Шли годы…Советские крылатые машины летали все выше, все дальше, все быстрее. В
ряде конструкций дерево постепенно заменялось металлом. Но оно ещё широко
использовалось при создании новых гражданских и военных самолетов. Суровую
проверку наши боевые машины выдержали во время Великой Отечественной войны. И
дерево не подвело.
Шире других авиаконструкторов использовал древесину дважды Герой
Социалистического Труда Семен Алексеевич Лавочкин. В его истребителях ЛаГГ-3, Ла-
5, Ла-5ФН, Ла-7 в качестве конструкционного материала применялась так называемая
дельта-древесина – многоголосная фанера, обработанная специальными фенольными
смолами и спрессованная под большим давлением. Она обладала высокой твердостью
и практически не горела. Сталин отнесся с недоверием к сообщениям о новом
материале. Главный конструктор и тогдашний нарком авиационной промышленности
А.И. Шахурин были вызваны в Кремль. Как вспоминает Александр Иванович в своей
книге «Крылья победе», Сталин, «подойдя к столу заседаний, на котором лежали
лонжерон и нервюры, изготовленные из дельта-древесины, вынул изо рта трубку и,
повернув ее, горящую положил на дерево. Оно даже не обгорело. Тогда Сталин взял с
письменного стола перочинный ножик и стал скрести полированную поверхность
фанеры. Все усилия были напрасны. Дерево оказалось твердо, как камень».
Применение дельта-древесины, что было особенно важно на первом этапе войны.
С первых дней войны хорошо зарекомендовали себя истребители Як-1 конструкции
Александра Сергеевича Яковлева. Они имели крылья с двумя деревянными
лонжеронами и обшивкой из 10-12 слоев фанерного шпона, обтянутого специальной
тканью – перкалем. Из такого же материала изготовились киль и стабилизатор. В
усовершенствованной модели Як-3 деревянные лонжероны были заменены легкими
дюралюминиевыми, но остальной каркас крыла и его обшивку оставили деревянными.
Истребители Як-3 с благодарностью вспоминали не только наши летчики, но и их
французские коллеги из эскадрильи «Нормандия – Неман». В октябре 1944 года з
десять дней они сбили 119 фашистских самолетов. Среди французских летчиков было
лишь двое раненых. После окончания войны отважные воины эскадрильи вернулись на
родину на сорока подаренных им боевых «Яках» с крыльями из сибирской сосны.
В военное лихолетье деревянный учебно-тренировочный самолет У-2 (По-2)
превратился в легкий ночной бомбардировщик. Эту машину немцы впервые увидели в
1928 году на авиационной выставке в Берлине. Им тогда и в голову не могло прийти,
что эта фанерно-полотняная машина может представлять какую-либо опасность.
Увидев У-2 на фронте, гитлеровцы поначалу смеялись ,наделяли самолёт
презрительными кличками вроде «рус-фанер» и «кофейная мельница». Но тихоход
оказался превосходным ночным бомбардировщиком.
В целях экономии дефицитного металла во время войны бензиновые баки стали
изготовлять из сосны,
Бакелитовой фанеры и шпона. Их обтягивали резиной и устанавливали на самолёты.
Особенной прочностью отличались баки из листовой фибры. При испытании на
полигоне по ним стреляли из немецкого оружия, но баки даже с 17 пулевыми
пробоинами сохраняли герметичность. Самолёты с такими фибровыми бензобаками
наши летчики, называли непробиваемыми.
Презентация на классный час "Деревообработчики фронту"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.