Данная презентация предназначена для педагогов- психологов в образовательном учреждении. Подготовлена на родительское собрание в 4 классе на тему «Ребёнок становится трудным…». В данной презентации рассматриваются вопросы по теме: переход обучающихся 4 классов в среднее звено, возрастные кризисы, пути решения кризиса.
«Ребёнок
становится
трудным…»
Кризисы возрастного
развития
Возрастные кризисы – особые, периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Относятся к нормативным процессам, необходимым для
нормального поступательного хода личностного развития.
• Кризис 1 года.
• Кризис 3 лет («Я сам»).
• Кризис 67 лет.
• Кризис 1115 лет.
• Кризис 17 18 лет.
Возрастные особенности
детей 10-11 лет
• Конец детства, период непосредственно
предшествующий подростковому.
• Если в младшем школьном возрасте
ребенок ориентировался на оценку
взрослых, то теперь для него более
значимой становится оценка сверстников.
Ведущей деятельностью становится не
учеба, а общение со сверстниками.
Происходит осознание своей
индивидуальности, неповторимости.
родителей.
2.Борьба за
самоутверждение.
3.Неверие в свой
Мотивы детской неуправляемости:
1.Борьба за внимание
успех.
4.Жажда мщения
окружающему
миру, взрослым.
Ребенок мстит за:
– неверие в его
способности и
возможности;
– сравнение не в его
пользу со
старшими или
младшими
братьями и
сестрами, со
сверстниками;
– за унижение друг
друга в кругу
семьи,
– за потерю одного
из родителей в
результате
развода;
– за появление в доме
нового члена семьи,
который становится
более значимым, чем
сам ребенок;
– за несправедливость
по отношению к себе
и невыполненные
взрослыми
обещания;
– за родительскую
ложь.
«Роли» детей при
самоутверждении
«Умные»
«Сильные, смелые, волевые»
«Активисты»
«Талантливые»
«Надежный друг, верный
товарищ»
Роль классного «шута»
Изменения
в личности
ребенка
все более возрастает
ценность общения со
сверстниками;
ребенок ищет свое место,
роль в детском
коллективе;
он стремится к
самостоятельности, но не
может пока в полной мере
распорядиться ею;
развиваются навыки
самоорганизации,
саморегуляции
Варианты исхода
конфликта
• Первый вариант выигрывает только родитель. Что
происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление
сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример
поведения: “Всегда добиваться того, чего хочешь, не
считаясь с желанием другого”.
• Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители
избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы
жертвовать собой “ради ребенка”. Какова опасность
такого поведения для ребенка. (трудности общения в
коллективе).
• В случае третьего варианта исхода конфликта –
выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот
вариант основан на двух правилах общения: активное
слушание и “Я – сообщение”.
«Душа ребенка сродни скрипке:
как к ней прикоснешься, так она
и зазвучит».
Успеха Вам и терпения
в воспитании ваших
детей!
Спасибо за внимание!