Презентация на семинар для педагогов "Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация на семинар для педагогов "Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе" представляет собой определение основных направлений диагностики готовности детей к школьному обучению. Отражает наиболее содержательные методики для диагностики детей поступающих в первый класс. Презентация пригодится педагогам-психологам и специалистам работающим в сфере дошкольного образования.
Иконка файла материала подготовка детей к школе.pptx
ДИАГНОСТИКА  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ   ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ Под  необходимый  психологической  готовностью к школьному обучению  понимается  и  достаточный  уровень  психического  развития  ребенка  для  освоения  школьной  учебной  программы  в  условиях  обучения  в  коллективе  сверстников.   Психологическая  готовность  ребенка к школьному обучению ­ это  один  итогов  психического  развития  в  период  дошкольного детства. важнейших  из
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Стремление ребенка занять новое  ведет  к  внутренней  социальное  положение  образованию  позиции. его  центральное  Л.И.Божович  характеризует  это  личностное  как  новообразование,  характеризующее  личность  ребенка  в  целом.  Именно  оно  и  определяет  поведение  и  деятельность ребенка и всю систему  его  отношений  к  действительности,  к  самому  себе  и  окружающим  людям.
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ  КЕРНА­ЙИРАСЕКА Задача 1. Рисунок мужской фигуры.  Инструкция: «Здесь нарисуй какого­нибудь человека так, как ты это сумеешь».    Задача 2. Подражание письменным буквам. Инструкция: «Посмотри, здесь что­то написано. Ты еще не научился писать, но  попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и  рядом (справа) на пустом месте напиши так же». Задача 3. Срисовывание группы точек. Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так  же».
МЕТОДИКА Н.И.ГУТКИНОЙ “ДОМИК” Методика  «Домик»  (Н.  И.  Гуткина)  представляет  собой  задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные  детали  которого  составлены  из  элементов  прописных  букв.  Методика  рассчитана  на  детей  5—10  лет  и  может  использоваться  при определении готовности детей к школьному обучению. способность  определить  Цель  исследования:  копировать сложный образец. ребенка  Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на  образец,  точно  его  копировать,  определить  особенности  развития  произвольного  пространственного  восприятия,  сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. внимания,  Материал  и  оборудование:  образец  рисунка,  лист  бумаги,  простой карандаш Процедура обследования Перед  выполнением  задания  ребенку  дается  следующая  инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу  тебя  на  этом  листе  нарисовать  точно  такую  картинку,  как  на  этом  листке  (перед  испытуемым  кладется  листок  с  изображением  домика).  Не  торопись,  будь  внимателен,  постарайся,  чтобы  твой  рисунок  был  точно  такой  же,  как  на  этом  образце.  Если  ты  что­то  нарисуешь  не  так,  не  стирай  ни  резинкой,  ни  пальцем  (необходимо  проследить,  чтобы  у  ребенка  не  было  резинки).  Надо  поверх  неправильного  или  рядом  нарисовать  правильно.  Тебе  понятно  задание? Тогда приступай к работе».
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К  ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ связана  определенная  классифицировать  Интеллектуальная  готовность  к  школьному  обучению  с  развитием мыслительных процессов ­  способностью  обобщать,  сравнивать  их,  объекты,  выделять  существенные  признаки,  делать  выводы.  У  ребенка  должна  быть  широта  представлений, в том числе образных  и  пространственных,  соответствующее  речевое  развитие,  познавательная активность.
МЕТОДИКА А.Л.ВЕНГЕРА “ЛАБИРИНТ” домику  Ребенку  нужно  найти  путь  к  определенному  среди  других,  неверных  путей  и  тупиков  лабиринта.  В  этом  ему  помогают  образно  заданные  указания  ­  мимо  каких  объектов  (деревьев,  кустов,  цветов,  пройдет.  Ребенок должен ориентироваться в  самом  схеме,  отображающей последовательность  пути, т.е. решения задачи. лабиринте  грибов)  он  и
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ усматривал  Л.С.Выготский  считал  волевое  поведение  социальным,  а  источник  развития  детской  воли  взаимоотношениях  ребенка  с  окружающим  миром.  При  этом  ведущую  роль  в  социальной  обусловленности  воли  отводил  его  речевому  общению  со  взрослыми. во  волевой  характер  На  протяжении  дошкольного  детства  усложняется  сферы  личности  и  изменяется  ее  удельный  вес  в  общей структуре поведения, что проявляется  главным образом, в возрастающем стремлении  к  преодолению  трудностей.  Развитие  воли  в  этом  возрасте  тесно  связано  с  изменением  мотивов поведения, соподчинения им.
НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Нравственное  формирование  дошкольника  тесно  связано  с  изменением  характера его взаимоотношений со взрослыми  и  рождением  у  них  на  этой  основе  и  нравственных  чувств,  названных  внутренними  этическими инстанциями. Л.С.Выготским  представлений  с  инстанций    Д.Б.Эльконин  связывает  возникновение  этических  изменением  взаимоотношений между взрослыми и детьми.  Он пишет, что у детей дошкольного возраста,  в  отличие  от  раннего  детства,  складываются  отношения нового типа, что и создает особую,  характерную для данного периода социальную  ситуацию развития.
ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ Процедура  определения  психологической  готовности  к школе может  быть  различной в зависимости  от условий, в которых работает психолог.  Наиболее  благоприятные  условия  ­  это  обследование  детей  в  детском  саду  в  апреле­мае.  На  доске  объявлений  в  д/с  или  школе  заранее  вывешивается  листок  с  информацией  о  том,  какие  типы  заданий  будут  предъявляться  ребенку  на  собеседовании  у  психолога.  Эти  задания  в  общем  виде  могут  быть  сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:  1) Воспроизводить образец;  2) Работать по правилу;  3) Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;  4) Различать отдельные звуки в словах. Практически  все  обследования  проводятся  в  присутствии  родителей.  Исключение  составляют  только  две  методики  “Домик”  и  “Определение  доминирования  познавательного  или  игрового  мотива”. Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика  они  могут  отвлекать  детей,  а  при  исследовании  доминирования  мотивов  случайной  или  сознательной  репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей  очень желательно. Когда родители лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований  считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты. По  окончанию  выполнения  всех  заданий  в  случае  необходимости  родителям  даются  рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!