахов) и др.
Однако художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказалось  возможным  потому,  что  в  музыкальной  и  живописной  композиции  часто  действуют  сходные  закономерности.  Для  живописи,  например,  важны  понятия  ритма,  движения,  для  музыки  —  колорита,  симметрии.  Мы  говорим  о  линии  в  изобразительном  искусстве,  но  также  о  мелодической  линии  в  музыке,  о  пропорциях  и  там  и  здесь.  Казалось  бы,  невозможно  живописными  средствами  передать  принципы  формы  музыкального  произведения.  Однако  литовский  художник  и  композитор  М.  К.  Чюрлёнис  пишет  картины  под  названием  «Фуга»,  «Соната весны. Анданте». Музыка и сама великолепно умеет живописать, рисовать. Уже в XVII—XVIII вв. существовали  жанры  музыкального  портрета  и  жанровой  музыкальной  зарисовки.  Пьесы  для  клавесина  Ф.  Куперена  носят  названия  «Любимая»,  «Финетта»,  «Жницы»,  «Вязальщицы».  В  фортепьянном  цикле «Карнавал» Р. Шуман нарисовал портреты своих выдающихся современников: скрипача Н.  Паганини,  композитора  Шопена.  В  XX  в.  композитор  П.  Хинде­мит  дал  целое  жизнеописание  художника  Ма­тиса  Нитхардта  в  симфонии  «Художник  Ма­тис».  В  XIX  в.  появляется  особый  жанр  —  симфоническая  картина  (см.  Симфоническая  музыка).  Вспомните,  как  замечательно  изображает море Римский­Корсаков (симфоническая картина «Садко»), сказочные персонажи А.  К.  Лядов  («Баба­Яга»,  «Волшебное  озеро»,  «Кикимора»).  Мусоргский  создал  цикл  по  картинам  художника  и  архитектора  В.  А.  Гартмана  —  «Картинки  с  выставки».  Тут  и  «Балет  невылупившихся  птенцов»,  и  «Гном»,  и  «Богатырские  ворота».  Можно  назвать  такие  произведения, как «Море» и «Эстампы» К. Дебюсси, «Живопись» советского композитора Э. В.  Денисова (см. Программная музыка).
Особое явление у музыкантов — цветной слух, при котором отдельные тона и тональности  музыкального  произведения  ассоциируются  с  определенными  цветами.  Цветным  слухом  обладали Р. Вагнер, Римский­Корсаков. В поэме А. Н. Скрябина «Прометей» в нотах выписана  специальная  цветовая  строка.  По  замыслу  композитора  исполнение  поэмы  должно  было  сопровождаться проецированием на экран цветовой гаммы (см. Светомузыка) . Людей  искусства  всегда  волновала  проблема  синтеза  музыки  и  живописи.  Наиболее  органично  синтез  этот  осуществился  в  операх  и  балетах.  Вы  прекрасно  знаете,  как  важны  хорошие, соответствующие музыке костюмы и декорации в театре. Мировым успехом в начале  XX  в.  пользовались  выступления  артистов  русского  балета  в  Париже  (так  называемые  «Русские  сезоны»  под  руководством  С.  П.  Дягилева).  И  этот  успех  с  артистами  заслуженно  разделили  талантливые  художники  —  А.  Н.  Бенуа,  Л.  С.  Бакст,  Н.  К.  Рерих,  Н.  С.  Гончарова,  создавшие прекрасные декорации и костюмы к балетам И. Ф. Стравинского «Петрушка», «Жар­ птица», «Весна священная», к «Шехеразаде» на музыку Римско­го­Корсакова и др. Наконец, само нотное письмо имеет много общего с изобразительным искусством, а именно с  графикой. Красиво написанный нотный текст производит эстетическое впечатление. К тому же  ноты  не  всегда  были  круглыми  и  помещались  на  линейках,  в  средневековье  существовали  графически  разнообразные  не­вменная  и  крюковая  нотации  (см.  Нотная  запись).  Ноты,  как  и  книги,  часто  украшались  живописными  миниатюрами,  в  XI—XII  вв.  писали  на  разноцветных  строчках.  Партитуры  некоторых  современных  зарубежных  композиторов  иногда  специально  демонстрируют в выставочных залах как произведения графики.
В  1892  году  Исаак  Левитан  написал  картину  «Вечерний  звон».  Сегодня  это  полотно  является  достоянием Государственной Третьяковской галереи. О создании этой картины Левитан впервые задумался, когда жил под Звенигородом и любовался там  прекрасным  Саввино­Сторожевским  монастырем.  Позднее,  путешествуя  в  поисках  вдохновения,  художник  побывал  в  окрестностях  Юрьевца  и  увидел  там  Кривозерский  монастырь.  Таким  образом,  можно считать, что на создание «Вечернего звона» его вдохновили оба монастыря. «Вечерний  звон»  Левитана  наполнен  покоем  и  умиротворением.  На  этой  картине  автор  изобразил  летний вечер – тот час, когда вечерний звон с колоколен монастыря созывает верующих на молитву. К широкой и узкой реке ведет узкая тропинка. У берега: небольшой причал и две лодочки. В одной из  них  сидит  человек.  В  реке  отражаются  деревья,  растущие  вдоль  берега,  монастырь  и  летнее  небо.  Какое удовольствие любоваться этой картиной! Монастырский храм утопает в зелени. От ворот обители  к реке ведет широкая дорога. По водной глади к монастырю приближается лодка с паломниками. Глядя  на  этот  пейзаж,  можно  услышать  вечерний  звон  колоколов,  почувствовать,  как  пахнет  воздух  летним  вечером.  Удивительно,  как  мастерски  выбрал  Левитан  оттенки,  чтобы  изобразить  облака,  плывущие по небу! Кажется, что даже не глядя на весь пейзаж, можно было бы по одному только цвету  облаков понять, что на картине изображен летний вечер. Этим  пейзажем  можно  любоваться  бесконечно.  В  нем  есть  то,  чего  так  не  хватает  современному  человеку  –  поразительная  безмятежность,  покой,  гармоничное  слияние  человеческой  духовности  и  природы.
Также  в  картине  чувствуются  оттенки  грусти  и  печали,  это  выражено  тем,  что  закончилось лето, дни стали короче, природа погружается в состояние покоя.  Романс А.А.Алябьева «Вечерний звон» настолько полюбился слушателями, что в  некоторых  изданиях,  он  стал  числиться  как  русская  народная  песня.  Музыка  созвучна по интонации с настроением картины. Она такая же спокойная, тихая, как  сам  пейзаж.  Музыку    и  картину  объединяет  разнообразие  оттенков,  мягкий  тембр  голоса и красок. В картине И.Левитана плавные, гибкие, выразительные  линии, как  и сама музыка. В музыкальном произведении звучит хоровая музыка, подобно пению  в  храме,  где  инструменты  не  звучат,  лишь  только  собственным  голосом  человек  может раскрыть собственную душу перед Всевышним. У песни певучая, задумчивая  мелодия,  медленный  темп,  немного  взволнованное  настроение,  широкий  диапазон  мелодий. Эти  два  произведения  словно  объединились  в  одно  полотно  с  поэтичным  названием «Вечерний звон колоколов». В них мы можем найти подтверждение того,  что авторы разных времен могут говорить о колокольном звоне, как об одном и том  же:  изображать  одинаковое  состояние  души,  передавать  настроение  и  чувства  человека.
Спасибо за внимание.